fbpx
6+

«Церковь – это единство разных людей. В этом и чудо»

Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной

«Истина и Жизнь»

Гость: Наталья Василевич, религиовед

Тема: Православная антропология и права человека. Часть 2

29 сентября 2017 г.

АУДИО

 

Александр Крупинин:

Христианство – оно единое…Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Все мы объединяемся вокруг Чаши. То есть мы составляем Единое Тело. И в то же время, получается, что внутри этого Единого Тела есть какие-то взаимопротиворечащие тенденции.

 

Наталья Василевич:

Но это как раз и чудо, что, несмотря на существование этих противоречащих тенденций, мы всё равно объединяемся вокруг одной Чаши. И всё человечество, если говорить о Евхаристии в таком космическом смысле. Всё-таки Христос пришёл, чтобы спасти весь мир, не только каких-то избранных людей. И даже не только людей: весь мир, всё творение, для того, чтобы восстановить всё это творение. Мы всё равно объединены во Христе, даже те, кто не являются христианами, грешники…мы всё равно в нём объединены, потому что Он принял человеческую природу. И мы все объединены как единый человеческий род, потому что мы созданы по образу Божию. И с одной стороны, это умозрительная концепция: мы не можем до Адама дойти и не можем знать наших потомков. Но мы всё равно все объединены в этот единый человеческий род, и мы все разные, совершенно разные. Нет двух одинаковых людей, даже однояйцевые близнецы, у которых полностью совпадает генетический код, являются двумя разными личностями. И у них могут быть совершенно разные какие-то там мысли…

 

Александр Крупинин:

То есть всё это разномыслие не противоречит христианству?

 

Наталья Василевич:

Нет, конечно же, не противоречит. В истории ранней Церкви были разномыслия. Просто есть разномыслие разрушительное, а есть разномыслие, которое позволяет сохраняться этому единству. Поэтому ереси…это проблема самих ересей… Во-первых, попытка навязать какое-то учение всей Церкви, во-вторых, попытка разрушить то учение, которое было. Это была всегда деструктивная позиция. Поэтому нет какого-то одного человека, который уполномочен решить, что соответствует учению Церкви, Божиему установлению, а что нет. Если бы все думали одинаково, в соборах не было бы никакого смысла. Не было бы смысла что-то обсуждать, приводить какие-то разные аргументы. Был бы там какой-то один лидер, ему бы это по наследству передавалось  или избирали бы его. И он говорил бы всем нам, как правильно. Нет, самое предание церковное – это постоянное переосмысление. Очень часто говорят, что «переосмысление» – это какое-то плохое слово, как будто они чего-то там не домыслили. Нет, в этом слове ничего нехорошего нет. Это значит, что человеческий ум, разум не статичен, он динамичен. Это постоянный процесс. То есть Церковь – это тоже постоянный процесс. Поэтому, например, мы служим Божественную Литургию. Можно же было один раз причаститься. Зачем это каждый раз повторять, каждый день Господень? И каждый раз мы что-то новое для себя открываем, каждый человек. И Церковь открывает для себя что-то новое. Поэтому разномыслие и участие всех разных в едином деле. Литургия – это общее дело. Участие всех в этом общем деле – это и есть чудо. Если бы Церковь объединяла всех одинаковых, это была бы армия, а не Церковь, армия клонов… Всё чудо Церкви в том, что мы такие разные, и мы друг другу помогаем что-то новое открывать.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

«Обожение – это довольно смелая, даже дерзкая концепция»

«Если Бог в центре, но человек не находится в центре вместе с Богом, то что-то в этой концепции не так». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной принимает участие Наталья Василевич, тема беседы – православная антропология и права человека. 29 сентября 2017 г. Часть 1. АУДИО

СЕРВИС СКАЧИВАНИЙ. Рубрика «Богословие»

Лекции и беседы, посвященные различным темам современного богословия, творениям святых отцов, вопросам православного вероучения

Наверх

Рейтинг@Mail.ru