Разговор в прямом эфире. На вопросы слушателей отвечает протоиерей Георгий Митрофанов.
Прот. Г.Митрофанов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Поздравляю всех вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Традиционно считалось, что этот праздник, выпадающий на период Великого Поста и нередко предваряющий службы Страстной Седмицы, является днем особенного молитвенного сосредоточения. В народе даже говорили, что в этот день «девица косу свою не расплетет». Что же этот праздник означает для нас, христиан, попытавшихся покаяться в своих грехах, вникнуть в самих себя, стать хотя бы немножко лучше? Все мы стремились к этому в предшествующий этому празднику период Великого Поста. Нередко Благовещение воспринимается нами как радостный, светлый, безмятежный эпизод Евангельской истории. Есть что-то на первый взгляд умилительное в том, как к отроковице, к девочке еще совсем, является Архангел Гавриил и сообщает ей благую весть о том, что ей суждено стать Матерью Мессии — Спасителя человеческого рода. Но задумаемся над тем, насколько эта Благая весть была тяжела, даже просто невместима в сознание этого еще почти ребенка. А потом задумаемся над тем, что все христиане призваны к тому, чтобы нести Благую весть в мир. Благую весть о Христе, Которому не только было суждено родиться и прийти в этот мир, но Который в этот мир уже пришел, принял здесь крестную смерть, воскрес, а значит, преобразил этот мир. Задумаемся над этим: насколько же мы оказываемся в своей жизни продолжателями той Благой вести, того Благовещения, которое произошло когда-то.
Если мы зададим себе вопрос: «А так ли уж много мы благовествуем в этом мире?», то мы, конечно, вынуждены будем сказать, что, увы, благая весть из наших уст, из деяний нашей жизни, как правило, не исходит. Не исходит для наших ближних, не исходит для тех, кто мог бы даже на эту Благую весть отозваться. И вот эта необходимость быть благовестителем и невозможность исполнять эту миссию очень часто, конечно, может вызвать в душе определенного рода внутреннее противоречие. Кто же мы? Соработники Пресвятой Богородицы, Той, с которой началось наше спасение, или же мы разрушители дела нашего спасения?
Созидание и разрушение дела Христова на земле. Собственно, началось это созидание с того момента, когда Отроковица Мария ответила Архангелу Гавриилу: «Се, раба Господня, да будет мне по глаголу твоему». Простые, исполненные глубокого смирения слова, в которых сокрыта была глубокая внутренняя решимость исполнить волю Божию. И вот с этого момента началось созидание дела Христова на земле, ибо не скажи Пресвятая Богородица этих слов, неизвестно, как бы совершалось дело нашего спасения в истории рода человеческого.
Сегодняшний день уже завершился. Впереди среда Страстной Седмицы, совпавшая с праздником Благовещения. И, кажется, никакая суетная житейская проблематика не должна уже вторгаться в нашу с вами жизнь. Но случилось так, что сегодня, в канун этого дня в пригороде нашего города произошло событие, на первый взгляд, никак не связанное ни с событиями Страстной недели Великого поста, ни с теми переживаниями, которые должны испытывать православные христиане в это время. То ли ночью, то ли рано утром в Царском Селе кем-то была разрушена статуя памятника Ленину. Эту статую свернули наполовину, причем здесь понадобилась даже какая-то техника, а затем, видимо, уже днем остатки памятника и пьедестал были удалены с площади. С площади, где некогда стоял крупнейший приходской храм Царского Села — Екатерининский собор. Это событие может быть воспринято по-разному. С одной стороны, кажется, что уже давно этот памятник не должен был занимать место, где не только находился храм Царского Села, но где до сего времени пребывают мощи священномученика, первого священномученика, убитого большевиками еще 31 октября 1917 года, протоиерея Иоанна Кочурова. Я напомню вам, что этот священномученик был похоронен в Екатерининском соборе, а затем, накануне взрыва собора, гроб с его мощами, тогда еще честными останками, был перенесен в подвал Екатерининского собора, чтобы он не мог разрушиться от взрыва, замурован в стену. Храм был взорван в 1939 году, а потом, уже в 50-е годы, на месте храма был поставлен памятник Ленину. В начале 90-х годов местные власти приняли постановление о переносе памятника, но не нашли средств, памятник Ленину так и оставался на месте погребения первого священномученика Русской Православной Церкви, уже к тому времени канонизованного. Проходили годы, и мы как-то привыкли к тому, что памятник человеку, начавшему невиданное в русской истории гонение на Церковь, стоит на мощах того, кто стал первым мучеником в результате этого гонения. А рядом с памятником стоял и стоит крест, у которого служили сначала панихиды по отцу Иоанну, а затем уже молебны священномученику Иоанну. И вот почему-то именно сейчас случилось подобного рода событие. Трудно к нему отнестись однозначно. Конечно, с одной стороны, кажется, что памятники злодеям не должны стоять на русской земле. Но, с другой стороны, такое их разрушение не может не вызывать определенного рода неприятие. Неужели нет каких-то других, цивилизованных, христианских форм обретения собственной исторической памяти? Нам нужно научиться отдавать дань уважения святым и выносить суровый нравственный приговор тем, кто сыграл зловещую роль в истории нашей страны.
Вопрос: У меня православная дочь — Татьяна. Непонятно, что случилось с девочкой в 17 лет, болящий ребенок. Ей ставят эпилепсию. Мы уже прошли все клиники, все, что можно, мы уже сделали. Батюшка, скажите, если можно, остались ли у нас в России старцы?
Прот. Г.Митрофанов: Да, на Вашу дочь и на Вас обрушилось большое несчастье. И конечно же, так нередко бывало в истории Церкви и бывает сейчас, что молитва, приобщение к церковным таинствам дает исцеление. Но Вы ставите свой вопрос уж очень категорично: какой-то конкретный старец, который мог бы исцелить Вашу дочь. Я не знаю, какой Оптинский старец мог бы каждому человеку, приходящему к нему с какой-то своей болезнью, сказать: «Я эту болезнь сейчас исцелю». Все было гораздо сложнее. Я могу сослаться на опыт священника, которого некоторые считают старцем, но сам он себя таковым не считает. Он очень известен в нашем городе — протоиерей Василий Ермаков, являющийся моим духовником уже около 20 лет. В таких ситуациях он обычно поступает следующим образом: он не только молится о человеке болящем, который приходит к нему, но призывает этого человека чаще исповедоваться, причащаться, а возможно, и пособороваться. Хочу подчеркнуть, отец Василий крайне редко благословляет людей собороваться, только при наличии у них каких-то серьезных заболеваний. Думаю, что в ситуации с Вашей дочерью его совет был бы таким, но, в принципе, Вы можете обратиться к нему.
Вопрос: Здравствуйте, батюшка. Вот мы с моей восьмилетней дочкой читаем Евангелие, уже давно – года полтора или два. И, когда в очередной раз я снова начинаю читать эти Евангелия, она говорит: «Мама, так я уже это все знаю. Зачем еще раз читать?» Я-то знаю, для чего нужно читать: ведь по мере очищения сердца приходит более глубокое понимание. Но, честно говоря, не очень понимаю, как объяснить ребенку, для чего нужно все время читать Евангелие?
Прот. Г.Митрофанов: Вы знаете, это очень сложная задача – вместить в себя Евангелие. Я бы хотел предложить Вам следующий способ постижения Евангелия. Тот способ, который сложился в Церкви на протяжении веков: Евангелие читается в церкви по зачалам. То есть Вы должны взять церковный календарь, и каждый день прочитывать по тому Евангельскому зачалу, которое в календаре указано на данный день. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Если Вы возьмете церковный календарь и начнете читать Евангелие по зачалам, то Вы в течение всего года прочтете все Евангелия, начиная с Евангелия от Иоанна, с которого и начинается Богослужебный круг чтения Евангелия. И если Вы будете читать каждый день по тем зачалам, которые указаны в календаре, а это значит, что они в этот день читаются в храме, вдумываться в Евангелие, то оно откроется для Вас с совершенно другой стороны. И уже не событийная канва, кажущаяся Вам и Вашему ребенку хорошо известной, будет определять постижение смысла Евангельского повествования, Вам откроется нечто большее, глубокое, некий духовный смысл. Попытайтесь, пожалуйста, в течение года, раз у Вас хватает сил читать по целой главе, читать Евангелие по зачалам, согласно церковному календарю, то есть так, как читается Евангелие в храмах за Богослужением. И Вы увидите, совершенно иной взгляд у Вас возникнет на Евангелие, я думаю, и у Вашего ребенка, то есть откроется духовный смысл Евангелия.
Вопрос: У меня в техникуме, в который собирается поступать мой сын, в Страстную Пятницу день открытых дверей. Как к этому относиться? Можно ли туда поехать?
Прот. Г.Митрофанов: К сожалению, церковный календарь не определяет функционирование образовательных учреждений. Хотя эти учреждения должны осознавать, что они находятся в России, а значит, связаны с русской культурой, для которой Православная Церковь стала культурообразующей религией, поэтому какие-то моменты должны были бы все-таки учитываться. Кстати, хочу отметить, что, когда стал вопрос о проведении городской олимпиады по истории на Страстной Неделе, было решено перенести ее. Финальный тур городской олимпиады по истории перенесли на Светлую Седмицу, на вторник. Здесь, может быть, сказывается то, что историки оказались в данном случае компетентны в знаниях традиций русской народной и церковной жизни. В Вашем же положении ситуация, увы, типовая. Что здесь можно посоветовать? Я не знаю особенностей Вашего учебного заведения, насколько необходимо посетить день открытых дверей, насколько большие осложнения могут возникнуть в случае, если Вы не посетите это мероприятие. Может случиться так, что посещение дня открытых дверей окажется обязательным для Вас. В таком случае, не будет большого греха, если Вы найдете время туда придти. Но, с другой стороны, если оно не имеет обязательного характера, можно его и проигнорировать. Могу сказать по собственному опыту. У меня два ребенка выросло, старший уже заканчивает университет, а младшая дочка учится в 10 классе. Мы подчас какие-то мероприятия игнорировали, если они совпадали со значимыми церковными событиями. Так и прошли годы учебы без особых последствий. Так что исходите из своеобразия Ваших жизненных обстоятельств, и помните, если нельзя не пойти на день открытых дверей и Вы пойдете туда в Страстную Пятницу, то греха в этом большого нет. Господь же видит ситуацию каждого из нас, Он понимает, что мы, живя в безбожном обществе, бываем не свободны от тех требований, которые этот мир нам предъявляет. Поэтому большого греха в этом нет, главное сохранить мир в душе и настроенность на службы Страстной Седмицы. Вот так можно было бы ответить на Ваш вопрос.
А вообще можно отметить следующее: дети в церковных семьях, конечно же, пребывают в тяжелейшем положении, потому что при почти полном отсутствии у нас православных учебных заведений дети, как правило, соприкасаются с церковной жизнью только в семье. И далеко не всегда все члены семьи являются людьми воцерковленными, часто только один родитель является воцерковленным, а другой наоборот, может подчас и искушать, и не понимать, и не принимать взглядов ребенка. В храме дети соприкасаются с церковной жизнью, но вот они покидают храм, покидают пределы своего дома, а школа, и улица, и какие-то детские учреждения, в которых они могут посещать кружки, спортивные секции – все это функционирует так, как будто никакой Церкви не существует в нашем обществе. И ребенку очень сложно постоянно противостоять окружающему миру, свидетельствовать свою веру, утверждать свою веру. Взрослому трудно быть, как сейчас принято говорить, нонконформистом, то есть человеком, идущим наперекор окружающему его обществу, наперекор сложившимся в обществе представлениям, а ребенку это делать еще сложнее. И, конечно, трудно постоянно противостоять детскому коллективу, педагогическому коллективу, тем более, что часто и там нет людей, способных адекватно воспринять особенности и психологии, и жизни религиозного ребенка, ребенка из церковной семьи. Это большое испытание для детей, многие дети ломаются. Именно в подростковом возрасте ломаются, поэтому в этот период родители должны проявлять очень большую чуткость, деликатность, стараться максимально смягчать для ребенка обстоятельства его пребывания в школе, в которой не знают Церкви, не знают Бога. И не создавать ему лишних конфликтов с учителями. Впрочем, дети бывают разные, я это по собственным детям могу сказать. Если мой сын был постоянно настроен на свидетельство о своей вере, уже буквально с первого класса манифестировал собственные религиозные воззрения, то дочка была человеком другого плана. Ей было бы тяжело в таком постоянном режиме сопротивления проходить обучение в школе, поэтому ей приходилось помогать больше. Сына мы, как правило, сдерживали в его стремлении постоянно свидетельствовать о вере во Христа учителям и ученикам, а дочку, наоборот, поддерживали в этом. Думаю, что и в ситуации многих православных родителей возникает своя специфика, которую нужно учитывать.
И вот мы опять возвращаемся к теме Благовещения. Ведь каково было отроковице Марии, девочке еще, вместить в себя великое Откровение, данное Ей Архангелом Гавриилом. Она ведь поначалу и отвечала-то ему просто: как Она может родить Мессию, если Она не знает мужа. Она не сознавала еще тайны приснодевства, той тайны, что приход в мир Мессии будет приходом в мир не человека, а Богочеловека. И, понимая в себе эту неспособность вместить тайну Благовещения, она, в конечном итоге, положилась на волю Божию. Поэтому, всем нам, именно сегодня, в праздник Благовещения, и нужно задуматься над тем, как же возможно в нашей жизни положиться на волю Божию, чтобы слова Пресвятой Богородицы: «Се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» стали словами, определяющими и нашу жизнь, и наше безграничное доверие к Богу, и наше убеждение, что, доверившись Богу, мы преодолеем все житейские искушения, все житейские испытания.