fbpx
6+

«Найти что-то внешнее и с этим бороться, считая, что в этом и есть суть духовной жизни»

Программа «Неделя»

Гость: протоиерей Александр Дягилев

Прямой эфир 4 июля 2021 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

 

— из бандитов в святые. Крестный ход как повод для краеведения

— изменение законодательства о церковном имуществе

— капитальный ремонт храма

— коронавирус и вакцинация

— храмы и профилактика коронавируса

— диакон Андрей Кураев

— сербское православие в Косово

 

Протоиерей Александр Дягилев:

— Люди с тяжелым заболеваниями – именно они в зоне риска. То, что коронавирус – это реальность, я могу засвидетельствовать собой, я переболел им, я знаю, что это такое, я не хочу по второму разу. Есть и священнослужители, и даже архиереи, которые не только заболели, но даже умерли. Опасность реальна. Вот я могу сказать, что когда здесь, на радио «Град Петров» в программе «Пастырский час» мне подобные вопросы задавали, я заметил, что да, антипрививочники у нас в православной церкви активно присутствуют, точно так же, как в свое время активно присутствовали борцы с ИНН, паспортами, всё прочее. Для меня это примерно одна и та же категория. Найти что-то внешнее и с этим бороться, считая, что в этом и есть суть духовной жизни. Выдумать что-нибудь про то, что это печать антихриста, то паспорт был печать антихриста, то ИНН был печать антихриста, то штрих-код на любом товаре был печать антихриста, ну а теперь вот с помощью коронавируса, понимаете, Билл Гейтс чип вживляет.

 

Даниил Варламов:

— С помощью Спутника.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

— Да, конечно, и понятно, что это бред полный. И я, например, антипрививочников поддерживать не хочу. Беда нашей церкви, причем не нынешняя беда, а достаточно давняя, в том, что, действительно, у нас есть всевозможные течения, которые, с одной стороны, заставляют быть осторожными, например, знаменитый раскол 17 века, старообрядческий раскол, ведь по сути был из-за ерунды: как пальцы складывать для крестного знамения. Я могу перекреститься и так, и так. И моя совесть меня совершенно не осуждает, потому что важно, не какой жест я делаю, а что я вкладываю в этот жест, смысл этого. И по сути у нас, у православных произошло осознание, в конце концов, того, что в том конфликте были не правы обе стороны. Потому что вопрос не в том, как правильно креститься, двумя перстами или тремя, а в том, что правильное христианство там, где есть любовь. А там, где нет любви, даже самый правильный обряд теряет смысл. Потому что суть христианства – это любовь к Богу, любовь к ближнему. И когда пришло это понимание, что важно не за буквы цепляться, а за суть, то Православная Церковь допустила такое понятие как единоверие, признав равно благодатными старые и новые обряды. И теперь, пожалуйста, действительно, можно быть полноценным православным христианином Московского Патриархата, при этом совершать богослужение по старым обрядам, которые были до раскола, присутствовать на литургиях, которые служатся по древним чинам, и так далее. Никакой проблемы здесь нет. Потому что важна сама суть, а не ритуал.

 

Даниил Варламов:

— В православии даже есть приходы западного обряда.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

— Есть.

И вот как раз способность не зацикливаться на внешних вещах, а главное – видеть суть, это то, что важно сохранить христианам. И вот если вернуться к теме прививки, получается, что, действительно, людям порой проще ухватиться за что-то внешнее, особенно людям, которые вышли из Советского Союза – с кем-то, с чем-то, против чего-то бороться… вот для них, выросших в Советском Союзе, христианство – это с чем-то бороться, быть не таким, как все, выделяться обязательно: вот эти, неверующие, живут так, а я живу так, они с паспортами, а я без паспортов, у них ИНН, а я без ИННа – бунт такой. Но на самом деле это скорее такой большевистский бунт, бунт ради бунта. Но так проще, потому что метанойя, покаяние, исправлять свою жизнь, бороться со страстями – намного сложнее, чем бороться с ИНН или бороться с прививкой.

Я не вижу духовной проблемы в прививке.

Ещё одну тему в связи с этим вопросом рассмотрю, потому что наверняка будут такие вопросы. Есть некие указания на то, что при создании вакцины был использован биологический материал какого-то эмбриона от аборта ещё какого-то 1970 года и что из-за этого христианам нельзя прививаться. Я всё-таки не думаю, что здесь, опять-таки, духовная проблема – мы не поощряем аборт, аборт давно уже состоялся, но да, на этих тканях были проведены лабораторные испытания новых вакцин при их создании, но, в конце концов, как Православная Церковь не отрицает возможность, например, трансплантологии, использования, пересадки органов умершего человека для поправки здоровья другому человеку, так и здесь, тем более, что здесь ничего не пересаживают.

Да, этот младенец был убит. Но теперь, когда мы узнаем таким образом о его существовании, хоть он был убит давным-давно, мы можем за него молиться, да, он не был крещен, не был даже рождён, как любой владелец, убитый при аборте, но, на самом деле, никто не мешает частным образом просить Господа о душе этого младенца, если мы о нем узнаем. И я не вижу из-за этого никакой проблемы с тем, чтобы сделать прививку Суптником, потому что непосредственно в вакцине нет частей его тела.

 

Даниил Варламов:

— На сайте епархии г. Москвы опубликовано циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополита Воскресенского Дионисия от 30 июня 2021 года об усилении мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции. В документе сообщается, что по информации Оперативного штаба по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в Москве ситуация с распространением инфекции существенно ухудшилась. Значительно возросло число заболевающих, госпитализируемых, в том числе в тяжелом состоянии, а также умирающих. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил всем настоятелям московских храмов и подворий, игуменам и игумениям ставропигиальных монастырей усилить контроль за соблюдением в храмах и обителях Москвы профилактических мер, предписанных священноначалием, в том числе соблюдением масочного режима, включая ношение маски священнослужителями при близком контакте с прихожанами и посетителями храмов.

Дальше говорится о том, что можно привиться в Центральной клинической больнице имени святителя Алексия, митрополита Московского, там началась бесплатная вакцинация. Идет призыв прививаться.

В общем, обязательной вакцинации в церкви нет, но церковь всё-таки стремится к тому, чтобы прихожане и священнослужители соблюдали, по крайней мере, масочный режим.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

— Я, например, являюсь преподавателем Сретенской духовной семинарии, и поскольку я преподаватель, то, согласно имеющемуся законодательству, люди, которые работают, например, вот в этой сфере, они обязаны либо привиться, либо принести справку о медотводе. Но есть те, кто не входит в число работающих с людьми (не педагоги, например, или работающие в сфере услуг… хотя священники, конечно, относятся к этой категории, они с людьми как раз, да, но пока, по крайней мере, по закону, в этот список мы не входим).

Тема не нова, в истории Церкви было немало жестких противостояний. В нашей церковной истории это старообрядческий раскол, когда уже пошли анафемы, проклятия, штурм Соловков и всё прочее… После этого исторического опыта церковь не хочет, чтобы повторялись подобные вещи. Потому что, действительно, что ни возьми… русский или церковнославянский язык, например, да, много подобных вещей, когда найдутся внутри церкви радикальные сторонники того или другого. А задача все-таки единство внутри Церкви сохранить.

Так вот, проблема не нова. Если мы перенесемся во времена апостолов, во времена апостола Павла, тогда, я напомню, существовало две группы, одних называли сильными, других апостол называет немощными, слабыми. Тема конфликта была – нет, не прививка, тема конфликта – мясо. Дело в том, что в языческих городах было невозможно, просто невозможно купить просто мясо, просто кусок мяса. В языческих храмах приносились в жертву богам, различным богам, животных, а потом мясо этих животных продавалось на рынке города, и торговцы в мясных лавках ещё так вот призывали к себе людей на базаре: «У меня свежайшее мясо быка, принесенного в жертву Зевсу!», «А у меня мясо молодой телицы, принесенной в жертву Афродите!» и так далее. И просто мясо – не купишь. В языческих городах всё вот так вот. И вот у христиан возник вопрос – могу ли я есть это мясо, животного, принесенного в жертву какому-то идолищу?

И две позиции было. Позиция так называемых «сильных»: идол – ничто. Много так называемых «богов», но истинный Бог один, поэтому мало ли что принесли в жертву несуществующим богам… Это – просто мясо. Это один подход.

Другой подход – что покупка этого мяса это финансирование языческих культов, потому что за счёт этого косвенно спонсируются языческие жертвоприношения. И далее – ты, получается, в каком смысле, хоть косвенно, но участвуешь в какой-то там жертве Зевсу или Афродите… и ты оскверняешь себя идольской жертвой и так далее.

И они, вот эти «немощные», ели только овощи… и осуждали тех, кто ест мясо. И это был очень жёсткий конфликт.

И вот по сути мы видим в Первом послании к коринфянам, 8 глава, апостол Павел пишет именно об этом. Он там говорит: не буду есть мяса вовек, если это соблазняет брата моего. Хотя он тут же говорит, что для него идол – ничто,  сам он – «сильный» как раз.

И в Послание к римлянам, в 15 главе, апостол Павел пишет: «мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (неправильный перевод, на благо к созиданию, более правильно перевести, к строительству Церкви Христовой). «Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». В 14 главе Послания к римлянам: «немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

Можно сейчас, в наши дни, сказать: принявший решение прививаться, не уничижай того, кто решил не прививаться, и кто не прививается, не осуждай того, кто принял решение привиться, потому что Бог принял его… вот буквально так сегодня можно эти слова апостола Павла передать. Да, то есть ещё раз, сам апостол Павел считает: мы сильные, он себя к «сильным» относит, он считает, что они более правы… но, тем не менее, единство церкви, строительство, созидание важнее, любовь важнее, чем вот эта вот борьба  за правду, из-за которой бывают раздоры, потому что у каждой стороны своя правда.

Главное – оставаться в любви.

 

Даниил Варламов:

— В итоге получается, что в церкви есть благодатная почва для развития всяких таких странных идей, всяких течений, например, какие-нибудь царебожники, можно их вспомнить… кого угодно.

 

Протоиерей Александр Дягилев:

— Я хочу ещё одно место процитировать, из 11 главы Первого послания к коринфянам, и это тоже очень важное место: «слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.  Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Если я открою церковнославянский текст, а он в каком-то смысле переведён ближе к оригиналу, то мы увидим следующее: «сходящымся вамъ въ церковь, слышу въ васъ распри сущыя, и часть нѣкую сихъ вѣрую. Подобаетъ бо и ересемъ въ васъ быти, да искуснiи явлени бываютъ въ васъ».

Само слово греческое «ересь», вообще-то говоря, это невинное слово, которое на древнегреческом языке означает просто слово «разномыслие». Так у нас, собственно говоря, и перевели на русский язык. «Ты считаешь так, а я считаю иначе, и это нормально». Главное, чтобы любовь всё покрывала.

Поэтому, да, в церкви, в каком-то смысле, безусловно, должны такие вещи возникать, как разномыслие, но именно благодаря этому должны возникать и апологеты, которые могут грамотно богословски привести к примирению, к тому, чтобы, действительно, люди поняли, что мир важнее. В конце концов, идея именно такая: не хочешь – не прививайся, но не осуждай того, кто прививается, или наоборот.

 

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

См. также:

В беседах о Посланиях апостола Павла, основой которых стал курс лекций архимандрита Ианнуария (Ивлиева)  в Духовной Академии, собран уникальный материал, сочетающий в себе подробность и точность исторического и текстологического анализа и глубокое толкование евангельского текста. На данный момент это лучшее в Русской Православной Церкви пособие по богословию апостола Павла.

СКАЧАТЬ

Кроме общих сведений по истории, культурологии, филологии старообрядческой литературы, лекции знакомят слушателей с глубокой и во многом новаторской концепцией профессора Н.В. Понырко: трагические страницы русской истории рождаются из разломов русской культуры. И, что часто не замечают даже церковные люди, культурный разлом происходит по самому глубинному духовному пласту – по вере.

СКАЧАТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru