«Наркоманию можно назвать народной бедой»

Плетнев

Л.Зотова: Я рада представить участника нашей беседы. Многим он уже знаком по передачам на радио «Град Петров»: это отец Максим Плетнев, заместитель председателя отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Свящ.М.Плетнев: Да. Помимо этого я возглавляю организацию помощи наркоманам «Возвращение». У нас есть реабилитационный центр в поселке Мельничные ручьи.

Л.Зотова: Таким образом, отец Максим знаком с вопросами наркомании не понаслышке. Есть много взглядов на эту проблему. Можете ли Вы высказать свою точку зрения и рассмотреть эту проблему с духовной позиции? Насколько эта проблема серьезна с точки зрения Церкви? Почему при епархии создан этот отдел?

Свящ.М.Плетнев: Отдел существует уже два года и ведет работу достаточно активно. Отдел возглавляет протоиерей Сергий Бельков, в поселке Саперное при храме во имя Коневской иконы Божией Матери есть реабилитационный центр, имеющий статус епархиального. Помимо этого в отделе служатся молебны, проходят собеседования с психологами, собираются группы взаимопомощи, собираются родители. Через наш отдел нуждающиеся в помощи направляются на реабилитацию и в другие центры: в поселок Пошитни Псковской области и в центр «Камень» в Изборске. Проблема эта для Церкви очень значима. Ведь со своими бедами, с невзгодами люди идут в Церковь и обращаются к священнослужителям. Поэтому Церковь не может быть в стороне от народной беды. А на сегодняшний день наркоманию можно назвать народной бедой. Очень многих коснулась эта беда: кто-то сам когда-то впадал в этот грех, у кого-то – близкие. К этой беде еще прибавляется эпидемия ВИЧ-инфекции. А в России отмечается такая особенность, что ВИЧ-инфекция распространяется через наркоманов, нетрадиционные секс-меньшинства и женщин легкого поведения. Поэтому когда эта инфекция достигла круга наркозависимых, произошел взрыв. Сейчас большее число ВИЧ-инфицированных – наркозависимые. А затем инфекция пойдет к ненаркоманам, через различные плотские отношения. И все это касается тех молодых людей, которым через некоторое время нужно будет стать основой нашего государства. Печально, но если мы придем на кладбище, мы увидим, как там много могил совсем молодых людей. Это всенародная беда.

Л.Зотова: Да, теперь уже и государство вынуждено признать, что наркомания стала для нашей страны национальной катастрофой. Отец Максим, а как, на Ваш взгляд, человек доходит до такой стадии, когда он не может преодолеть своей тяги? Как это все начинается?

Свящ.М.Плетнев: Причина всего – общество потребления. К сожалению, наше общество становится обществом потребления. И у нас уже есть такое министерство, точного названия я не скажу, но Министерство здравоохранения разделилось на несколько структур, одна из которых теперь называется комитетом или агентством по защите прав потребителя. То есть мы все становимся не гражданами, а потребителями. Мы все или что-то производим, или потребляем: продукты, вещи, и т.д. Это основа, это всем известно. Философия гедонизма, может быть, не четко осознается современными людьми, но она реально осуществляется. Происходит непрерывный поиск самоудовлетворения. Мы этому можем противопоставить психологию служения. Не потребления, а служения. Опять-таки, насколько можем сами это понести духовно, насколько можем привлечь к этому людей. К сожалению, здесь такой укор современным христианам: мы не являемся достаточными образчиками, у нас нет живого огня веры апостольской, и мы не можем сегодня, к сожалению, кардинально изменить сознание нашего русского народа, так как не являемся той должной закваской, которой должны были бы быть. Это укор в нашу сторону. А что касается нашего современного общества, наверное, это всегда было. Вот мы читаем тропарь Ксении Петербуржской, что она своим безумием мнимым обличила безумие мира сего. Действительно, человек часто живет в безумном мире, и у него – безумная жизнь. Жизнь бездуховная, жизнь безбожная – это основа, с чего все и начинается. Начинается все, конечно, с общества потребления, с раннего возраста. И все это идет от родителей, продолжается в детских воспитательных учреждениях и организациях, будь то детские садики, школы. Там тоже совершенно не воспитывают детей духовно. Дорогие братья и сестры, как это ни печально, но в наших учебных заведениях дошкольного, школьного возраста и в высших учебных заведениях вообще не стоит вопрос о духовном воспитании. Есть много примеров и пословиц. Я приведу такую пословицу: посадив картошку, мы не можем ожидать, что вырастут прекрасные экзотические фрукты. Или то же самое: что мы сеем, то и пожинаем. Поэтому удивляться здесь нечему, как ни печально все это. Без изменения принципиальных ситуаций, принципиальных моментов в жизни нашего современного общества мы не можем ожидать какого-то изменения в вопросе наркомании. Молодой человек воспитывается потихонечку в таком обществе потребления. Надо сказать, что, к сожалению, такой вид «культуры», как наркокультура, уже сложился. Наркокультура есть, и она часто бывает очень агрессивна, сознательно или бессознательно. Есть же и легенды о нарковойне, ведущейся против нашего государства. Хотя это только на уровне легенд, но все-таки нет дыма без огня. Какой-то момент действительности эти легенды отображают. Наркокультура активно влияет на сознание современного человека, особенно – молодежи. Что именно я имею в виду? Прежде всего, это музыка. Я не являюсь православным ваххабитом, я не против музыки как таковой, и даже современная музыка имеет место быть. Хорошо, конечно, если она несет какие-то духовные, светлые начала. Но, к сожалению, мы встречаем много современных и коллективов, и их произведений, которые носят открыто наркотическо-пропагандистский характер, если взглянуть на них с этой точки зрения.

Л.Зотова: Вы имеете в виду именно текст или саму музыку?

Свящ.М.Плетнев: И текст, и музыку. Есть специальная музыка, которую можно слушать в любом состоянии, но должный эффект она дает в наркотическом состоянии. Многие иностранные литературные произведения тех лет, когда происходила нарко- и прочие подобные революции в Западных странах, тоже носят ярко пропагандистский наркотический характер. Много и таких фильмов. Что далеко ходить за примером? У меня, например, трое маленьких детей, и мы любим показывать детям советские мультфильмы. К сожалению, дорогие братья и сестры, во многих советских мультфильмах идет открытая или неосознанная пропаганда курения: герои мультфильмов курят. Возьмем Капитана Врунгеля – прекрасный, замечательно сделанный мультфильм. Все курят. Если посмотреть по мультфильмам, нам с матушкой это бросается в глаза. Дома никто не курит, родственники не курят, но дети это видят в мультфильмах. О чем здесь можно говорить! А вот в фильмах, мы видим, уже пропагандируются более суровые какие-то вещи. Так вот наркокультура оказывает, конечно, активное влияние на сознание человека и, к сожалению, многие наши пациенты начинают употреблять наркотики, я бы сказал, в несознательном возрасте, в раннеподростковом. 13 лет – это такой средний возраст для первой пробы наркотика. Иногда в 12, иногда в 14. И это – повсеместно. Раньше, когда я учился в школе, у нас была группа из 2-3 человек, которая во втором классе нюхала бензин. В советские времена такое было; но их было всего несколько человек на школу. А современная статистика показывает, что около 30% старшеклассников уже пробовали наркотики. А сейчас идет активная пропаганда так называемых «легких» наркотиков: марихуана, она же конопля, гашиш и т.д. Вот такой листочек, чем-то напоминающий кленовый, только имеющий семь листиков, сейчас везде можно встретить: на футболках, на куртках, шапках, медальонах. Везде этот листок конопли. Это и есть марихуана. Такая вот пропаганда. Многие носят такие вещи с символом марихуаны. В их числе и взрослые. Может быть, даже не все понимают, что они делают, но при этом они сами проводят активную пропаганду.

Л.Зотова: Бдительность усыпляется, когда видишь этот символ, этот листочек, повсюду. К нему уже привыкаешь, не видишь опасности в нем.

Свящ.М.Плетнев: Я думаю, дело здесь не столько в опасности, сколько в активной пропаганде. Здесь мы также подходим к еще одной проблеме: либерализм. Есть такая идеология в современном мире. Если ее доводить до идеала, а западные философы до этого доходят, эта идеология подразумевает полную свободу действий. В том числе и свободу греха. И этот либерализм сейчас торжествует в нашем общественном сознании, это понятие присутствует и в государственной идеологии. К чему это приводит? На примерах Запада мы видим, что многие «интеллектуалы» и философы там уже ратуют за легализацию наркомании и наркотиков. А на житейском уровне, как я уже говорил, это проявляется в распространении таких вот значков листка конопли. Кроме того, проводятся какие-то акции. Не знаю, как вам, но мне это бросается в глаза. Помню, как года два назад весь наш город был завешан листовками с призывом легализовать «легкие» наркотики. К сожалению, такое движение идет.

Л.Зотова: Отец Максим, а откуда взялось такое название: «легкие» наркотики? Они действительно так безобидны, что не оставляют никаких последствий? Или это название условно?

Свящ.М.Плетнев: Думаю, что достаточно условно. Способы классификации наркотиков разнообразны. Но все-таки марихуана определяется как галлюциноген. На мой взгляд, этот род наркотиков нельзя считать легким. Это одна из причин, почему нельзя курить все это безобразие. У современных молодых людей может быть такой взгляд, что это все не так уж и страшно. В некоторых кругах иногда считается, что употребление марихуаны безобиднее, чем, например, употребление водки. Но, конечно же, все это не так. Ведь грех, прежде всего, страшен не каким-то своим химическим составом, правда же? Он страшен не теми веществами, которые мы употребляем. Определенные поступки в разных ситуациях могут быть греховными или нет. Например, какой-то суровый аскет где-то тайно съедает запрятанную корочку хлеба. Для него это будет – падение. В то же время, если мы с вами будем питаться такой корочкой хлеба, для нас это будет шагом вперед в деле духовного роста, некий аскетический подвиг. Так и здесь. В нашей культуре наркотики – это совершенно очевидное греховное действо. И для так называемых «легких» наркотиков исключение не делается. Что касается алкоголя, он входит в нашу христианскую культуру. Конечно, не имеется в виду его чрезмерное потребление. В Священном Писании мы находим высказывания, что вино веселит сердце человека, но там сразу же приводятся и другие слова, слова Христа о том, что вином не следует упиваться, в нем же есть блуд. Мы говорим о том, что вино является веществом для величайшего Таинства нашей Церкви – Евхаристия, Причастие. То есть у нас все-таки другое отношение к винопитию. Оно не является таким табуированным, не носит такой греховный окрас. А наркотики – это переход в другую плоскость, через границу. Вот, мы перешли черту. Даже если человек употребляет «легкие» наркотики. Практически все, кто употребляет «тяжелые» наркотики, начинали именно с «легких». Переход этой греховной черты как бы открывает некую дамбу. Плотина открылась – хлынула вода. И здесь открываются возможности именно для этой страсти, она имеет возможность хлынуть в наши души. К сожалению, древние отцы Церкви не оставили нам своих рассуждений об этой страсти. У них есть рассуждения об алкоголизме, о пьянстве, а вот наркомании тогда просто не было. Христианский мир с ней не сталкивался. Это особый вид страсти.

Л.Зотова: Хотелось бы задержаться на разговоре о той первоначальной ступеньке, с которой и начинается падение человека в грех наркозависимости. Подростки могут потихоньку покуривать какую-то траву, на первый взгляд совершенно безобидную. Я, например, слышала об использовании для этих целей багульника. Ребята при этом говорят, что такое занятие совершенно безобидно, никаких изменений внутри себя они не ощущают. Чем опасны такие пробы? Это ведь не наркотик.

Свящ.М.Плетнев: А зачем они это делают?

Л.Зотова: А интересно попробовать! Люди повзрослее получают от подобных действий то, что в их мире называется «кайфом». Вот и хочется удостовериться: наступит это состояние или нет. Пробуют. Ничего не происходит. Значит, надо попробовать что-то покрепче. Следующий шаг – какой?

Свящ.М.Плетнев: Не знаю. Вообще, мне кажется, курение – занятие предосудительное. По крайней мере, русское православное христианство считает это грехом, и верующие борются с этой страстью. Связь с наркоманией – это, с духовной точки зрения, конечно же, есть одержимость грехом. А заигрывание с миром наркомании небезопасно. За каждым грехом, за каждой страстью стоит определенное духовное существо. Конечно же, это темные духи, злые духи. Заигрывание с ними крайне опасно. Любой вид наркомании восходит к бесовщине. Демоническая основа здесь очевидна. Особенно это заметно по тем следам, которые оставляют наркотики в душе и теле человека: молодые, красивые и здоровые дети становятся просто духовными и моральными уродами, по-другому это не назвать. С другой стороны, в состоянии трезвости они, вроде, и ничего, хорошие ребята. А когда они одержимы этим грехом, они действуют, порой, чудовищно. Тяжелейшие грехи совершают люди на фоне наркотизации. Поскольку для наркотиков нужны деньги, мне известно такое море греховного бытия, они опускаются в такую глубину греха! Это и убийства, и самоубийства, и проституция, и грабеж, и многое другое. Страшно видеть и слышать результаты того, до чего человек может дойти. Но здесь я вот на что хочу обратить ваше внимание. Мы как-то часто глубоко рассматриваем явление наркомании, но отрываем его от жизни. Наркомания, по сути, – такая же страсть, как и другие. Человек, впадающий в грех наркомании, параллельно связан и другими грехами. Надо показать ему, какие еще страсти им владеют. Ведь страсти взаимосвязаны, в том числе и в рассматриваемой нами ситуации. Освобождаясь от страсти наркомании, человек не избавляется от остальных страстей. Молодой человек, отказавшись от наркотиков, обязательно впадет в другую страсть, если не изменит свой образ жизни. Ведь наркозависимость – это целый мир, это образ жизни, отдельная сфера бытия. На мой взгляд, можно жить в наркотическом мире и не употреблять наркотики. Но изменить свой образ жизни – очень трудно. То, что мы требуем от наших болящих – это духовный подвиг, на который сами мы, возможно, не способны. Несмотря на то, что наши страсти, может быть, более легкие. А им приходится бороться с тяжелейшими страстями.

Л.Зотова: Мне кажется, что молодежь часто стремится попробовать наркотики потому, что многие известные и авторитетные для них люди открыто говорят о своей причастности к наркотикам. Вокруг их идеалов – ореол романтичности, и они, сознательно или бессознательно, хотят им подражать. Среди таких знаменитых людей, например, Михаил Булгаков, Шарль Бодлер и т.д.

Свящ.М.Плетнев: Именно это мы и имеем в виду, когда говорим о наркокультуре. Имена, которые Вы назвали, к сожалению, можно соединить и с наркокультурой, несмотря на их несомненные таланты. Может быть, в XIX веке это зло было не так глобально, не так повсеместно. В революционные годы, когда жил писатель Булгаков, это зло стало достаточно суровым. Коммунисты, насколько я понимаю, это зло прекратили жесткой властной волей в самом начале советских времен. А в революционные годы морфинизм и кокаинизм действительно были, и первый реабилитационный центр против наркотиков был создан в 1920-е годы в Финляндии, которая тогда была нашей российской провинцией. Тогда наркотики не захлестнули наше общество. Но некоторые известные нам теперь люди все-таки к ним пристрастились. К сожалению, люди иногда бравируют этими фактами, и – «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», – может быть, мы и не задумываемся, каковы могут быть его последствия. К слову надо относиться очень аккуратно. В Церкви это понимается, а вне Церкви у человека может и не быть такого понятия.

Л.Зотова: Давайте рассмотрим ситуацию дальше. Если человек попробовал «легкие» наркотики, обязательно ли возникает зависимость от них? Или возможно остановиться? Тогда что может его остановить? Что делать родителям, если они заметили первые «пробы» у ребенка?

Свящ.М.Плетнев: Все по-разному. Бывает, и останавливаются. «Легкие» наркотики тоже бывают разными. Например, бывают психостимуляторы или галлюциногены, которые употребляются, обычно, на дискотеках, в клубной культуре. Человек может употреблять их редко, неглубоко. Но все эти вещества своим химическим составом очень вредны для психики человека и наносят глубокий урон его физическому состоянию, даже в отличие от тех же опиатов, при употреблении которых возникает зависимость. И я еще раз подчеркну, что здесь не только наркотики играют роль, но весь образ жизни, стремление получить от жизни максимальное удовольствие. Мы слышим постоянно современные слоганы: «Бери от жизни все» и им подобные. По сути, это тоже призыв к наркотикам. Молодым людям трудно в таких условиях жить, трудно этому противостоять, к тому же у них нет понимания того, что этому надо противостоять. Конечно же, наркоманами становятся не все. Далеко не все, попробовавшие наркотики, приобретают зависимость от них. Но для многих все-таки этот шаг становится роковым. В этой группе молодых людей я вижу много общих черт. Да, некоторые, немногие, попробовав наркотики, от них спокойно отходят: это их не интересует, они к этому не приражаются. Есть и такие. Но большинство, как мы уже отмечали, начинают свою наркотическую жизнь с «легких» наркотиков, и все, кто употреблял «тяжелые» наркотики, стал полноценным наркоманом, начинал с «легких» наркотиков. Есть привыкание и к «легким» наркотикам. В моей пастырской практике мне встречались такие люди, которые борются со своим пристрастием к той же марихуане. И это для них – жизненная трагедия. Не надо верить тому, что такой зависимости быть не может. Повторяю, страшен не сам факт употребления наркотиков, но страшна та жизнь, которую наркоманы ведут. Не сам факт является первопричиной и тем моментом, когда надо бить в колокол: мой ребенок употребил наркотик. Если мой ребенок ходит в ночные клубы, то рано или поздно он употребит наркотик, это практически стопроцентная гарантия. В клубной культуре наркотики существуют. Задача верующих – показать это. Мы же не можем оторвать человека от его мира и ввести его в какую-то пустоту. Наша задача – показать глубину, красоту, любовь в христианстве. К сожалению, мы, порой, не можем это сделать. Наша церковная жизнь часто воспринимается как череда запретов: нельзя делать то, нельзя делать это, и это, и это – тоже нельзя; а когда ты умрешь, то «там» с тебя по полной программе еще и спросят. Так часто человек светский воспринимает веру. И, конечно, молодые люди от этого шарахаются. Очень сложная задача: показать молодым людям, что христианство – это жизнь, а жизнь вне Христа – на самом деле, смерть. Если нам это удастся, мы что-то сможем изменить.

 

mg_1152

Л.Зотова: А могли бы Вы дать родителям практический совет: как показать детям красоту христианства?

Свящ.М.Плетнев: Сложно. Я сам в своей пастырской деятельности пытаюсь это делать, но у меня это плохо получается. Поэтому такого ответа у меня нет. Но у меня был такой эксперимент. В реабилитационном центре, где я работаю с ребятами, я задавал им такой вопрос: представьте, что у вас есть младший брат, и вы хотите убедить его в красоте Православия. Как это можно сделать? Результат получился интересный. Это и может стать советом родителям. Через осмысление этого вопроса они сами для себя пробовали открыть эту красоту. У ребят прозвучали две интересные мысли, которые я попробую изложить и советую их использовать. Одну мысль высказала девочка: «Поскольку я человек мало духовный, я не могу явить людям этот Свет Христов. Поэтому я постаралась бы познакомить брата с тем, кто является носителем такого Света». Есть такой путь – поиск человека праведной жизни, через которого видна правда Христова, и через общение с таким человеком возможно показать красоту христианства. Другой ответ был простой, но тоже интересный. Болящий предложил привести предполагаемого брата на службу в храм. Действительно, если привести человека, например, на Пасхальную службу, эту красоту можно раскрыть. Но при условии, что действие будет не однократным, а постоянным движением. А это уже сложнее.

Л.Зотова: Отец Максим, Ваши пациенты – это люди, которые довольно далеко зашли по этой дороге наркомании. Что способствует тому, что они приходят именно в Ваш православный центр, а не в какой-то другой? И есть ли в Вашем центре шанс вытащить ребят из наркозависимости?

Свящ.М.Плетнев: В большинстве случаев мы для них являемся той последней дверью, последней надеждой, куда они приходят. До этого они стучались во многие другие двери, проходили разные виды реабилитации – светские, и другие. У нас сейчас есть много таких харизматиков, из стран СНГ, с Украины. Религиозное движение идет широким шагом, в том числе и по России. Эти люди, в частности, занимаются и наркоманами. У них есть за городом несколько реабилитационных центров: «Новая жизнь», «Битель» и другие. Это все секты, можно даже сказать, что они тоталитарные секты. Там не очень хорошо. Они проходят через многие моменты, но помощи не получают. И в конце своих поисков наркозависимые обращаются к нам. Первый отрицательный момент: они приходят к нам не в начале беды, а от безысходности. Так устроен современный человек. Если раньше, в нашем идеальном представлении о жизни в России, человек сначала молился, а потом вызывал врача, то сейчас молиться он начинает, когда уже ничего не остается делать. Есть и другой путь попадания к нам наркозависимых: если родители православные или они воцерковились в ходе своих бед из-за наркотизации своих детей. Тогда они приводят к нам своих деток. А бывает и такое, что сами дети до этой беды посещали храм и причащались в детском возрасте. А в подростковом возрасте они становятся наркозависимыми. Видно, приходская жизнь в ее сегодняшнем виде не является панацеей, хотя такие случаи не такие частые.

Л.Зотова: А как Вы оцениваете эффективность работы Вашего Центра реабилитации?

Свящ.М.Плетнев: Хотелось бы, чтобы эффективность работы была 100%. Но, к сожалению, это не так. Это очень сложно. 25-30% наркозависимых, прошедших через наш центр, выходят в стойкую ремиссию. Это очень долгий и кропотливый процесс. Наркозависимые, даже после того, как они отходят от наркотиков и воцерковляются, остаются очень непростыми людьми. У них постоянно случаются какие-то проблемы, какие-то беды. Хлопотные прихожане. И есть вероятность их возвращения к употреблению наркотиков после прохождения курса реабилитации. В нашей жизни, к сожалению, идет тихая легализация наркотиков. Есть некоторые медицинские препараты, от кашля, от астмы, которые ребята употребляют. Они уже не употребляют героин, для них это, возможно, и есть шаг вперед, но, тем не менее, они все время находятся в состоянии зависимости. В день они используют по 2-3 пачки таблеток, и для них этого достаточно. Сейчас в аптеке появился новый обезболивающий препарат, в состав которого входят опиаты. Он отпускается без рецептов. И это есть не что иное, как легализация наркотиков. Некоторые из наших братьев впадают из-за этого в новые грехи. Человек слаб.

Л.Зотова: Отец Максим, в Вашем центре, как я понимаю, наряду с различными медицинскими вмешательствами, Вы пытаетесь изменить духовный мир человека?

Свящ.М.Плетнев: Это прежде всего. Нашу основную надежду мы полагаем на то, что через воцерковление мы предложим им и иной образ жизни. Как я говорил, наркомания – это определенный образ жизни.

Л.Зотова: Могут ли к Вам обратиться те люди, которые нас слышат и которые имеют подобные проблемы?

Свящ.М.Плетнев: Конечно. Можно обратиться и в наш храм – Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Наш телефон: 571 82 61. Мы проводим там каждый первый понедельник месяца в 6 часов вечера встречи, молебен и беседы с родителями наркозависимых детей.

Л.Зотова: Спасибо, отец Максим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru