Л.Зотова: ..." />
6+

Владыка АМВРОСИЙ о работе епархиального Отдела образования и катехизации

Л.Зотова:
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Многие из вас знают, что при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии действуют Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации. Этот Отдел в настоящее время возглавляет ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии епископ Гатчинский Амвросий. И сегодня владыка Амвросий в гостях у нашего радио.
Здравствуйте, владыка Амвросий!

Владыка Амвросий:
Здравствуйте! Позвольте приветствовать всех вас, уважаемые слушатели радио «Град Петров».
Действительно, некоторое время тому назад, в начале апреля, совершенно неожиданно для себя я был назначен еще и председателем Отдела по религиозному образованию и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. Именно так сейчас будет называться этот отдел в соответствии с тем названием, которое принято у нас в масштабах всей Церкви. Отдел религиозного образования и катехизации нашей митрополии в апреле этого года посетил председатель одноименного Отдела при Священном Синоде нашей Церкви епископ Зарайский Меркурий. Во время его визита мы подписали соглашение с Ленинградской областью и надеемся, что проект реализации «Основ православной культуры» как экспериментальной площадки в области действительно получит свое развитие.
Через несколько дней после своего назначения я также встречался с Ольгой Владимировной Ивановой, главой Комитета по образованию города Санкт-Петербурга. В настоящее время в 20 школах нашего города также готовится апробация курса «Основ религиозных культур и светской этики», в том числе и «Основ православной культуры». Тьюторы занимаются с педагогами, с преподавателями; и мы сейчас взаимодействуем с Комитетом по образованию для того, чтобы при подготовке таковых педагогов совершенно естественно был бы задействован и ресурс Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
Но традиционно так сложилось, что при этом Отделе действуют Епархиальные курсы – сначала они называли Высшие богословские курсы, а теперь эти курсы будут именоваться Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
С 1991 года эти курсы существуют в нашей епархии. В 2011 году Епархиальные курсы отмечают свое двадцатилетие. Ничто не стоит на месте; приходят одни люди, приходят другие. В 1991 году эти курсы создавались еще при Санкт-Петербургской Духовной Академии; долгие годы они находились здесь и продолжили свою деятельность в стенах Санкт-Петербургской епархии, Епархиального управления, которое было возрождено благодаря усилиям Владыки митрополита Владимира в самые яркие годы его управления епархией, когда было передано это здание, и теперь здесь работает множество отделов, в том числе Отдел по религиозному образованию и катехизации. И в конце этого учебного года так случилось, что к моей основной нагрузке, главной нагрузке ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии прибавилась еще дополнительная нагрузка. Поскольку я человек церковный, и все, что случается, принимаю из руки Божией, поэтому и это благословение тоже принимаю как благословение Божие и буду также стремиться выполнять как свое церковное послушание.
Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации объявляют набор на новый, 2011-2012 учебный год. Как правило, набор осуществляется из людей, которые желают получить начальные, а, может быть, дополнительные знания о жизни Церкви, об основах вероучения Православной Церкви, глубже окунуться в церковную атмосферу. Не секрет, что в начале 90-х годов в Церковь хлынуло очень много людей. Мы помним, как совершались массовые крещения – не только по нескольку сот, но даже по нескольку тысяч человек, бывало, во всех уголках нашей необъятной Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, проходили крещение. Мы, конечно, очень этому радовались. Но потом наступило время, когда мы этому уже перестали радоваться, потому что количественно Церковь стала умножаться, а вот качественно она стала становиться совершенно другой. Я помню, как в 90-е годы архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди сказал о том, что сейчас множество людей хлынуло в нашу Церковь; и едва успев переступить ее порог, некоторые из этих людей начинают судить, что в ней так, а что не так; что правильно, а что неправильно; диктовать свои условия, пытаться установить свои правила; судить, что хорошо, а что плохо, совершенно забывая о том, куда они попали. А попали они не в какую-то мирскую организацию, где действуют обычные мирские законы и обычная мирская логика, а в тот организм, в котором пульсирует и кровь Христова. Можно сказать, Богочеловеческий организм, который свят святостью Христовой и немощен нашими человеческими немощами. Но для того, чтобы этот организм был сильным, здоровым, выносливым, необходимо, чтобы мы все жили этой святостью Христовой. А для этого необходимо соблюдать те правила духовной жизни, которые выстраданы, выкристаллизованы многими-многими поколениями. И прежде чем судить о чем-либо, необходимо самим научиться жить в Церкви так, как жили в ней люди, многие из которых прославлены ныне в лике святых. И мы, действительно, столкнулись с тем, что количественно умножившаяся Церковь перестала быть во многом качественно положительной. Иногда даже люди, которые объявляют о себе как о людях церковных, даже имеющие подчас священный сан, совершенно не определяют лицо Церкви, не имеют права его определять и представляют перед внешним миром лик Церкви абсолютно искаженным, испорченным, обезображенным.
И вот для того, чтобы этого не происходило, в начале 90-х годов активные священнослужители начали работать на этих курсах. Я знаю, что среди них был отец Владимир Федоров, игумен Александр (Федоров), игумен Стефан (Садо), которые, действительно, болели душой за все то, что происходит, и очень много сил приложили к тому, чтобы организовать активную работу среди мирян. Ведь до сих пор многие из людей крещены, но не просвещены. И до сих пор многие из людей, получивших крещение либо в детстве, либо в зрелом возрасте, но неосмысленно, нуждаются в этой катехизации. Хорошо, что есть храмы, где такой процесс происходит достаточно активно и очень правильно, на основе традиций древней Церкви. Недавно, посещая Князь-Владимирский собор, я лично смог убедиться в том, насколько верно, правильно и традиционно это происходит в данной общине. Но, к сожалению, таких храмов пока еще очень и очень немного. Большинство все же продолжают существовать по старинке: человек обратился в церковную лавку, выполнил определенные условия и получил определенного рода услуги для совершения таинства.
Конечно, мы вошли – не входим, а уже вошли давно в такую полосу, в такой этап истории Церкви, когда такую практику нужно прекращать и «переформатировать» в соответствии с традициями древней Церкви.
И вот отчасти именно Епархиальные курсы способны и призваны восполнить этот пробел в жизни многих людей, дать им знания, дать возможность общаться с преподавателями, профессорами ведущих богословских учебных заведений; с настоящими, а не псевдодуховниками; с людьми, которые являются носителями многолетнего церковного опыта, духовной культуры, я бы сказал; опытными в пастырском душепопечении. Очень часто ведь в нашей церковной действительности, к сожалению, происходят явления, о которых покойный Патриарх Алексий очень много говорил как о явлениях «младостарчества»; и это тоже болезнь на теле нашей Церкви, болезнь, которой, к сожалению, заражаются и многие неутвержденные еще в вере, в настоящей церковной жизни, очень искренние, но тем не менее пока еще только ищущие, члены Церкви.
Епархиальные курсы имеют три года обучения. Теперь уже в свете задач, которые поставил перед Церковью недавний Архиерейский собор, программы будут несколько изменены в том смысле, что какие-то предметы будут специально введены для того, чтобы отвечать на потребности времени.

Л.Зотова:
То есть программа курсов будет расширена?

Владыка Амвросий:
Да, программа курсов будет расширена. Она ни в коем случае не будет уничтожена, как некоторые совершенно неправильно и даже просто лживо утверждают. Но программа, действительно, будет расширена. И во время третьего года обучения люди смогут получить специализацию. Третий курс следующего учебного года будет учиться практически по старой программе. Но наиболее успешные слушатели смогут получить специализацию. Для чего это нужно? Архиерейский собор, вторя Святейшему Патриарху Кириллу, который не раз говорил о необходимости активной катехизаторской деятельности в приходах, постановил уделить огромное внимание образовательным структурам нашей Церкви, воспитанию катехизаторов. Но это дело очень непростое. Человек, который просто три года проучился на курсах, а потом получил бумажку о том, что он прослушал эти курсы, конечно, еще не является опытным, хорошим катехизатором. И это не дает ему основания говорить о том, что он способен уже занять эту должность. Неслучайно владыка Меркурий, как председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви, настаивает на том, чтобы епархиальные отделы в этой части своей деятельности получали внутрицерковное признание, внутрицерковное лицензирование головного епархиального Отдела, который находится в Москве. И для того, чтобы это произошло, для того, чтобы некоторые выпускники наших курсов в следующем году и, может быть, большинство выпускников Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации нашей митрополии в последующие учебные годы получили бы дипломы, которые признавались бы во всей Русской Православной Церкви и были бы подписаны самим владыкой Меркурием как председателем Синодального Отдела Русской Православной Церкви по религиозному образованию и катехизации, для этого нам тоже необходимо выполнить ряд условий. Для этого нам необходимо программы привести в соответствие с требованиями Отдела, возглавляемого владыкой Меркурием, и для утверждения в качестве кандидатур для получения таковых дипломов нам, естественно, необходимо иметь индивидуальный подход.
Катехизатор – это человек, безусловно, не только прослушавший курсы и что-то, возможно, получивший для себя, а что-то, может быть, и не получивший. И далеко не все, кто заканчивает в этом году трехгодичные курсы, по-настоящему стали уже людьми церковными. Не все еще прониклись настоящей церковной традицией. И для человека взрослого этот процесс сложный. Для человека, который пришел из мира, перемоловшего его между жерновами страстей, жизненных ошибок; заразившего его гордыней, самостью, мирскими стихиями, неправильным представлением о духовном руководстве, это тоже очень сложно сделать – переквасить в себе ветхого Адама для того, чтобы заместить его Адамом новым, для того, чтобы понять правила жизни в Церкви. И, конечно же, катехизатор должен обладать не только хорошими знаниями, он должен быть опытным прежде всего в духовной жизни. И главное, он должен иметь правильное направление. Ведь ни один человек не может обладать той суммой знаний, которая бы отвечала всем потребностям, его и его слушателей. Мы все непрестанно учимся, мы все непрестанно получаем новую информацию, мы постоянно ее в себе перерабатываем. Но самое главное – получить именно правильное направление. Если человек избрал правильный путь, если он твердо на нем стоит, он потом «доберет» недостающие ему знания. Но главное – это то, что он идет по правильному пути. Если же человек косно, самоуверенно пребывает на пути, который уводит в сторону, бьет себя в грудь кулаком и говорит – «я уже образованный, три года слушаю церковные курсы, слушаю ведущих профессоров», но при этом не имеет этого правильного направления, то, конечно, такой человек хорошим катехизатором не будет. И более того: такого человека ни в коем случае нельзя допускать к людям, потому что он, подобно пастырю, тоже будет заниматься душепопечением, он будет выводить людей, своей собственной рукой с помощью Божией, из тьмы прежней жизни в чудный свет Христов. И для этого нужно, чтобы человек сам уже, хотя бы немножко, почувствовал, что же такое обожение на своем собственном опыте; получил не только определенного рода знания, но и духовный опыт, опыт церковной жизни – что просто необходимо для катехизатора.
Поэтому именно на третий год обучения мы будем заниматься специализацией. Специализация будет предполагать не только специальные лекции, но и те мероприятия, говоря казенным языком, которые позволят человека воспитывать определенным образом. Это и духовно правильно организованные паломнические поездки; это и общение с известными людьми в нашей Церкви, помимо тех лекций, которые будут прочитаны в рамках расписания. Это и общение с гостями Духовной Академии, которые часто к нам приезжают и читают специальные курсы для наших студентов. Это, возможно, и участие в каких-то широких курсах, проводимых в Духовной Академии, и слушателей Епархиальных курсов. Мы, безусловно, должны понять, давая человеку диплом катехизатора за подписью, которая будет легитимизировать его как катехизатора в пределах всей Русской Православной Церкви, что мы не можем себе позволить ошибиться в этом человеке. Так же, как не можем ошибиться в ставленнике в священный сан.

Л.Зотова:
Получается, что специализация – это и есть то расширение программы, которое вводится сейчас впервые?

Владыка Амвросий:
Безусловно. Но не только это. Не только эта задача стоит перед нами. Сегодня многие задачи диктует сама жизнь. А жизнь говорит о том, что в нашем обществе страшная демографическая картина. И это связано не только с рождаемостью и смертностью. Слава Богу, в Петербурге по сравнению с другими регионами эта статистика выглядит намного лучше. Но это не повод успокаиваться. Ведь число разводов, в том числе и в православной среде, в православных семьях, достаточно высоко. И это страшное явление в жизни нашего общества не сбавляет обороты, а, наоборот, может быть, даже их набирает. При отсутствии нравственных устоев, при отсутствии традиционного семейного воспитания, естественно, молодые люди теряют ориентиры в жизненном пространстве и допускают ошибки, которые потом очень трудно исправить. И от этого ничто не страхует, в том числе и венчание, совершенное в Церкви. Потому что благодать Божия дается человеку для подвига, но если человек не хочет воспринять на свои плечи этот подвиг, благодать Божия от него отнимается.
Поэтому еще одним направлением нашей работы мы видим направление, которое называется у нас «Семейная педагогика». Здесь не только встречи с психологами, не только встречи с педагогами – что тоже, конечно, должно иметь место. Здесь еще и огромная кропотливая работа в соприкосновении с теми семьями, которые, возможно, уже пережили это страшное искушение распада семьи и смогли, преодолев эти испытания, семью сохранить, и знают уже какие-то пути выхода из этого тупика. И нам бы хотелось, чтобы это было живое общение, и чтобы это вошло уже в некую систему. Такая система неплохо построена и работает в некоторых других странах, например, в Польше. И нам совершенно незазорно знакомиться с опытом, который уже накоплен либо в других Поместных Церквах, либо даже в инославии, в иных христианских конфессиях. Этот опыт может быть пересажен на нашу русскую, российскую православную почву и может дать положительные всходы. Здесь, мне кажется, тоже очень интересная, важная и нужная область специализации на наших курсах. Хотя эта область более жизненная, ее трудно даже обозначить каким-то специальным дипломом. Ведь все, что связано с педагогикой на современном этапе жизни семьи, общества, отдельного человека, подчас не вписывается в рамки каких-то сухих педагогических правил. Иногда эти сухие педагогические правила, наоборот, только отторгают человека; бывает, о педагогике говорят так, что больше даже слово это не хочется слышать. Но, безусловно, есть определенные психологические, педагогические приемы, зная о которых, родители могут избежать больших ошибок как в отношениях друг с другом, так и в отношении к своим детям. Здесь огромное поле деятельности, огромное поле невспаханное, которое нам вместе предстоит еще обработать.

Л.Зотова:
А на каком году обучения будет введено это семейное образование, этот курс «Семейной педагогики»?

Владыка Амвросий:
Это тоже будет как некая специализация, на третьем курсе. Но мне думается, что если кто-то с первого курса или со второго курса, естественно, в силу того, что он будет испытывать потребность в такого рода общении, такой человек обратится к психологам, педагогам, к семьям, которые будут этим заниматься – конечно же, они получат то, что они хотят, и смогут также интегрироваться, не нарушая учебный процесс, в эту специализацию уже и раньше третьего курса. По крайней мере, это возможно.
Здесь вообще должно быть все очень живо, очень индивидуально, и совершенно не обязательно здесь вписываться в рамки какой-то сухой системы. Почему? Потому что Епархиальные курсы – это все-таки не учебное заведение в строгом понимании. Это не институт, не университет, это не бакалавриат, где должны быть выдержаны определенного рода правила, иначе не будет никакой лицензии и аккредитации. Здесь есть огромное пространство для творчества.
Я уже упомянул в начале нашей беседы о том, что «Основы православной культуры» все-таки пытаются вводить и в области, и в городе. Конечно, процесс идет очень непросто. А почему непросто? Да потому что где-то мы встречаем непонимание, где-то еще Церкви не дают более активно действовать. Но, слава Богу, благодаря людям в Комитете образования, благодаря людям в самой системе образования, благодаря нашим собратьям, религии которых тоже представлены в этой образовательной области – ислама, буддизма и иудаизма, мы все-таки все больше и больше начинаем получать некое признание, и нас все больше и больше начинают понимать и принимать. Потому что перед обществом, достаточно больным, сегодня стоят такие проблемы, такие вопросы, которые без участия социально-значимых институтов, среди которых Русская Православная Церковь является очень мощным и действительно значимым институтом в жизни нашего общества, эти все вопросы не преодолеть никаким административным способом, никакими деньгами, никакими программами, даже хорошо финансируемыми, хотя это тоже очень и очень нужно. Здесь нужно вкладывать очень много души, здесь очень важна роль будут личности, личности нравственной, роль людей, которые болеют за это дело. А Церковь, действительно, в лице своих представителей, через своих представителей способна – не очень много, не глобально – но все же что-то изменить, и способна свой очень существенный положительный вклад внести. И замечательно, что сегодня государственная власть это очень хорошо понимает, принимает и, действительно, включает непротиворечащие законодательству механизмы, которые позволяют активно участвовать в жизни общества религиозным традиционным организациям, и в том числе и в первую очередь, как самой большой, Русской Православной Церкви.
Поэтому одной из следующих специализаций на наших курсах будет специализация «Православная культура». Это программа для педагогов, для людей, имеющих педагогическое образование, для тех, кто по формальным признакам имеет право преподавать в высших учебных заведениях и имеет право осуществлять преподавательскую деятельность в общеобразовательных учреждениях и, действительно, способен выдержать вот эту «золотую середину». Мы еще раз подчеркнем, что когда мы говорим об «Основах религиозных культур и светской этики», мы не говорим об основах вероучения. И не нужно здесь бояться Церкви. Отдел по религиозному образованию и катехизации настаивает на том, чтобы в систему светского образования не попали ни в коем случае люди, которые могли бы идентифицироваться как религиозные фанатики.

Л.Зотова:
И священники не должны преподавать в этой сфере?

Владыка Амвросий:
Ну, во-первых, священники – это не религиозные фанатики. А, во-вторых, мое глубокое личное убеждение, что священник, если он является хорошим педагогом, если он является человеком, который соответствует критериям с точки зрения образовательных структур, имеет достаточное образование и педагогический опыт, он тоже может быть таким преподавателем. Более того, даже будучи священником, он может преподать этот предмет так, что он не будет вероучительным. Но если кто-то возражает, пожалуйста, не будем священников приглашать. У нас есть миряне, у нас есть очень много образованных, имеющих не одну ученую степень представителей православной культурной общественности, которые смогли бы блестяще преподавать курс «Основ православной культуры». Я назову только один пример: Николай Витальевич Буров. Это человек, известный во всех общественных кругах нашего города, очень авторитетный человек, лично мною очень уважаемый человек и уважаемый представителями всей нашей епархии. Именно благодаря его личности у нас складываются превосходные отношения с такими уникальными объектами, как Исаакиевский собор, Смольный собор, которые входят в его «юрисдикцию», поскольку он директор музея-памятника «Исаакиевский собор». И кто, как не он, мог бы преподать «Основы православной культуры»? Я думаю, что его точно бояться не надо. Это человек, который ни в коем случае не будет навязывать вероучение. И мы, кстати, за то, чтобы преподаватели были именно такими. Мы не заставляем – нужно развеять эти мифы – человека ходить в храм, молиться, креститься или что-то иное делать, если он этого не хочет. И этого делать категорически нельзя. Ведь веру навязать нельзя; Христос, когда пришел в этот мир, не навязывал Себя, но Он восходил на возвышенность, Он восходил на гору Блаженств и Он показывал Себя всем людям.
Поэтому государству сегодня необходимо людям, желающим услышать все о православной культуре, дать эту возможность. Не отнимать, по крайней мере, у них эту возможность. Не бояться дать им эту возможность, не бояться дать им все то, что сможет воспитательно, положительно влиять на человека, гражданина нашего Отечества. И не бояться потому, что мы ни в коем случае не преследуем какую-то «захватническую» цель – увеличить число адептов Русской Православной Церкви, как нас часто в этом обвиняют.
Но, с другой стороны, ведь преподаватели-то «Основ православной культуры» и других религиозных культур, они тоже ниоткуда не появляются. И это те педагоги, которые сами, возможно, не имеют опыта церковной жизни; возможно, тоже не обладают достаточными знаниями в области православной культуры, в частности. Поэтому нам, как людям верующим, как носителям этой культуры, непосредственным ее участникам и созидателям, необходимо активно включиться в этот процесс. Ведь это совершенно естественно. Кто еще лучше научит языку как не носитель этого языка? Мы часто сами были свидетелями, как в СМИ в начале 90-х годов, когда, действительно, люди хотели говорить и слышать о каких-то событиях в жизни Церкви, о деятельности Патриарха, священноначалия нашей Церкви, сколько тогда допускалось ошибок? Неправильных ударений хотя бы? До сих пор говорят: «Патриарх Алексий». Но нет такого, есть Патриарх Алексий. И кропило с кадилом путали, и паникадило с кропилом и так далее. Допускали такие несуразности, что, действительно, стыдно было слушать. Существует определенный профессиональный язык, и этим профессиональным «церковным» языком лучше всего владеет, конечно, Церковь. Отчасти им владеют религиоведы, но тоже достаточно поверхностно, не очень глубоко. Кстати, институт религиоведов у нас сейчас сводится на нет. А как иначе? Ведь институт религиоведов у нас созидался по принципу простому: бывшие преподаватели научного атеизма становились религиоведами. Но поскольку у нас бывшие преподаватели научного атеизма уже уходят с арены образовательной деятельности, то и религиоведов у нас тоже меньше становится. Но это к слову. Поэтому, безусловно, одной из специализаций, одним из направлений должна стать православная культура.
Но я сейчас, наверное, слишком перегрузил наших слушателей и немножко их запугал. Не нужно ничего бояться. Это не такая высокая планка, которой нужно бояться. В основе своей курсы – это прежде всего катехизация…

Л.Зотова:
Катехизация самого человека.

Владыка Амвросий:
Да, катехизация самого человека, введение его в подлинную церковную жизнь, научение его основам веры.
Мне хотелось бы призвать всех вас, дорогие жители Санкт-Петербурга, как людей, посещающих храмы, так и людей, не посещающих храмы, стать слушателями этих курсов. На эти курсы можно записаться, обратившись в Отдел по религиозному образованию и катехизации, в частности, на сами курсы, носящие имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1, Епархиальное управление. Телефон 710 35 73.
Предварительно могу сказать о том, что в первые числа сентября по мере того, как будут набираться группы, мы будем проводить собеседования, и 14 сентября, скорее всего, по традиции начнется новый учебный год. 14 сентября – это 1 сентября по старому стилю.
Можно также посылать свои запросы по электронной почте eoro@mail.ru и также обращаться в Отдел религиозного образования и катехизации.

Л.Зотова:
Владыка Амвросий, скажите, пожалуйста, какие критерии будут предъявляться к тем, кто хочет учиться на этих курсах? Вы сказали, что люди пожилого возраста уже не всегда способны адекватно восполнить тот пробел, который в жизни образовался, так уж получилось. Будут ли какие-то возрастные ограничения при наборе и образовательные ограничения?

Владыка Амвросий:
Немного перефразирую известную поговорку: любви Христовой все возрасты покорны. Поэтому по возрасту никаких ограничений, конечно, не будет. Если человек в силах, то он может учиться. Я думаю, что нам нужно уходить от этого советского стереотипа о том, что возраст является препятствием к получению образования. В Европе давно уже существует процесс непрерывного образования, и люди продолжают учиться в самые преклонные годы, и после 70-ти лет, и даже после 80-ти лет. Некоторые учатся, может быть, по каким-то облегченным программам.
Мы не будем применять ни в коем случае каких-то драконовских мер при принятии на курсы. Безусловно, будет требоваться благословение священника. Для нас это очень важно, потому что все-таки мы должны понимать, что это человек церковный. Или что он нецерковный. Если такого благословения не будет, а такое благословение является, конечно, некоторой гарантией того, что священник ручается за этого человека, то мы будем индивидуально подходить к каждому человеку и будем с каждым беседовать. Ведь бывает, что люди приходят на курсы почти что неверующими. Бывает, кто-то что-то хочет узнать. Мы ни от кого отказываться не будем. Кто-то останется, а кто-то, может быть, еще не будет готов воспринять то, что ему будет преподноситься. Жизнь есть жизнь. Но тем не менее мы, действительно, ждем всех, кто желает узнать больше о Церкви, о Христе, о вероучении Церкви, развеять мифы о Церкви, развеять чудовищные, созданные в том числе и средствами массовой информации, телевидением неправильные и страшные стереотипы о жизни Церкви. Может быть, познакомиться и с больными сторонами жизни Церкви тоже, но воспринимать это не с точки зрения шквала критики, но попытаться поступить, как поступают врачи – исцелить ее. Терапевтически, своей любовью, но где надо, может быть, и хирургически, такие способы тоже существуют. И если бы не существовали, тогда бы мы так не ценили хирургов. Ведь подчас терапевтические меры тоже уже бывают недейственными, нужно хирургическое вмешательство. Но если человек будет честно перед собой стремиться все-таки обрести в своей жизни дорогу к Богу, я думаю, что Епархиальные курсы имени святого праведного Иоанна Кронштадтского Отдела религиозного образования и катехизации смогут оказать очень существенную помощь и за три года человеку дать очень и очень многое, как в плане знаний, так и в плане опыта церковной и духовной жизни.
По поводу экзаменов – естественно, экзамены тоже сдаются, но никто их не должен бояться. Педагоги и преподаватели на курсах доброжелательные, высокопрофессиональные.

Л.Зотова:
Кстати, не могли бы Вы назвать некоторых из них?

Владыка Амвросий:
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) сейчас тоже начал читать лекции, отец Кирилл Копейкин, ученый секретарь, кандидат физико-математических наук и кандидат богословия, многие преподаватели нашей Академии, отец Георгий Митрофанов также, я надеюсь, будет читать лекции по истории Церкви.
Мне бы хотелось привлекать к разовым каким-то лекциям и встречам председателей Синодальных отделов. Например, к нам несколько раз уже приезжал Владимир Романович Легойда, я думаю, что если он выступит хотя бы один раз перед слушателями, это будет замечательно. Если приедет владыка Меркурий в нам в епархию, тоже хотелось бы организовать с ним встречу. И другие интересные и известные люди. В том числе и политики, и писатели, и спортсмены, которые могут рассказать об опыте своего прихода в Церковь. Это тоже очень интересно. А частичная интеграция в жизнь Духовной Академии, я думаю, тоже положительно может сказаться на приобретении этого церковного опыта, в том числе и при общении с будущими священнослужителями, прежде всего, нашей епархии и других епархий Русской Православной Церкви, из которых к нам поступают абитуриенты.

Л.Зотова:
Владыка Амвросий, а может ли учащимся этих курсов стать человек вообще некрещеный, но который ищет путь к Богу?

Владыка Амвросий:
Я не исключаю и такую возможность. Конечно, может.

Л.Зотова:
И последний вопрос – образовательный ценз будет? Человек должен иметь высшее образование, или это совершенно не обязательно?

Владыка Амвросий:
Образование может быть совершенно разное. Христос нас рассматривает не с точки зрения образовательного ценза. Он говорит: «сыне, даждь Мне твое сердце».

Л.Зотова:
Лично Вы будете читать на курсах какие-то лекции? Вот недавно у Вас была встреча с учащимися. И я хотела бы услышать Ваши комментарии по поводу этой встречи; что, может быть, Вам дала эта встреча, что она открыла Вам? И будете ли Вы в дальнейшем встречаться с учащимися курсов?

Владыка Амвросий:
Безусловно, я буду встречаться. Но, к сожалению, в силу своей занятости я сразу и честно сказал, что, скорее всего, я не смогу вести какие-то регулярные курсы, потому что в Духовной Академии меня хватает только на первый семестр, а во втором семестре появляется очень много административных дел, и «Введение в православную аскетику», которое я читаю в Духовной Академии в первом семестре, во втором семестре я уже передаю своему дублеру-лектору. Но какие-то или лекции, или выступления, или ответы на вопросы я, безусловно, планирую проводить.
Что касается встречи с учащимися курсов, что касается людей, которых я увидел перед собой – это люди с очень добрыми глазами, люди ищущие. И я очень удивился тому, что люди в таком возрасте, имея семьи, имея работу, имея какие-то свои обязанности, по вечерам бегут сюда для того, чтобы услышать слово о Христе; для того, чтобы получить знания. И, знаете, в этом – жизнь. Человек, который так поступает, мне кажется, даже с точки зрения физиологической больше проживет. Если непрерывное образование еще будет проходить в русле образования религиозного, это такой огромный стимул для жизни человека, это такой огромный плюс, такое приобретение для его жизни. Это такой мощный рычаг к решению его собственных внутренних проблем, силу которого и представить себе невозможно.

Л.Зотова:
Спасибо большое, владыка Амвросий. Дорогие друзья, наша передача закончена. Мы благодарим владыку Амвросия, ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископа Гатчинского и председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Я думаю, что многие из наших радиослушателей захотят стать слушателями этих курсов, о которых мы сегодня говорили – это Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И я напомню в заключении нашей беседы телефон, по которому можно позвонить и получить всю необходимую информацию: 710 35 73.
Передачу для вас подготовила Людмила Зотова.
Спасибо Вам, владыка Амвросий!

Владыка Амвросий:
Храни вас всех Господь, спасибо Вам!

См. также:

Какой должна быть музыка православного храма? Епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, в передачах цикла «Музыка православного храма» (передача 1) (передача 2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru