6+

Канон как гимнографический жанр

«Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике»

Программа Артема Гравина и протоиерея Виталия Головатенко

Часть 2

Канон как гимнографический жанр

Эфир: 2 марта 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена литургическому понятию канона, его поэтической структуре, истории возникновения и богослужебному применению.

 

Напоминаем, что на протяжении Великого поста по понедельникам, вторникам и средам в 17.10 в эфире радио «Град Петров» проходят беседы протоиерея Виталия Головатенко и Артема Гравина на тему «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике».

 

Протоиерей Виталий Головатенко:

 

Уже в рукописях десятого века творение святителя Андрея Иерусалимского, архиепископа Критского, наряду с общим названием «Канон покаянный» получает личное наименование «Канон великий». Сначала эпитет «великий» указывал на значительный объём этого сочинения по сравнению с другими канонами, однако уже вскоре эта его количественная характеристика была переосмыслена в характеристику качества, отмечающую его уникальность и неповторимость.

По своей популярности Великий канон святителя Андрея далеко превзошёл все прочие певческие каноны. Оставляя в стороне в целом общеизвестные древние и новые хвалебные отзывы, сошлюсь на сухую статистику. На теперешний момент мной выявлено свыше около сотни строф, являющихся прибавлениями и вариантами к 226-ти предположительно авторским строфам. И если в среднем количество строф рядового канона составляет 40-56 (включая ирмосы), то получается, что все эти добавки и варианты образуют ещё два канона в Каноне великом.

Свидетельства о пении библейских песней за богослужением уже в IV веке дошли до нас в памятнике, называемом «Завещание Господа нашего Иисуса Христа», а также в трактате святителя Никиты, епископа Ремесианского «Об употреблении гимнов». Пение стихов этих песней сопровождалось краткими припевами, по большей части заимствованными из наиболее ярких и значимых оборотов самих песней. Эти припевы сохранились в надписаниях песней Священного Писания, традиционно входящих в состав богослужебной Псалтири. Так, например, и по сию пору на вечерне Великой Субботы, во время чтения шестой паремии поют стихи Победной песни Моисея с припевом «Поим Господеви, славно бо прославися», а на пятнадцатой паремии – стихи Гимна трёх отроков израильских, припев к которым («Господа пойте и превозносите Его во веки») содержится в конце каждого стиха этой библейской песни.

 

В V–VI вв. был сформирован литургический корпус из девяти песней Священного Писания, в который были включены:

 

  1. Песнь Моисея первая (победная) «Поем Господеви, славно бо прославися» (Исх 15: 1-19);
  2. Песнь Моисея вторая (обличительная) «Вонми, небо, и возглаголю» (Втор 32: 1-43);
  3. Песнь Анны «Утвердися сердце мое во Господе» (1 Цар 2: 1-10);
  4. Песнь Аввакума «Господи, услышах слух Твой и убояхся» (Авв 3: 2-19);
  5. Песнь Исаии «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже» (Ис 26: 9-20);
  6. Песнь Ионы «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему» (Ион 2: 3-10);
  7. Песнь Азарии «Благословен еси, Господи Боже отец наших» (Дан 3: 26–-45);
  8. Песнь трёх отроков иудейских «Благословите вся дела Господня Господа» (Дан 3: 57-88);
  9. Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» (Лк 1: 46-55), к которой присоединена Песнь Захарии «Благословен Господь Бог Исраилев» (Лк 1: 68-79).

 

Со времён Александрийского кодекса в греческих и славянских богослужебных храмовых и келейных Псалтирях библейские песни (иначе именуемые пророческими) традиционно размещаются непосредственно после Книги Псалмов. Это отражает значимость этих песней, которые в литургическом и молитвенном обиходе рассматривались как продолжение и составная часть богослужебной Псалтири.

Как уже отмечалось выше, стихословие библейских песней на церковных службах сопровождалось пением припевов. Впрочем, припевы были не только у песней Священного Писания, но и у псалмов. Причём, как и у пророческой Песни трёх отроков, псаломские припевы иногда уже были включены в стихи самого псалма, как, например, припев «Яко в век милость Его» из 135-го псалма. Припевы к псалмам, как правило, были краткими и выразительными, и за храмовым богослужением воспевались всеми молящимися.

Именно из этих, сначала кратких, потом всё более пространных припевов к псаломским стихам и рождались песнопения христианской Церкви – стихиры на Господи воззвах, на стиховне, на Хвалите, тропари на Непорочных и на Бог Господь и т.д. Так во время совершения богослужения происходил певческий диалог между древнейшим (каноническим) и новым славословием Господа. Бог обращался к человеку словами ветхозаветных и всегда актуальных наставлений и пророчеств, и человек отвечал своему Создателю строфами новых песнопений. Так продолжалась вековечная беседа человека с Богом, о которой говорилось в нашем первом выпуске.

К VII в. обычай присоединения к стихам библейских песней целых строф вместо древних однострочных припевов стал уже правилом. Об этом свидетельствуют, в частности, фрагменты беседы аввы Нила Синайского с преподобными Иоанном Мосхом и его учеником Софронием (будущим патриархом Иерусалимским), изложенной в Слове 29 из сборника «Пандекты» Никона Черногорца: «И начали [петь библейские] песни без тропарей… Ни на песнях трёх отроков тропарей [не было]». Таким образом, ко времени начала гимнографической деятельности святителя Андрея Критского правило пения песней Священного Писания с тропарями уже прочно вошло в литургическую практику. Новые строфические припевы, уже с VI в. систематически присоединяемые к избранным библейским песням, затем стали объединять в многопеснцы. Две и более составили, соответственно, двупеснцы, трипеснцы и четверопеснцы, которые и по сию пору входят в состав Триоди. Вероятно, именно святитель Андрей впервые соединил все девять песней в один многопеснец, что и положило начало жанру девятипесненного гимнографического канона.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Готовится к выходу книга «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике: Исследование, поэтический перевод и комментарии». Сделать предварительный заказ можно по ссылке, расположенной на главной странице сайта храма Рождества Богородицы при консерватории.

 

См. также:

«Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике»

Программа Артема Гравина и протоиерея Виталия Головатенко. Часть 1. Общие сведения о Каноне великом святителя Андрея Критского. Эфир 1 марта 2022 г. АУДИО

Цикл бесед «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике»

На протяжении Великого поста по понедельникам, вторникам и средам (а на первой неделе ещё и в четверг) слушайте в эфире беседы протоиерея Виталия Головатенко и Артема Гравина «Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике»

Новый перевод Великого канона Андрея Критского — в стихах

В лектории «Щедрая среда» состоялась презентация нового перевода Великого покаянного канона святителя Андрея Критского и встреча с его автором протоиереем Виталием Головатенко. 6 марта 2019 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО

«Мы освобождены от этой повинности – повинности смерти, повинности тлению, повинности греху»

О Светлой седмице рассказывает протоиерей Виталий Головатенко. ТЕКСТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru