6+

Разговор в прямом эфире с протоиереем Александром Степановым (Пасха Христова)

Разговор в прямом эфире. На вопросы слушателей отвечает протоиерей Александр Степанов.

prot_aleksandr_stepanov140

Вопрос: Батюшка, скажите, пожалуйста, какие надо читать молитвы в пасхальный период: утренние, вечерние? Объясните, пожалуйста. Спасибо.

Прот.А.Степанов: По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую Седмицу пасхальными часами. Я думаю, что во многих молитвословах это есть, но если вы возьмете канонник, например, или какую-либо еще книгу, где приводится последование Пасхального Богослужения, там обязательно есть Пасхальные Часы, которые в храме в этот период поются. Их даже не читают, а поют ввиду особой торжественности. Все часы: 1-ый, 3-ий, 6-ой, 9-ый – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Обычные часы в богослужении отличаются значительно друг от друга, а здесь все часы совершенно однотипны. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения. Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Восресение Христово видевше…» трижды поется, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование вы можете найти в указанных книгах. И по времени прочтения оно, конечно, гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило из молитвослова. Так что, вот в этом смысле некоторое такое молитвенное послабление дается. И обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера какие-то молитвы, и другого рода, они все заменяются пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события. Действительно, Пасха – это главный праздник христианства, ибо христианство – это религия, построенная на факте: на факте Воскресения Христа. Такое же значение имеет и Его крестная смерть, поскольку, если недостоверно событие смерти, то нет и величия чуда Воскресения Христова. Апостол Павел говорит: «…если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Т.е. если не произошел вот этот факт, то тогда все остальное тщетно. Действительно, учение, которое проповедует Господь наш Иисус Христос, при всем его совершенстве и возвышенности, оно не является чем-то абсолютно исключительным, потому что очень многое из того, то Он говорил, содержится и в Ветхом Завете. Какие-то нравственные истинные нормы, может, не столь возвышенно сформулированные, содержатся и в других религиях, в учениях других учителей. Но вот этого факта – смерти и воскресения, засвидетельствованного множеством людей, апостолов и многих других учеников; вот этот факт, который потряс апостолов до того, что превратил их из робких людей, прячущихся от иудеев, в смелых проповедников; вот без этого факта христианства нет.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как причащаются в Светлую Седмицу? Какой устав Церкви?

Прот.А.Степанов: Никакого устава Церкви, касающегося особенностей Причащения в Светлую Седмицу, насколько я понимаю, нет. Причащаются, в принципе, точно таким же порядком, каким причащаются и в другое время. Но есть разные традиции. Есть традиция такая, я бы сказал, синодального периода дореволюционной Церкви. Она заключалась в том, что люди причащались достаточно редко. И, главным образом, причащались постами. И, скажем, не было принято причащаться на Пасху. Я очень хорошо помню, как где-то еще в 70-80-е годы в Пюхтицком монастыре, ближайшем в то время в Советском Союзе от Ленинграда, куда могли верующие поехать и часто бывали, желание причаститься в Пасхальную ночь воспринималось как очень странное какое-то движение, т.е. казалось, что это абсолютно не нужно. Ну, в крайнем случае, в Великую Субботу, а вообще, в Великий Четверг, считалось, надо причаститься. Тоже самое касалось и Светлой Седмицы. Логика, которой в данном случае такая практика оправдывается, заключается примерно в том, что Причастие связано всегда с покаянием, с исповедью перед Причастием, а поскольку мы празднуем великий праздник и, вообще, другие великие праздники, то какое же покаяние в праздник? А нет покаяния – значит нет и Причащения. С моей точки зрения, какой-то богословской критики специальной это не выдерживает. И практика древней Церкви досинодального периода, как я представляю себе, и в России, и вообще в древней Церкви повсюду, заключалась в том, что как раз в великие праздники обязательно люди стремились причаститься Святых Христовых Тайн. Потому что пережить полноту празднуемого события, по-настоящему соучаствовать тому событию, которое Церковь празднует, можно только в Причастии. А если мы это событие переживаем только умозрительно, то это совсем не то, что Церковь хочет и может дать нам, верующим людям. Мы должны именно приобщиться! Приобщиться самым, так сказать, физическим образом к той реальности, которая воспоминается в этот день. И это можно сделать, только во всей полноте участвуя в Таинстве Евхаристии, которая совершается в этот день. Поэтому практика современная все-таки в большинстве храмов такова, что людям ни в коем случае не отказывают в Причастии в Светлую Седмицу. Я думаю, что разумно для тех, кто желает причаститься в эти дни, ограничиться исповедью, которая была на Страстной Седмице. Если человек приходил в Страстные дни и исповедался, и он не чувствует таких уже серьезных оснований внутренних, которые бы его отделяли от возможности причаститься, каких-то грехов вот в этот пасхальный период, то, я думаю, что совершенно возможно было бы причащаться без исповеди. Впрочем, ни в коем случае не рекомендую этого делать, не посоветовавшись с Вашим духовником, и как-то не согласовав со священником, в храме которого Вы причащаетесь. Просто для того, чтобы не было каких-то недоразумений и разномыслий.

Вопрос: Батюшка, Светлая Седмица – она сплошная, вот как с постом быть?

Прот.А.Степанов: Здесь можно тоже ссылаться на практику священников. Вот мы все служим в эти светлые дни, и священники совершенно не постятся. Этот пост перед Причастием связан все-таки с традицией сравнительно редкого причащения. Если люди причащаются регулярно, скажем, раз в неделю, в воскресный день приходят в храм, на Двунадесятые праздники приходят причащаться, то, я думаю, что большинство священников не требуют от этих людей специального поста перед Причастием, кроме естественных постных дней – среды и пятницы, которые для всех людей и всегда. А если в Светлую Седмицу, как мы знаем, этих дней нет, значит, в эти дни мы не постимся и причащаемся без этого специального поста перед Причастием.

Вопрос: Батюшка, скажите, можно ли на Светлой Седмице читать акафисты? Хотя бы келейно: Божией Матери и, может быть, другим святым? Может быть, только Господа можно славить на этой неделе, а уже Божию Матерь и святых как-то не положено?

Прот.А.Степанов: Действительно, сейчас все наши духовные переживания устремлены вот к этому главному Событию. Поэтому в храмах вы замечаете, что священники, скажем, на отпустах не поминают, чаще всего, дневных святых, а произносят праздничный пасхальный отпуст. В службах мы тоже не задействуем память святых, хотя, в принципе, молебен в Святую Пасху, если совершается, то там предусмотрено поминовение святых дня, и тропарь может быть пропет. По-моему, такого уставного правила жесткого, что категорически запрещено поминовение святых в этот период, нет. Но, действительно, такого рода богослужения как акафисты и другие, которые посвящены событиям, не связанным с Воскресением, несколько расфокусируют наше духовное внимание. И, может быть, действительно, в этот период не стоит слишком внимательно исследовать календарь и смотреть, какие там события, а больше как-то уже погружаться в переживания Пасхальных событий. Ну, если уж такое есть вдохновение большое, то келейно, безусловно, можно и акафист прочитать.

Вопрос: Батюшка, два вопроса у меня. Вчера ко мне соседка пришла, у нее маме 91 год. Разум отнял Господь и беснуется сильно, кричит. Пришла извиняться. «Да что Вы, какие извинения?» Помочь бы хотелось ей чем-то. Ну, я говорю: «Терпеть, наверное, надо вам». Может, водичкой ее святой так незаметно смазывайте, да молитву творите Иисусову. Все, что мог сказать, потому что я сам-то не особенно грамотный. Так вот, может, Вы посоветуете, как человеку помочь? И кстати, сейчас у меня настроение радостное, хорошее, и я с радостью творю молитвы и вечерние, и утренние, и в течение дня. А вот не врежу ли я этой маме-то ее? Она как раз надо мной. Понимаете?

Прот.А.Степанов: Ну, а как же может молитва вредить? Я не думаю, что может быть такая зависимость. Вы можете, конечно, псалтырь читать, просто можете молиться о здравии этой рабы Божией, даже если ей 91 год. О здравии – это ведь не значит, чтобы она жила до 191 года, а о том, чтобы человек был здрав и умом и сердцем. Поэтому, такая молитва будет услышана, и как-то Господь подаст. Конечно, надо потерпеть и близким и соседям это неудобство. Но что делать, если человек болен? Так что здесь, конечно, надо проявить христианское терпение и молиться просто об этом человеке так сугубо.

Вопрос: Я бы хотела, во-первых, поблагодарить за трансляции. Я слепая, и не всегда могу ходить. Спаси Господи вас! Что такое обедница?

Прот.А.Степанов: Обедница – это такая служба, которая служится как бы вместо Литургии. Если по каким-то причинам не служится Литургия, которая еще в народе называется обедня, то вместо нее служится служба, которая, в общем-то, несколько похожа на последование Литургии. Там поют тоже и антифоны, там поют Символ веры, Отче наш, в общем, все, только без самого главного, ради чего существует Божественная Литургия, – без Евхаристического канона, без освящения нашей Жертвы, без преложения Святых Даров и без Причащения. Ну, бывают ситуации, когда такая служба тем не менее совершается. К примеру, я помню, что служить Божественную Литургию в тюрьме какое-то время, когда мы только начинали там свое служение, было невозможно, и мы тогда служили обедницу. Обедница занимает где-то 20 минут, очень короткая служба. В то же время общий строй напоминает все-таки Божественную Литургию. И если у нас была возможность с собой принести запасные Дары и причастить людей, то это получалось уже некоторое подобие Божественной Литургии. Вот такая служба небольшая.

Теперь я, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто делает какие-то пожертвования на наше радио. Это не очень большая сумма получается, но все-таки нам это очень дорого, и мы очень ценим, что люди стараются и хотя бы что-то, кто сколько может, нам передает. Это такой индикатор, что наша работа действительно нужна, и как-то ценится людьми. Спаси Господи всех, кто нам помогает.

О традициях причащения в Светлую Седмицу можно было бы еще дополнить нечто о практике ранней Церкви. Дело в том, что вы, наверное, заметили, что в саму Пасху, и в Великую Субботу, и всю Светлую Седмицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», которое поется при крещении людей. Это означает, что вот этот период был периодом особенно массового крещения тех, кто готовился принимать крещение. И если людей крестили в Великую Субботу, что практиковалось чрезвычайно широко, чтобы они уже принимали участие в Пасхальной службе как верные, а не как оглашенные, то вот в течение всей этой Светлой Седмицы эти люди безотлучно находились в храме. Они были помазаны миром, и места, помазанные миром, обвязывались еще специальными повязками. И вот, в таком виде люди сидели в храме, не выходя. Это было немножко похоже на то, как сейчас, когда постригают в монахи, то тоже, в течение трех, кажется, дней новопостриженный постоянно находится в храме, и участвует тем самым во всех службах. То же самое, только в течение семи дней, происходило и с новокрещенными. И, кроме этого, конечно, они научались. Т.е. это было время, когда с ними проводились, так называемые, таинствоводственные или тайноводственные беседы, или по-гречески мистогогия. Мы можем читать эти беседы преподобного Максима Исповедника, других знаменитых проповедников древней Церкви, которые много делали для просвещения новокрещенных. Вот такие беседы и ежедневная молитва и Причащение в храме. А на восьмой день совершались те самые обряды, которые мы совершаем сразу же после Крещения: пострижение волос, отирание мира и так далее. Все это совершалось на восьмой день после вот этого периода посвящения человека, воцерковления по-настоящему, введения в церковную жизнь. Его отирали, снимали повязки, и он уже выходил настоящим опытным духовным христианином и начинал уже свою дальнейшую церковную жизнь. Поэтому в древней церкви такие люди, и миряне тоже вместе с ними, причащались ежедневно. Все вместе славили Бога за великие Его благодеяния.

Вопрос: Я слушаю Ваше радио и очень благодарна, потому что я уже читать не могу: ни Евангелие, ничего. Я вечером и утром слушаю Евангелие. Но уж мне за 80, и, конечно, памяти нет, но все-таки немножко знаю, что это уже было, уже читали. Вот сейчас Вы говорите о Часах. В Святую Седмицу нужно что-то читать другое. А я уже ничего не вижу, только то, что я знала на память, выучила уже за 12 лет, вот я только это и читаю. Мне писала дочка в то время большими печатными буквами, я за это время выучила наизусть: и 50-й псалом, и утренние, и вечерние молитвы. Так как мне быть? Нельзя уже это читать, нужно только Часы? Но мне их не прочитать.

Прот.А.Степанов: Я думаю, что, конечно, Господь примет любую молитву. Дело, в конечном счете, не в словах. Или, по крайней мере, не только в словах. Ну, я думаю, тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» Вы знаете. Вот начинайте свои молитвы с этого и заканчивайте этим, а остальное читайте все. Можете, разве что, опускать особенно такие покаянные молитвы: 50-й псалом, например. А все остальное читайте, конечно. Господь примет Вашу молитву.

Вопрос: Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: можно ли поминать усопших на Страстной неделе и на Светлой Седмице? Спаси Господи, и простите.

Прот.А.Степанов: По традиции в Церкви не принято совершать панихиды в Страстную и Светлую Седмицы. Если человек умирает, то его отпевают особым Пасхальным чином, а такое первое массовое поминовение усопших, которое совершается после Пасхи, это Радоница. Это вторник второй недели после Пасхи. Вот он, строго говоря, не предусмотрен уставом, но, тем не менее, опять-таки, это традиция, уже давно установившаяся. В эти дни часто посещают и кладбища, служат панихиды и так далее. Но келейно, конечно, Вы можете поминать. На Литургии, если мы совершаем проскомидию, конечно, мы поминаем и живых и усопших. Можете и записки подавать, но такого публичного поминовения в виде служения панихид обычно не принято в это время.

Вопрос: Батюшка, что читается при подготовке к Причастию в Светлую седмицу?

Прот.А.Степанов: Я думаю, здесь могут быть тоже разные варианты. Если обычно три канона читаются: покаянный, Божией Матери, Ангелу Хранителю, то, по крайней мере, покаянный канон не столь обязателен в этом сочетании. Правило ко Святому Причащению, я думаю, читать, безусловно, стоит. А вот каноны, может быть, имеет смысл заменить чтением Пасхального канона одного. Вот те три канона, которые обычно читаются в составе этого большого правила ко Святому Причащению, вот здесь, может быть, уместно заменить Пасхальным каноном. А правило ко Святому Причащению с каноном и молитвами – это остается.

Вопрос: Вот у меня на работе вышел конфликт в Страстную Пятницу, не хотели меня пускать в храм. Вот, объясните мне, как соединять Двунадесятые праздники или вот Страстную Седмицу и мирскую работу?

Прот.А.Степанов: Вы знаете, это действительно тяжелая, серьезная, наболевшая проблема. Мы живем в светском государстве, которое совершенно не ориентируется на христианские праздники. Правда, какие-то сдвиги в этом вопросе есть. Вот Рождество сделано выходным днем. Пасха у нас всегда выпадает на воскресение, но за ним не дают выходной. Хотя, скажем, в Германии и в других странах всегда за большим праздником следует выходной день. Устраивают Пасхальный понедельник, так он и называется. Тоже самое на Троицу, на другие праздники в христианских традиционных странах, где не было революции, не было безбожной власти, которая все это искореняла, выкорчевывала с корнем. Во всех странах эти праздники признаются, притом что государство носит светский характер. У нас, к сожалению, пока такого нет. Поэтому приходится применяться к тем обстоятельствам жизни, в которых Господь нам судит жить. Если работа такая, что она не терпит возможности как-то брать отгулы или переносить на другие дни, или по времени ее как-то более ли менее свободно сдвигать, то тут уж, я не знаю, надо выбирать. Или Вы остаетесь на этой работе и сколько-то жертвуете своей потребностью бывать на церковных службах более часто, либо надо попробовать поменять работу так, чтобы там была большая свобода для того, чтобы бывать на церковных службах. Но все-таки очень часто можно, мне кажется, договариваться при хороших отношениях о том, чтобы с работы или чуть раньше отпускали, либо предупредить, что чуть позже придете. Есть ранние службы – Литургии, скажем, в 7 часов утра. Все крупные праздники и на Страстной Седмице, в Великий Четверток, в больших храмах всегда служится две Литургии. На раннюю Литургию можно пойти, и к 9-ти часам Вы будете уже свободны, в начале 10-го. Так что к 10-ти часам Вы сможете попасть на работу, почти в любое место в городе. Но, конечно, совместить работу с тем, чтобы посещать все Богослужения Страстной Седмицы и утром и вечером, невозможно. И я думаю, что здесь нет такой острой необходимости, скажем, порывать с такой нормальной, хорошей работой, если она не дает возможности быть на всех службах. Если, хотя бы на основных, скажем, в Великий Четверток. Вынос Плащаницы – замечательная служба, но она совершается днем, значит Вы на ней не будете, зато на чин Погребения вечером в 6 часов можете прийти. И можете опоздать немножко, тоже ничего страшного не будет. Конечно, 12 Евангелий вечером совершается в четверг – тоже служба, на которой очень хорошо быть. Ну, если работа суточная или какой-то сложный график, по 12 часов надо работать, то какие-то службы Вы неминуемо будете пропускать, но Господь-то видит Ваше желание все-таки быть на этих службах, молиться, и воздаст Вам. Даже и Ваше отсутствие зачтется Вам, что Вы как будто бы и были. Важно Ваше сердечное желание, а не такое личное присутствие. Другое дело, что нам самим, конечно, хочется и приятно быть в эти особые моменты жизни Спасителя, в храме и как бы ближе к Нему, ближе пережить все то, что Ему суждено было пережить, но, действительно, обстоятельства не всегда позволяют. Поэтому, я думаю, что если все-таки в основном Ваша работа не ограничивает Вас настолько, что уж совсем не можете в храме бывать, не стоит ее менять. Надо стараться находить такие моменты и договариваться с начальством, чтобы какие-то небольшие послабления Вам делали, зато в другое время Вы уж там постарайтесь отработать получше, побольше, чтобы не было никаких претензий.
Конечно, наша повседневная жизнь всегда ставит перед нами какие-то проблемы того, как нам сочетать жизнь в миру с нашей духовной жизнью, с нашей церковной жизнью. И здесь надо проявлять определенную гибкость. Мы не можем отказаться от работы, не можем уйти куда-то в подполье или уж тогда надо избирать монашеский путь, тогда целиком вся жизнь будет предана Богу, служению. Но если есть семья, опять-таки, это невозможно, и здесь надо применяться. Иногда даже не работа может ограничивать нас, а домашние дела, дети, которые требуют нашего внимания. Если мать будет постоянно в церкви, а ребенок будет постоянно один дома, тоже, знаете, хорошего мало будет. Хотя мать и молится в храме, тем не менее, иногда важнее просто личное присутствие и участие в жизни своих детей. Так что, здесь будьте «мудры, яко змии» в решении таких вопросов.

Вопрос: Батюшка, Вы знаете, у меня муж умер в августе, и я всю зиму не могла попасть туда на могилу. Я одна не могу, и так случилось, что я всю зиму не могла. Памятник будут устанавливать где-то к 9-му Мая, т.к. он участник войны. И мне сегодня женщина сказала: «Это смертный грех, что ты не ходишь на могилу!» А я не могу. Я молюсь и Сорокоуст подавала, и на полгода, и каждый раз, как Господь дает, в воскресенье поминаю мужа, и келейно поминаю. Неужели это такой смертный грех, если я зиму не была у мужа на могиле?

Прот.А.Степанов: Я думаю, что, конечно, здесь не надо слушать всех, кто что говорит. Такое сказать может только человек, далекий от Церкви и от Бога, потому что любовь – это, прежде всего то, что должно двигать нашими словами. А вот та особа, которая Вам такие вещи сказала, она вряд ли была движима любовью к Вам или к Вашему супругу. Я думаю, что совершенно никакой трагедии здесь нет. Конечно, человеку нужно поминовение, память о нем. Вы вступаете в общение с человеком, ушедшим из этой жизни в мир иной, именно тогда, когда Вы молитесь о нем, когда Вы вспоминаете его, когда Вы плачете о нем – вот это и есть реальное общение. Конечно, место погребения не должно быть в запустении, не должно быть пренебрегаемо. За могилой надо, безусловно, ухаживать, надо, чтобы все там было хорошо, благолепно. Но зимой, собственно говоря, благолепие трудно навести — все снег покрывает и более благолепно, чем Господь устраивает Свой снежный покров, на могилах довольно сложно что-то и придумать. Разве что цветы принести, но это может кто-то сделать и из молодых: Ваши дети, внуки, кому легче добраться зимой до кладбища. А Вы по мере своих сил молитесь, поминайте, и совершенно правильно делали, что подавали и сорокоуст, и панихиды, наверное, заказывали, и записки на проскомидию писали, и в келейных своих молитвах поминали. Вот это то, что действительно нужно. А пребывание на могиле – это немножко даже, в общем, получается такое язычество, т.е. придание этому факту такого особенного значения – это, скорее, языческое переживание, чем христианское. Так что не переживайте, никакого смертного греха Вы не совершили, тем более, если Вы действительно любите и помните своего покойного супруга.

Вопрос: Cейчас такое время, когда мы сдаем документы, отдаем в школу детей. У меня вопрос о наших программах. Православного ребенка лучше определить в школу по какой программе? Какая программа больше подходит, ну скажем, обычному православному ребенку? Потому что некоторые читаешь и совсем как-то странно, что дети могут учиться по таким учебникам.

Прот.А.Степанов: Вы знаете, я сам не специалист в педагогике и особенно в специальной, светской. Какие программы сейчас в школах я, честно говоря, не очень в курсе этого дела. Но я думаю, что есть, может быть, более или менее стандартная общая программа для всех школ. И чтобы сохранить ребенка в вере и в Церкви, я думаю, прежде всего должна быть дома атмосфера соответствующая. У нас в приходе много детей, которые учатся в самых разных и в самых обычных светских школах. Никаких специальных православных лицеев, гимназий — самые обычные школы. И вот у меня сейчас в алтаре мальчики от 7-ми до 16-ти лет. Которым 16 лет – уже заканчивают школу, а некоторые закончили институт, поют в хоре, помогают. Они никуда не делись. Никакая школьная программа их не сделала атеистами, неверующими или просто людьми, равнодушными к Церкви. Почему так было? Потому что, главным образом, дома было все-таки церковное воспитание, а во-вторых, что мне кажется не менее, если еще и не более важно, нам при нашем приходе удалось создать хорошую детско-молодежную среду, куда они все могут приходить, общаться. У них есть не только воскресная школа с занятиями, но есть интересная жизнь: совместные походы, поездки, лагеря и так далее. И вот это все формирует среду, в которой ребенок может жить, не чувствовать себя белой вороной. Он видит, что он окружен большим количеством детей, чувствующих, думающих так же, как он, понимающих друг друга. Вот это и создает предпосылку к тому, чтобы ребенок оставался в Церкви. И я думаю, что программа может быть обычной, по которой учат в школе, ну если там не что-то специальное, атеистическое. Но такие программы у нас по закону просто запрещены, поскольку свобода совести, и светское образование не может ни против религии, ни за какую-то религию выступать – все индифферентно должно быть, так что вряд ли такая программа есть. Мне кажется, это не так существенно. Впрочем, лучше еще поговорить с людьми, которые специально занимаются этими проблемами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru