6+

Синфемы и синергия. Как на вершине языческой теологии мыслилось богообщение

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «История неоплатонизма»

Гость: Дмитрий Сергеевич Курдыбайло

Тема: Ямвлих. Философия культа

Эфир: 8 августа 2024 г.

АУДИО

 

Программа посвящена биографии Ямвлиха, неоплатонической философии культа, различиям в антропологической модели Ямвлиха и Плотина, неоплатоническому учению о синфемах, а также особенностям учения Ямвлиха о Едином и первых причинах бытия.

Дмитрий Курдыбайло:

Согласно Ямвлиху, человек, участвующий в культовых практиках, взаимодействует с божественным бытием в синергии – человек здесь не предстаёт пассивным элементом. От человека требуется готовность быть соучастником мистического священнодействия.
С другой стороны, здесь следует отметить одну важную концепцию Ямвлиха, связанную с символизмом священных предметов. Ядром всякого вещественного, словесного или какого-либо иного символа является синфема – то есть некий «след божества». В этой синфеме божество присутствует и позволяет с ним сообщаться. Если попытаться схематизировать взаимодействие человека и божественного бытия в синфеме, то будет примерно следующая картина: божественные синфемы действуют сами, а человеку необходимо только вознамериться с ними соединиться (требуется готовность). Почему так? Потому что, по Ямвлиху, человек не может воздействовать на божественное, не может заставить божество что-либо делать, исходя из некоего человеческого своеволия. В этой перспективе, в жизни человека не остаётся никакого другого варианта, кроме как надеяться на некую мистическую помощь «извне». Сам человек оказывается не способным к некоему «восхождению», однако оно возможно с помощью «извне». Такие «следы божества», ядра символов, синфемы есть точки опоры, на основании которых человек, в принципе, может что-либо делать.

Если провести некоторую христианскую аналогию, то в Ареопагитском корпусе (о котором мы будем говорить позже) утверждается возможность именования Бога и взаимодействия с Ним исключительно в связи с Его исхождением в наш мир.

 

Материалы для цикла программ были подготовлены при поддержке гранта Российского научного фонда № 24-18-00980.

 

См. также:

Новые платоники в позднем язычестве и раннем христианстве

«Времена, когда можно было жить пониманием себя исключительно сквозь призму общества, прошли». В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» Дмитрий Курдыбайло рассказывает о предпосылках неоплатонизма. Эфир 13 июня 2024 г. АУДИО

О Едином, материи и иерархии всего сущего

«Все мыслящие живые существа имеют душу, которая разделена на две части: низшую и высшую». В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» Дмитрий Курдыбайло рассказывает о Плотине. Эфир 20 июня 2024 г. АУДИО

Философия как подготовка к смерти и последующей перспективе

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» продолжается цикл «История неоплатонизма» с участием Дмитрия Курдыбайло. Тема очередного выпуска: космология и антропология у Плотина. Эфир 4 июля 2024 г. АУДИО

Как философ не понял христианство

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» продолжается цикл «История неоплатонизма» с участием Дмитрия Курдыбайло. Тема очередного выпуска: Порфирий. Систематизация и популяризация неоплатонизма. Эфир 11 июля 2024 г. АУДИО

Обожение в просвещенном язычестве

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» продолжается цикл «История неоплатонизма» с участием Дмитрия Курдыбайло. Тема очередного выпуска: Ямвлих. Теургический поворот. Эфир 25 июля 2024 г. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru