Личность и община: поиск баланса

Программа протоиерея Александра Степанова

«Экклесия»

Гость: протоиерей Алексей Уминский

Тема: личность и община

Эфир: 29 июля 2023 г.

АУДИО

 

Новый выпуск программы «Экклесия» посвящен вопросу соотношения личного благочестия христианина и его участия в жизни церковной общины. В программе принимают участие протоиерей Алексей Уминский, настоятель московского храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, и протоиерей Александр Степанов, настоятель церкви святой великомученицы Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.

 

Можно заметить, что в церковном научении в разные эпохи акцент в этом вопросе ставился по-разному. Так, в XIX в. русские духовные писатели фокусировали свое внимание на личной духовной жизни человека (практике келейной молитвы, покаяния, поста, подготовки ко Причащению и т.п.). Об этом мы читаем в наставлениях таких авторитетных духовных писателей как святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, преподобные Макарий и Амвросий Оптинские, оставившие многочисленные письма своим духовным чадам. В их писаниях мы не найдем пространных размышлений об общинной жизни мирян. Если они и касались вопроса жизни общины, то имелась в виду община монашеская.

 

В XX в. акценты заметно сместились. Здесь гораздо ярче зазвучала тема частого причащения и вообще особой значимости таинства Евхаристии. Начало этому положила проповедь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Литургия, вновь помещенная им в центр духовной жизни христианина, будучи общим делом, поставила вопрос о совместной молитве и общем переживании Таинства, вдохновлявшего евхаристическое собрание как целое. Этот новый духовный подъем по вынужденным обстоятельствам получил развитие в церковной жизни русской эмиграции и богословски был осмыслен в трудах ее пастырей. Они глубоко исторически рассмотрели роль мирян в Церкви и значение их участия в совершении таинства Евхаристии.

 

В советской России жизнь гонимых церковных приходов, часто остававшихся без своих пастырей, также вывела на новый уровень роль общинной жизни, взаимной помощи и поддержки, церковного воспитания детей во враждебном атеистическом окружении.

 

Беседа посвящена поиску баланса личного благочестия и участия в жизни общины в духовном пути сегодняшнего христианина.

 

 

Протоиерей Алексей Уминский:

 

Мы практически 100 лет прожили при советской власти, где понятие личности не было востребовано, а в какой-то период было и опасно. Главная идея была – идея коллективизма. Коллектив решал за тебя все, коллектив был твоей совестью, коллектив был твоим умом, твоей честью, коллектив тебя судил, коллектив тебя награждал. Ты никогда ничего не выбирал, потому что ты поднимал свою руку вместе с коллективом. Мы знаем этот прекрасный анекдот из великой советской комедии: «И чтобы никто никогда не отрывался от коллектива!». Но ведь это действительно так.

И вот это коллективное – как и коллективная ответственность, которая превращается в коллективную вину – это такое понятие, которое стало совершенно естественным. Человек по-другому не мыслит. Человек приходит в Церковь с этим коллективным сознанием, становится священником-коллективистом, архиереем-коллективистом. И начинает выполнять «методички» по организации церковной жизни: превращает приход в коллектив и называет это словом «община». И требует или, наоборот, даже сам желает, чтобы храм потихонечку превращался в дом пионеров, дом культуры, чтобы там были кружки, работа с молодежью, патриотическая работа, походы на байдарках, работа с пенсионерами, воскресная школа, стрельба из автоматов, кулачные бои, казачий хор… Я могу привести множество примеров. Именно это и называется «духовностью» сегодня.

Приход становится коллективом, и тогда в этом коллективе происходят коллективные вещи: все коллективно «за» или все коллективно «против», все коллективно могут, скажем, выдавить из прихода человека, который думает иначе, написать донос на священника, который призывает к чему-то евангельскому, но не к коллективному. … Это все, к сожалению, наследие того коллективистского сознания, которое абсолютно чуждо Церкви, абсолютно чуждо Евангелию. Утеря личностного является величайшей проблемой Церкви, потому что пока не происходит личностной встречи со Христом – не может быть общины. Потому что община – это общность людей, радующихся своей личной встрече со Христом. … И поэтому у нас нет общин как таковых. Потому что община – это общность людей, встретивших Христа, личностно знающих Христа, может быть чуть-чуть совсем, но озаренных этой встречей. Не ищущих коллективного мышления, коллективного понимания, радующихся о том, что ох как нам стало всё теперь понятно, где священник убедительным образом дает ответы непререкаемые на все вопросы. И шаг влево, шаг вправо – и ты уже не член Церкви, ты вообще никто. Ты не имеешь права на свою личную свободу, ты не имеешь права на свое личное мнение, ты не имеешь права на свою личную молитву: будь любезен, от сих до сих вычитай, иначе тебя до причастия не допустят. Ты не имеешь права на свой личностный пост: а почему ты не так постишься, как по уставу? И всё уставное становится коллективным, и все каноны коллективными становятся – как страшный уголовный кодекс церковный. В котором нет ни любви, ни радости, ни Бога.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru