fbpx
6+

«В сердце человека, а не во внешних обрядах»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров

Тема: Реформация в Швейцарии и Ульрих Цвингли

Эфир: 18 ноября 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена Ульриху Цвингли, его биографии, пастырской деятельности, началу реформационной деятельности после «колбасного пира», «Религиозному разговору» с Мартином Лютером в Марбурге и спору о природе евхаристии.

 

Антон Тихомиров:

Ульрих Цвингли прошёл свой жизненный путь, довольно сильно отличаясь от Мартина Лютера (хотя они с ним были практически ровесниками; Цвингли родился в 1484 году, фактически несколько месяцев спустя после рождения Лютера).

Цвингли происходил из семьи, которая была ближе к крестьянам. Хотя семья была смешанной: родители были из крестьян и из чиновничьего сословия. Он получил очень хорошее образование и имел возможность учиться в хороших школах. Некоторое время Цвингли провёл в доминиканском монастыре. Однако монахом он не был, а участвовал в монастырском хоре, поскольку обладал хорошими музыкальными способностями (как, кстати, и Мартин Лютер).

В двадцать два года (то есть достаточно рано по тем временам) он становится пастором в относительно небольшом швейцарском городе. Интересно, что он был избран самими прихожанами без одобрения епископа. Избрали его не случайно. Он пользовался довольно большой популярностью.

Став пастором, он стал проводить довольно любопытную политику. Он продолжал идеи Эразма Роттердамского, предполагавшие, что церковь должна стать более духовной. В церкви должно стать меньше суеверий, материально-грубого обрядоверия и т.д. Отношения с Богом осуществляются, исходя из этих идей, в сердце человека, а не во внешних обрядах, атрибутах и т.д.

Именно в этом ключе Цвингли начинает свою проповедь, добавляя к ней выступление против главной статьи швейцарского экспорта того времени. Швейцария в то время славилась одним товаром. Там ещё не было часов, сыр не был так знаменит, банковская система была совершенно неразвитой и на курорты тогда тоже ещё не ездили. Швейцария была довольно бедной страной. Особенно горные районы… Главной статьёй экспорта в Швейцарии были солдаты-наёмники. Они тогда очень славились. К слову, до сих пор Папу Римского охраняет швейцарская гвардия, и это неслучайно.

Так вот, Цвингли считал, что сама эта ситуация постоянных боевых действий швейцарских мужчин на разных фронтах и под разными флагами принципиально неприемлема. В какой-то мере он выступал с позиции национального патриотизма.

В 1518 году встаёт вопрос о выборе главного пастора (народного проповедника) в городе Цюрих. У Цвингли уже тогда была репутация швейцарского патриота, который проводит какие-то умеренные реформы в церкви, стремится к чему-то более духовному и возвышенному. С другой стороны, он имел плохую репутацию бабника (все знали о его такой слабости). Но это не стало большой проблемой, ввиду того, что у другого кандидата было шесть детей при его внешне провозглашаемом целибате.

Большинством голосов Цвингли избирается народным проповедником Цюриха. И главным содержанием его проповеди становится провозглашение главенства внутреннего перед внешним в церковной жизни. Важно отметить, что если у Лютера главным мотивом реформаторской деятельности было желание личного уверения в собственном спасении, желание убедиться, что он спасён, то для Цвингли подобного вопроса в принципе не стояло. Цвингли был человеком прогрессивных (для того времени) взглядов и религиозно-монашеские переживания Лютера, с мистическим напряжением в отношениях между Богом и человеком, его мало интересовали. Для него же главным мотивом было стремление сделать церковную жизнь как можно более духовной, возвышенной и утончённой.

В первый день Великого поста 1522 года происходит следующее. Довольно влиятельный горожанин, гражданин Цюриха, владелец типографии, печатник Кристоф Фрошауэр устраивает у себя некую акцию (как мы бы сейчас сказали). Он приглашает двенадцать своих друзей и знакомых (обратим внимание на число) в гости. В зал, где они находились, в определённый момент внесли большую колбасу, и каждый съел по небольшому кусочку.

Цвингли присутствовал при этой акции лично, но сам колбасу не ел. Однако это дало ему возможность на следующий день, когда в городе поднялись волнения из-за этой акции, выступать в защиту Фрошауэра и его друзей. Цвингли говорил, что, мол, сам он к этому никак не причастен, но они поступили правильно, потому что все эти посты, обряды и прочие материальные элементы культа, в сущности своей, неправильны и должны быть отменены.

С этого момента в Цюрихе начинают настоящие реформаторские процессы.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Никакого утешения – только любовь и закон

О богословии Мартина Лютера – в продолжении цикла бесед Артема Гравина с Антоном Тихомировым «Реформация и ее влияние на европейскую культуру». В рамках программы «Исследования и исследователи». Эфир 4 ноября 2021 г. АУДИО

«Не столько вернуть Библию народу, сколько вернуть народ в Библию»

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» с участием Антона Тихомирова. Тема программы – биография Мартина Лютера: детство, монашество, замысел реформ, 95 тезисов. Эфир 28 октября 2021 г. АУДИО

«Все образованные люди стремились реформировать духовную, церковную и общественную жизнь»

Программа Артема Гравина «Исследования и исследователи» с участием Антона Тихомирова. Тема программы – духовные и культурные предпосылки Реформации. Эфир 21 октября 2021 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru