fbpx
6+

Русское миссионерство – беречь чужую национальную культуру как свою

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 5 сентября 2021 г.

ВИДЕО

 

Темы программы:

— новый учебный год в духовных учебных заведениях

Какими качествами должен обладать будущий священник?

— коммунизм

Как относиться к высказыванию лидера КПРФ, что «Христос был первым коммунистом»?

Что такое социализм и какие формы он принимал в истории.

Что такое коммунизм (жизнь коммуной).

— открыли памятники Алексию, митрополиту Московскому, и Феодориту Кольскому, миссионеру среди саамов (лопарей)

Миссионерство среди иноязычных народов.

— Александр Невский

Что становится с русскими, если они принимают католичество?

Женатое и неженатое священство. Целибат – хорошо или плохо?

— в Польше обсуждают защиту несовершеннолетних в церкви

 

 

Александр Крупинин:

Тут есть у нас на этой неделе в новостях: три памятника открыли, что-то такая неделя памятников… я не знаю, с чем это связано. Открыли памятник в Москве Александру Невскому при храме в МГИМО, и там воспринимается Александр Невский как дипломат. Открыли в Нижнем Новгороде памятник Алексию, митрополиту Московскому, который основал монастырь в Нижнем Новгороде. И открыли памятник Феодориту Кольскому, это человек, который занимался христианским просветительством среди саамов или лопарей, как их тогда называли.

 

Протоиерей Александр Рябков:

Все эти фигуры знаковые. Во-первых, конечно же, у нас юбилейный год – 800 лет со дня рождения святого князя Александра Невского. Конечно же, он и дипломат, и в первую очередь дипломат. Главным всё-таки является вот этот выбор, да, выбор цивилизованный, выбор иной, нежели сделали, может быть, наши западные соседи, но, может быть, другого выбора они сделать и не могли – поляки, чехи – иного выбора никто им не оставлял, не было такого вождя, как Александр Невский, который мог бы поставить себя против  экспансии, немецкой экспансии, которая не предполагала, по сути дела, самостоятельности этих народов. Потом, мы знаем, что Чешское королевство превратилось, по сути дела, со временем, не в чешское, и польские земли были завоёваны, огромное количество, крестоносцами, да, хотя и те были католики, и те. И несмотря на то, что все были католиками, и чехи, и поляки, и немцы, при этом противостояние между этими народами было очень горячее, очень колоссальное, очень напряжённое. И немецкие рыцари не видели равных или ровню в лице поляков или чехов. Даже миссия Кирилла и Мефодия в Моравию была связана с тем, что Ростислав, князь Ростислав хотел сохранить просто даже национальный облик своих пасомых, культуру, язык, которые они теряли,  потому что экспансия культуры немецкой была слишком угрожающей для даже национального лица. Он просил у императора Византийского, чтобы он прислал ему учителей, которые бы не рвали бы корни людей от земли, насаждая христианство.

И вот говоря о наших миссионерах, таких как просветитель лопарей Феодорит Кольский или Стефан Великопермский, или алеутская миссия Иннокентия (Вениаминова), конечно же, на заре зарождающегося или уже укореняющегося православия в России, миссионерство их было связано с тем, чтобы преподавать… всегда связана с языком, с тем, чтобы дать Священное Писание просвещаемым на их языке. Не перечеркивать их культуру! А посмотрите какое погружение в культуру японскую было у Николая (Касаткина). Он сам, по сути дела, проникся японской культурой, при этом, конечно, христианство не отходило на второй план, оно всегда на первом плане, но при этом язык, культура, какие-то отношения в семье – он всё это не отбрасывал, а, наоборот, просвещал христианством. Что-то цельное, хорошее, здоровое он принимал, лелеял, взращивал, давал этому христианскую окраску, даже не окраску, а наполнение. Проповедуя японцам, не отменял японскую культуру национальную.

 

Александр Крупинин:

Удивило немного: митрополит Митрофан Мурманский, когда открывал памятник Феодориту Кольскому, вот такую вещь сказал:

«Он дал письменность лопарям, построил храмы и монастыри на этой земле, удивительным образом сочетая в себе святость, мудрость и ум государственного деятеля. Царь послал сюда монахов во главе с Феодоритом с заданием обратить в православную веру местный народ, чтобы земля стала православной, а значит русской. Феодорит Кольский, Трифон Печенгский и их ученики крестят лопарей, которые посылают своих посланников к царю с просьбой построить церкви и монастыри. Вот так эта земля стала российской, и вот в чем подвиг Феодорита».

Подвиг Феодорита не в том, что эти лопари обрели Царство Небесное, а в том, что эта земля стала российской. Мне кажется, это такой узковатый подход.

 

Протоиерей Александр Рябков:

Можно посмотреть и по-другому, опять же, в свете тех дел, которые созидал святой князь Александр Невский. Потому что, конечно же, включение в конгломерат российского мира, российских границ – спасало, мог быть спасительным для национального лица того или иного народа. А попадание, например, в границы германского влияния, могло народ уничтожить. То, что эти народы попали в границы Российского государства, и что эта земля стала российской, не значит, что эти люди стали русскими, нет, но это значит, что они попали под защиту русского царя, который не делает из лопарей – русских (такой задачи никогда не стояло).

Да, конечно, в новейшее время был такой Бобриков в Финляндии, до сих пор в Финляндии его вспоминают, но это именно уже модерновый, светский подход, а не религиозный, церковь к этому никакого отношения не имела. И Бобриков, конечно, ничем не лучше был, получается, шведов, которые тоже в какой-то мере смотрели сверху вниз на финнов.

 

Александр Крупинин:

Но, во всяком случае, финское национальное возрождение в основном шведами и создавалось, или людьми происхождения шведского, которые чувствовали себя финнами.

 

Протоиерей Александр Рябков:

Да, можно подумать ещё и почему они это возглавляли. Потому что, может быть, в противовес русскому влиянию, чтобы эта земля не ушла культурно в русскую сферу. Не исключаю. Потом, зная, например, созидание в Галичине украинского движения параллельно с москвофильским движением – можно посмотреть, кто его возглавлял, украинофильское движение – австрийская администрация, польская интеллигенция. Вожди очень часто были связаны с польской культурой не меньше, чем с украинской, также и в Финляндии – шведы вполне могли возглавлять финское национальное движение в противовес влиянию русскому.

 

Александр Крупинин:

Но шведы развивали именно финский язык…

 

Протоиерей Александр Рябков:

Но когда-то эта земля была шведская.

 

Александр Крупинин:

А потом она стала русская.

 

Протоиерей Александр Рябков:

И конечно, чтобы этих людей, то есть финнов, оторвать от русского влияния, конечно, они не будут: «давайте мы все шведский язык выучим». Ну, конечно, это проигрышная ситуация, согласитесь.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

Смотрите ВИДЕО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru