М.Михайлова: Здравствуйте, дорогие братья и..." />
6+

Уроки истории для христианина. Протоиерей Александр Степанов

М.Михайлова: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. С вами радио «Град Петров», программа «Образ жизни» и ее ведущая Марина Михайлова. Сегодня у нас в студии протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров». Здравствуйте, отец Александр.

Прот.А.Степанов: Здравствуйте, Марина, здравствуйте, дорогие радиослушатели.

М.Михайлова: Мне бы хотелось сегодня поговорить на такие темы, которые уже затрагивались на нашем радио, но к которым, как мне кажется, было бы небесполезно вернуться. Во-первых, это весь круг тем, связанных с христианским отношением к истории, к нашему прошлому и к тому, как это прошлое влияет на наше настоящее. Очевидно, что человек не может забыть о том, как жила его страна, его предки в течение многих десятилетий и даже веков. А во-вторых, может быть, мы найдем возможность поговорить немного и о том, как с этим связано наше сегодняшнее самосознание. Сегодня в обществе заметен некий пессимизм, историческая безнадежность. А между тем некоторые последние события показывают, что мы можем несколько более жизнерадостно посмотреть на ситуацию и не погружаться в эту темноту.

Прот.А.Степанов: Если говорить о христианском взгляде на историю вообще, то здесь, я думаю, есть что сказать именно в связи с нашей современностью, в связи с тем, как мы смотрим на наше прошлое. Вообще, что христианин может извлечь из истории. Церковь ведь пребывает в вечности. Ну, конечно, одновременно и в истории, потому что Церковь – это Христос, это Богочеловечество. Божественная природа пребывает в вечности, человеческая природа пребывает как тварная в категориях пространства и времени. Поэтому Церковь – это то самое тело, которое живет и в вечном, и одновременно в историческом бытии. И вот в этом смысле история как раз в христианстве приобретает значение, существенно превышающее то значение, которое было известно, скажем, древним грекам. Когда Геродот пишет свою «Историю», он ее рассматривает как череду событий, бесконечную череду, как цепь, которая не имеет ни начала, ни конца, одно событие сменяет другое, одно поколение сменяет другое. И главное, что в этом нет никакого смысла.

М.Михайлова: Они все на одном каком-то уровне.

Прот.А.Степанов: Да, никакого высшего смысла. Даже если боги начинают вмешиваться в эту человеческую историю, они никак не трансцендируют ее во что-то иное. Боги по существу – это проекция того, что происходит на земле. Они наделены теми же страстями, теми же недостатками, которые есть у людей. Скажем, Троянская война: вот боги воюют между собой, борются, и проекцией этой борьбы является война греков с троянцами. Такая история ничем не превышает саму себя, она не выходит за пределы самой себя. Можно это описывать, но никакого высшего смысла в ней усмотреть невозможно. А вот то, что Бог, Творец этого мира входит в этот мир – вот это, действительно, меняет эту историю. Бытие этого мира становится богочеловеческим. Но это ощущалось и в Ветхом Завете. Ветхий Завет – это религия историческая. Не случайно на протяжении всего Ветхого Завета человек постоянно оглядывается назад к тому моменту, когда Авраам приносил в жертву Исаака, к моменту исхода народа из Египта, к тем событиям, которые сопровождали этот исход в 40-летнем странствии по пустыни, и так далее. Мы видим обращенность ветхозаветного человека к своему прошлому. И эта обращенность имеет смысл, творческий заряд именно потому, что она обнаруживает действие Бога в этих событиях. Эти события являются свидетельствами того, что Бог есть, что Он присутствует в этом мире, что Он действует в этом мире. И вот в этом смысле, начиная с Ветхого Завета, вся эта ветхозаветно-христианская традиция обнаруживает историю уже в каком-то совершенно ином качестве, чем ее знали, скажем, античные греки. Поэтому при размышлении о событиях, которые происходили в ближайшем прошлом или в какие-то более далекие времена, главным образом, я думаю, христианский взгляд на историю заключается в том, что нужно пытаться увидеть, где Бог действует в этих событиях, где исполняется Его правда и где она, наоборот, не исполняется. И вот через это, конечно, проявляется и еще одна составляющая христианского и ветхозаветного взгляда на историю – это нравственный критерий в оценке исторических событий. Потому что ветхозаветная религия уже соединяет поклонение Божеству с исполнением нравственной правды. Эти две вещи оказываются неразрывно, абсолютно связаны. Богопочитание невозможно без исполнения нравственной правды, и в то же время нравственная правда невозможна без истинного поклонения Богу: бойся Бога и заповеди Его исполняй, потому что в этом все для человека.

М.Михайлова: Нет другой нравственности кроме той, которую дает нам Господь.

Прот.А.Степанов: Да, и Бог в пределе и является тем абсолютным нравственным началом, которое только лишь частично может лишь раскрываться в жизни и в истории человеческой. И вот если мы хотя бы эти первые, на мой взгляд, бесспорные принципы попытаемся применить к анализу событий, которые происходили в нашей истории, и к тем оценкам, которые давались или даются сейчас… Что мы можем предъявить в качестве ценности, что предъявляется в качестве ценности в истории? Успешность экономического развития, успешность каких-то военных авантюр… Но как, собственно, они связаны с исполнением нравственной правды? И не оказывалось ли так, что эти великие завоевания достигались ценой попрания нравственной правды? Ведь мы можем говорить о том, что Древний Рим, древнеримские императоры были чрезвычайно успешны, многие из них. И надо отметить, кстати, такую интересную особенность, что именно самые достойные в политическом смысле императоры, которые вели очень успешные завоевательные или оборонительные войны, которые всячески способствовали развитию Римской империи и благоденствию римлян, были самыми яростными гонителями христиан.

М.Михайлова: Именно потому, что христианство всегда предполагает независимость нравственной оценки от государственной системы. Собственно, что вменялось в вину христианам? То, что они не собиралась поклоняться кесарю как Богу.

Прот.А.Степанов: Совершенно верно, вот это была главная проблема. Они тем самым разрушали державное строительство Римской империи, потому что главным краеугольным камнем этого государства было именно монолитное единство, которое фокусировалось в культе императора. Каждый народ мог иметь свои верования, своих богов, это было нормально для языческого мира. Потому что язычник поклонялся тому богу, который действует на данной территории. Попав в Эфес, он поклонялся, конечно, Артемиде Эфесской, в Афинах – Афине Палладе, в Египте – Осирису, и так далее. Куда он приехал, тому и поклонился, принес жертву, вплоть до того, что, приехав в Иерусалим, благочестивый римлянин мог зайти и принести жертву в Иерусалимском храме, она была бы принята. Его бы не допустили до внутреннего двора, куда входили только иудеи. А вот двор язычников был открыт, и там можно было заплатить, купить жертвенное животное, и эта жертва была бы принята. Он и не подозревал, что он ее приносит Подлинному Единому Богу, он по-своему это рассматривал. Так вот христианство, конечно, разрушало эту систему. Только когда Рим принял христианство как государственную религию, христиане приняли возможность служить этому государству как государству своему.

М.Михайлова: Опять же, соблюдая иерархию ценностей, несомненно. В Византии происходили самые тяжелые процессы, когда идея христианская подменялась последовательно идеей имперской, державной, государственной.

Прот.А.Степанов: Совершенно верно. Это, конечно, отмечали очень многие историки. Кто-то писал, может быть, отец Иоанн Мейендорф, или кто-то раньше него, что «хрупкие косточки Церкви хрустели иногда в железных объятиях Византийской империи». С одной стороны, конечно, империя выступала как хранительница веры, как защитница христианства, но в большей степени христианства как институции, как церковной организации с епископами, священниками, храмами, имуществом, землями, монастырями и так далее. Но в то же время очень часто нравственная правда, правда Божия могла подменяться интересами государства, которые далеко не всегда совпадают, к сожалению. Так устроен этот мир, во зле лежащий. Эти две правды могут не совпадать. В какие-то моменты, наверное, они могут до некоторой степени совпадать.

М.Михайлова: Но ненадолго.

Прот.А.Степанов: Но ненадолго. Так вот, если возвращаться к каким-то более близким для нас событиям, то прежде всего, как мне кажется, здесь речь должна идти об оценке событий нашей истории XX века, того, что происходило здесь, в Советском Союзе. Казалось бы, здесь все очень просто. Советский Союз был отнюдь не Византия, которая выступала как хранительница веры. Советский Союз выступал как последовательный уничтожитель Церкви и как организации, и, что еще, страшнее как…

М.Михайлова: Народа Божия.

Прот.А.Степанов: Да, христианского сознания людей, христианских ценностей. Те ценности, которые лежали в основе всего государственного строительства, мы никак не можем признать христианскими. Во-первых, сама классовая идеология. Христианство говорит о человеке как об образе Божием, о каждом человеке, независимо от того, богатый он или бедный, образованный или нет, даже ментально здоровый или нездоровый. Раб или свободный – все равно, во Христе все одно. Человеческое достоинство – базовый принцип христианского, отчасти ветхозаветного мировоззрения. Но в христианстве, конечно, этот уровень ценности человека поднимается на совершенно недостижимую высоту, потому что Бог стал человеком. Каков же человек, если Бог смог стать человеком? То, что открылось в христианстве для человечества – это новое понимание человека. И вот другой подход – разделение людей на классы. Причем, одни классы достойны жить, иметь будущее, а другие недостойны жизни. Люди, конкретные люди, принадлежащие вот этим социальным группам, принципиально недостойны жить. Может быть, их возможно перевоспитать, но в принципе, это вопрос такой рациональной целесообразности. Стоит ли тратить народные деньги пролетариата на то, чтобы их перевоспитывать? Может, проще расстрелять, уничтожить их физически?

М.Михайлова: А еще лучше использовать их на строительстве гигантов индустрии, что, собственно, и делалось.

Прот.А.Степанов: Да, и тем самым увеличивать мощь государства, которое утверждает вот эти новые принципы нравственности. Мы можем говорить о том, что очень многие нравственные качества, инкорпорированные в «нравственный кодекс строителя коммунизма», взяты из христианства. Потому что иначе невозможно строить общество, невозможно строить социум. Вот, например, первые страшные, безнравственные попытки упразднить семью: человек должен воспитываться коллективом, в коллективном сознании, а не внутри вот этой ячейки. Потому что ячейка семьи является зародышем частных эгоистических устремлений и так далее. Такая дикая совершенно идея, попытка разрушить семью, заменить ее коллективным воспитанием сразу показала свою нежизнеспособность. Поэтому от этого довольно быстро отказались, но даже такие эксперименты, как мы знаем, были. Как они соотносятся с христианским пониманием человека и отношениями людей, отношениями между родителями и детьми, и так далее? То, что я говорю, конечно, не ново, написано очень много книг, которые анализируют нравственную сторону марксизма. Понятно, что эти базовые принципы чрезвычайно далеки от христианских. Сейчас возникают, к сожалению, очень часто размышления о том, «как было хорошо при Сталине, потому что была справедливость, не было воровства, не было того, не было сего…» Но ведь никуда не денешься, если вот эти принципы были не просто теорией, они были прямым руководством к действию. Именно на основе этих принципов строилась и вся система правосудия, и вся система отношений вообще…

М.Михайлова: Когда можно было написать донос и решить многие проблемы, причем очень часто вполне мелкие и корыстные.

Прот.А.Степанов: Квартирные вопросы и многие другие. М.Михайлова: Конечно! Не обязательно классовые.

Прот.А.Степанов: Если двинуться дальше и посмотреть, что еще специфически христианского может быть в оценке исторических событий. Есть такие соблазны в анализе истории, которые очень широко распространены. Очень часто считается, что основной пружиной развития истории являются некие тайные общества, которые действуют на протяжении веков.

М.Михайлова: «Мировая закулиса».

Прот.А.Степанов: Да, есть даже такое понятие, которое довольно часто, к сожалению, можно увидеть во всяких околоцерковных изданиях. В чем здесь, как мне кажется, самая глубокая ошибка? В том, что Бога здесь как будто нет: Бог позволяет в этом мире жульничество, причем жульничество в исторических масштабах. Ты можешь быть каким угодно праведным, ты можешь быть каким угодно смелым, высоким, нравственным, достойным, но ты никогда не победишь потому что…

М.Михайлова: Жидомасоны обманут.

Прот.А.Степанов: Жидомасоны, кабалисты, альбигойцы, и так далее. Действительно, в истории человечества полно тайных обществ, полно объединений людей, которые где-то собираются с какими-то своими целями. Может быть, очень бескорыстными целями, как им кажется, а, может быть, и страшно корыстными, никто с этим спорить не может. Но ведь мы считаем, что Бог действует, что Он – Промыслитель этого мира и Вседержитель, а не стоим в такой деистической позиции, что Бог создал этот мир и отстранился, а дальше мир развивается сам. Все-таки, Бог правит этим миром, хотя Он попускает очень многое. Да, действительно, пшеница и плевелы растут вместе до времени, до срока. И, тем не менее, Бог не просто смотрит, как они растут, Он каким-то образом вмешивается в ход исторических событий. И трудно представить, что Господь попускает таким вот жульническим способом править этим миром, отдает на откуп жуликам, проходимцам историю и судьбу этого мира, который, несмотря на грехопадение, Он продолжает любить, и ради которого Сын Божий воплощается и входит сюда. И Сын Божий погибает не тайно.

М.Михайлова: Все Евангелие от Иоанна об этом.

Прот.А.Степанов: В евангельской истории все открыто, зло видно, оно не тайно. Да, оно прячется в какие-то моменты, Христа арестовывают тайным образом. Но тайным не в том смысле, что непонятно кто это делает, а в том отношении, что это боятся сделать при людях. Но для нас это не тайна, кто арестовал, кто приговорил.

М.Михайлова: Читая Евангелие внимательно, можно очень легко увидеть массу мотивов, которые совершенно открыты.

Прот.А.Степанов: А вот как раз гностики очень часто прочитывали Евангелие так, что на самом деле все тайно, что мы не видим истинных пружин. Но такой взгляд христианством был решительно отвергнут. У нас звонок.

М.Михайлова: Да, добрый вечер, слушаем Вас!

Слушательница: Добрый вечер, здравствуйте!

Прот.А.Степанов: Здравствуйте!

Слушательница: Я уже очень пожилой человек, и я только одно могу сказать, что у меня очень много подруг и, к сожалению, вот эта теория заговора иудейства очень сильна. И когда я пытаюсь разубедить, мне трудно это сделать, потому что есть такие элементарные вещи, на которые мне трудно возразить. …Ведь в основном капитал создается, конечно, каким-то жульничеством, в общем-то, это ни для кого не секрет. А здесь просто жульничество в более глобальном плане. И здесь возразить мне практически нечего, потому что я вижу, что есть предпосылки того, что это может быть.

Прот.А.Степанов: Спасибо. Вы понимаете, действительно, что-то возразить на такую идею невозможно по одной причине, что здесь подразумевается, что вскрыть этот заговор принципиально невозможно. Поскольку это тайная организация, по определению тайная, ее открыть невозможно. А раз это открыть невозможно, значит невозможно проверить. Это непроверяемая идея, непроверяемая гипотеза. Можно только верить в то, что это есть, или в то, что этого нет. Вот я, исходя просто из того, что Бог есть, не верю в то, что Он попускает…

М.Михайлова: Тотальное контролирование всей истории какими-то жуликами.

Прот.А.Степанов: …совершенно верно. Людьми, которые скрываются, имеют какие-то злые цели, не дают возможности тем людям, которые хотели бы быть с Богом и творить Его правду, ничего изменить. Вот это уже было бы полное отдание этого мира князю мира сего. Действительно, он здесь правит, но все-таки в христианском вероучении мы считаем, что Бог остается в этом мире, Он присутствует и каким-то образом действует, именно, я думаю, прежде всего защищая возможность какого-то нравственного противостояния. Нравственное противостояние возможно тогда, когда есть более или менее понятное и обозначенное зло, когда ты видишь противника, когда он хотя бы до некоторой степени с открытым забралом перед тобой. Если это просто тень, то мы гоняемся за призраками, а их поймать невозможно.

М.Михайлова: В этом, кстати, цель лукавого и состоит, чтобы человека поставить на такой путь, где он бегает по кругу как дурачок.

Прот.А.Степанов: Да, ловит черную кошку в темной комнате, где ее вовсе нет.

М.Михайлова: У нас есть еще звонок. Добрый вечер, слушаем Вас.

Слушательница: Добрый вечер! Батюшка, конечно, невозможно не согласиться с тем, что история – это, конечно, действие промысла Божиего в этом мире и отношение людей между собой, отношение людей с Богом. Вот я хотела бы спросить Вас. Все мы знаем, чем закончится человеческая история – она закончится пришествием Христа и полной победой и торжеством правды Божией. И знаем также, что предшествует пришествию Христа. А предшествовать этому будет воцарение антихриста. Как Вы считаете, его воцарение, его приход в этот мир, его политическое могущество, которого он достигнет, может ли оно состояться без действия тайных механизмов, пружин и так далее?

Прот.А.Степанов: Спасибо. Я думаю, что, конечно, такие пружины могут быть, и они есть, безусловно есть. Зло старается прятаться и не показывать своего лица. Я просто говорю о том, что это зло не может быть основной пружиной, основным двигателем человеческой истории.

М.Михайлова: Я очень люблю одну книгу французского философа Жана Бодрийяра, которая называется «Прозрачность зла». Зло – это не какие-то черные дядьки, которые в какой-то тайной комнате плетут козни. Зло настолько разлито во всей социальной ткани и идеологической современности, что оно прозрачно, мы как бы его не видим. В этом смысле вот эти тайные организации, о которых часто говорят, они есть самое явное. Первый враг – это телевидение, конечно, медиа в том виде, в котором они существуют не только в нашей стране, но и вообще во всем мире. Это грандиозная машина «прокачки» мозгов, зомбирования людей, полного уничтожения всех этических и нравственных ценностей. Это то, что видят все. Я могу другие примеры привести, их очень много. То же самое общество потребления: зайдите в любой большой магазин, вы увидите зло в его торжестве и силе, где оно совершенно явно, и тут никакого заговора не надо, потому что уже все сделано вот этими простыми средствами. У нас есть еще звонок. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Это раб божий Александр. Вот я как раз открыл книжку «Антихрист» протоиерея Бориса Молчанова и читаю: святитель Иоанн Дамаскин говорит, что антихрист будет воспитан тайно. Это цитата по книге «Точное изложение православной веры». Пояснение тут такое: первый период в жизни антихриста со дня его рождения до момента его общественного выступления протечет в сокровенной неизвестности.

Прот.А.Степанов: Вы знаете, в сокровенной неизвестности для нас протекали и годы жизни Христа. И поскольку антихрист должен быть пародией Христа, то эта мысль совершенно естественна. Но она не подразумевает, что это обязательно должно происходить в каком-то тайном обществе, в какой-то масонской ложе. Просто до времени этот человек не будет никак явлен. Это, допустим, не цесаревич наследник, которого от рождения знает весь мир, еще он не родился, еще в утробе матери, а его уже ждет вся страна и, может быть, все человечество. Это человек, судьба которого, жизнь которого до некоторых пор не была обнаружена.

М.Михайлова: Еще хотелось бы обратить наше внимание на то, что, как мне кажется, тот образ истории, который мы конструируем в своем сознании, во многом определяет наше отношение к современности и к самим себе. Дело в том, что сейчас почему-то есть такой «национальный проект», что мы должны любыми силами устроить себе великую историю за спиной, для того чтобы чувствовать себя великим народом. И при этом предлагается не очень обращать внимание на те события, которые происходили 70 лет назад. Это слова нашего президента, «ну мало ли что бывает, мало ли что было, зачем мы будем это вспоминать». И тогда получается, что вот этот искусственный колосс на глиняных ногах, который мы считаем великой Россией, на самом деле мешает нам жить. Потому что жить можно только тогда, когда ты принял в простоте и евангельской правде свое прошлое и прошлое своего народа. Мне кажется, что в этом тоже проблема – в том, чтобы принять историю.

Прот.А.Степанов: Я думаю, что совершенно законное величие нашей истории совсем не в том, чтобы эту историю пытаться подмазать и подретушировать. Наша страна действительно имеет великую историю, и мы должны действительно ее просто принять такой, какая она есть. И в этом будет величие истории, в этом будет величие тех, кто способен смотреть правде в глаза.

М.Михайлова: И правда евангельская в этом исполнится тоже. К большому сожалению, наше эфирное время кончилось. Спасибо всем.

Прот.А.Степанов: К сожалению, мы не закончили разговор на эту очень важную тему, и стоить его продолжить, тем более, что так много людей хотят высказаться.

М.Михайлова: Дорогие братья и сестры, мы вам обещаем к этому разговору еще вернуться. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru