fbpx
6+

Коммунальные города: государство равно общество

Совместная программа радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории РАН

«Архивная история»

Гость: Алексей Александрович Вовин, к.и.н.

Тема: средневековая коммуна в Миланских актах начала XIII века по материалам собрания Н.П. Лихачева

Эфир: 30 мая 2022 г. (часть первая)

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Исторические процессы проходили в России и в странах Европы одинаковые и в одно и то же время?

 

Алексей Вовин:

Нет.  Вот насчет одного и того же времени, с этим я совершенно не согласен. Моя точка зрения заключается в том, что процессы были те же, во многом буквально схожи, и те этапы, которые проходило, если угодно, западноевропейское общество, то же проходило и русское, но с некоторым отставанием. Вот в случае с этим развитием городов, коммунальным развитием, я вижу здесь некоторое отставание, примерно на 200 лет, то есть вот, собственно, в моей книжке о средневековом Пскове, о Пскове 14-15 века, в частности, утверждается, что его развитие соответствовало скорее началу вот этого коммунального движения в городах Западной Европы, мы имеем в виду, прежде всего, Италию и Фландрию, там раньше всего начали развиваться города, вот если сравнивать Псков с ними, то это соответствует концу 11-го века, 12-му веку, началу 13-го века, может быть. Периоду так называемой ранней коммуны или первой коммуны. А, в общем,  содержание этих процессов было в крайней степени схожим. То есть, временной отрыв – да, принципиальное отличие – нет.

 

 

Марина Лобанова:

Введите нас в контекст: средневековая коммуна и коммунальное развитие.

 

Алексей Вовин:

Действительно, необходимо пояснить, что это такое. Примерно с конца 11-го века вдруг неожиданно начинают развиваться прежде находившиеся в упадке средневековые города. В упадке, я имею в виду то, что вот до конца 11-го, начала 12-го века города очень немноголюдны и их роль в экономике недостаточна, не настолько значительна, как позже. В политике внутри каких-то протогосударственных образований в Западной Европе города еще не играют, до этого момента, какой-то значительной роли. Вообще, там живет такое странное, пестрое население, пестрая публика. Там живут как потомки римлян, какого-то римского населения, которое осталось там еще со времен Римской империи, если мы говорим, конечно, о тех землях Западной Европы, где была Западная Римская империя, так и уже постепенно перебирающиеся туда представители каких-то германских народов, которые эту Западную Римскую империю завоевали.

Власть, королевская власть в Раннее Средневековье чурается городов, в общем, с ними не очень сильно связана. Такие наши современные представления о городах как политических, экономических, культурных центрах, для Раннего Средневековья совершенно не годятся. Представителями королевской власти, обладающими всей полнотой светской власти над городом, обычно являются епископы. Епископы, которые в ту пору еще, отчасти, конечно, церковные деятели, но и светские, потому что зачастую они избираются, и для того, чтобы стать епископом, совершенно не обязательна в ту пору какая-то серьезная церковная карьера, скорее, важно светское происхождение.

В конце 11-го, начале 12-го века вся вот эта такая серая, блеклая и не очень интересная картина вдруг резко меняется. Вот это изменение – его и принято называть коммунальным движением.

Но как меняется? Появляются коммуны. То есть это буквально объединение жителей города, такое политическое объединение жителей города, которые начинают собираться вместе и на совместных собраниях, таких городских ассамблеях, начинают принимать решения, важные для всех них, и, соответственно, отстаивать свою самостоятельность. Понятие независимость, наверное, вообще не очень хорошо подходит для средневековых реалий, а вот понятие самостоятельность очень важно. Они добиваются своего собственного независимого суда, они добиваются невмешательства в свои дела со стороны каких-то местных феодалов, собственников земли, которые обладают значительными ресурсами, как военными, так и финансовыми. Наконец, в ряде случаев, но это происходит далеко не везде, вот эти вот горожане, собравшиеся вместе, создавшие эту коммуну, клятвенный союз горожан, они приносят друг другу клятву бороться против общего врага, в ряде случаев эти коммуны начинают обретать свои собственные военные силы, то есть речь уже идет не просто о какой-то самостоятельности под покровительством кого-то, а, в общем, о какой-то такой, действительно, обособленности. Иногда эти коммуны, как это случилось с Миланом, вступают в серьезные военные конфликты с, казалось бы, гораздо более серьезными противниками.

 

Дело в том, что средневековые города представляли в тогдашним средневековом обществе такое, в некотором смысле, инородное тело. Потому что средневековое общество в целом, до вот этого коммунального развития городов, было очень вертикально. Вы представляете себе такое понятие как феодальная лестница. Обычно его описывают: «вассал моего вассала не мой вассал».

 

Средневековые города интересны тем, что внутри вот этой вертикальной структуры, феодальной структуры общества возникают отдельные сообщества, в которых политические отношения между отдельными людьми – они горизонтальные. То есть, что такое коммуна? Это совокупность всех, сначала просто жителей, потом появляется такой специфический институт – гражданство, то есть не все жители были гражданами, но вот совокупность жителей или граждан какого-то города, которые между собой в политическом смысле равны.

 

Эта идея сама по себе – идея равенства – она, конечно, существовала и раньше, в античном мире, но в нашу современность идея равенства перед законом, равенства в смысле политического участия, она для нас возникает в Средние века. Она возникает снова (Античность к тому времени была уже забыта). И именно эта, средневековая идея в дальнейшем развивалась уже и в Возрождении, которое тоже, кстати, случилось в городах, и в Новое время, и вот привела к тем представлениям о равенстве граждан перед законом, которые существуют сейчас. В этом смысле коммуна – очень интересное политическое образование Средневековья.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru