fbpx
6+

Многообразие религиозных форм в современной России

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Тема: современные проблемы религиоведения и презентация  книги «Многообразие религиозных форм в современной России»

Гости: Владимир Александрович Егоров, Татьяна Сергеевна Пронина

Эфир: 28 апреля 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена основным современным проблемам религиоведческих исследований, а также изданию коллективной монографии «Многообразие религиозных форм в современной России».

 

Современная Россия является светским, многонациональным и многоконфессиональным государством, Конституция и законы которой обеспечивают право ее граждан на свободный мировоззренческий выбор в любом виде: религиозном, агностическом или атеистическом.

В 28 статье Конституции РФ говорится о том, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Чем длительнее существует государство, тем многообразнее и интереснее его история, когда вместе, в одном пространстве, существуют большие исторические религии и небольшие, имеющие не столь длительную историю и количество последователей. Роль и значение традиционных религий за последнее десятилетие активно проговаривается в публичном пространстве, закрепляя в общественном и индивидуальном сознании их влияние на становление, укрепление и стабильность государства, на различные стороны жизни, кроме этого, от религий ожидают трансляцию и воспроизводство традиционных духовно-нравственных ценностей, которыми они обладают и которые являются частью культурной идентичности.

В 125-м Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России и как цель считается важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Подобное перечисление конкретных религиозных направлений невольно создало перечень традиционных религий России, к которым относят православие, ислам, буддизм и иудаизм.

В перечислении общее понятие «христианство» создает сложность в понимании того, какие христианские деноминации туда включать, и скорее носит просто комплиментарный характер.

Таким образом, этот перечень религий невольно закрепляет их историческое значение и влияние на современную социокультурную жизнь страны, но при этом создание такого реестра традиционных религий привело к тому, что они стали считаться обладающими особым социальным статусом, тем самым маргинализируя другие религиозные традиции, которые становятся нетрадиционными, к которым мы также относим локальные религии России и такой феномен второй половины XX века как Новые религиозные движения.

Стоит учесть, что такое разделение на традиционные и нетрадиционные религии в научном сообществе не носит дискриминационного характера, а является одной из моделей классификации религий.

Новые религиозные движения – это устойчивое словосочетание, используемое в научной среде для обозначения новых форм религиозных или духовных движений, возникших после Второй мировой войны, а иногда и ранее, но до недавнего времени не присутствующих на территории страны и еще не получивших общественного признания, не ставших чем-то привычным, вписанным в систему общественных отношений и социальных связей.

Условное деление религий на традиционные (старые) и новые (словосочетание «новые религиозные движения» постепенно вытесняется словом «новые») может означать не только фиксацию в массовом сознании временных границ присутствия религий в стране, но и признание самого феномена последних десятилетий – наличие религиозного плюрализма, когда количество разнообразных религий и религиозных конфессий начало увеличиваться во второй половине XX века. Это было связано с тем, что современный мир является высокомобильным, с открытыми границами, и ранее далекие страны стали более интегрированными в общее международное экономическое и культурное пространство, а всемирная сеть Интернет дает прямой и моментальный доступ к практически любой информации, в том числе и о религиях мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru