6+

Теология: либеральная, эмоциональная

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров

Тема: Протестантская теология эпохи Просвещения и либеральная теология XIX в.

Эфир 16 декабря 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена протестантскому богословию эпохи Просвещения, фигурам Фридриха Шлейермахера и Адольфа фон Гарнака, а также либеральной теологии XIX в.

 

Антон Тихомиров:

 

В период расцвета идей Просвещения, где-то на границе XVIII-XIX вв., в Европе в целом и в Германии в частности, складывается довольно неприятная для христианства ситуация, поскольку многие люди перестают интересоваться религиозными вопросами и перестают вообще ходить в церковь. Пиетизм с его подчёркнутой набожностью начинает казаться чем-то лицемерным, навязчивым и надоедливым. Все эти назидания начинают вызывать раздражение и перестают находить отклик у людей, которые хотят жить более-менее «нормальной» жизнью. С другой стороны, церковные проповеди в духе Просвещения о каких-то научных и нравственных темах тоже людей не очень затрагивают, потому что им кажется, что для того, чтобы разобраться в этих темах, лучше посещать университет или послушать чьи-то научные доклады.

Поэтому церкви пустеют, и в той же Германии намечается довольно серьёзный церковный кризис. Очень многие богословы считают, что христианство находится в Европе на грани исчезновения, что его скоро не будет. И это, безусловно, вызывало серьёзное беспокойство.

Во многом, переломить эту ситуацию помог один конкретный богослов. Его мысль полностью перевернула традиционную парадигму, в которой протестантское богословие мыслило до этого. Это человек, чьё имя у нас в России хорошо известно. Но он более известен как философ, основатель герменевтики, учёный. Как богослов же он известен гораздо меньше. Под этим богословом я имею в виду Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера. Он, действительно, был выдающимся мыслителем и деятелем во многих сферах. Но, в первую очередь, он был пастором, богословом и церковным деятелем.

Фридрих Шлейермахер был сыном швейцарского проповедника реформатского толка. Учась в университете, он проникся идеями Просвещения и даже на некоторое время он становится агностиком. Как он сам признавался, в это время его мысли занимает скептицизм. Однако ещё до обучения в университете Шлейермахер воспитывался в школе у гернгуттеров, того направления пиетизма, для которого характерна эмоциональность, может быть, немного наивная и детская. И это тоже наложило на него свой отпечаток.

Постепенно он возвращается к вере, пытаясь заново осмыслить богословские подходы. Он становится пастором, работает на приходе и больничным капелланом.

И в 1799 году, будучи ещё совсем молодым человеком, Шлейермахер публикует небольшую книгу, которая получила название «Речи о религии: к образованным людям, ее презирающим». И эта книга стала важной вехой в истории христианского богословия. Она произвела фурор, о ней стали много говорить. Она сделала религию и, в частности, христианство салонной (то есть, модной) темой. О религии теперь стали говорить не только на церковных проповедях, которые мало кто слышал, поскольку церкви тогда мало кто посещал, но и в салонах, модных гостиных и т.д.

Что же такого сказал Шлейермахер в своей книге? Он исходит из того, что религию обычно путают с двумя вещами. Во-первых, её путают с тем, что Шлейермахер называет метафизикой или, иными словами, объяснением мира, стремлением понять мир. Во-вторых, религию часто путают с моралью и нравственностью. Но Шлейермахер говорит, что всё это тоже не религия.

Что же это тогда такое? Религия, по Шлейермахеру, это область чувства. Причём не любого чувства, а одного особого конкретного чувства. Надо только сразу оговориться, что речь идёт не об эмоциональном переживании, а о глубоком экзистенциальном отношении к окружающему миру и тому, в принципе, что окружает нас. В этой самой работе «Речи о религии», сделавшей его знаменитым, это чувство он обозначает как «чувство и вкус к бесконечному». В более поздних работах он даст этому чувству другое определение, которое стало более популярным и распространённым – «чувство абсолютной зависимости».

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru