ИТАР-ТАСС, 22 ноября 2011 г.
Пресс-конференция..." />
6+

Протоиерей Александр Степанов

ИТАР-ТАСС, 22 ноября 2011 г.
Пресс-конференция «Топонимике Санкт-Петербурга – только достойные имена»

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров»:

Прежде всего я должен сказать, что цикл программ, который мы начали вести на нашем радио, был связан с постановлением последнего Архиерейского Собора, который состоялся в феврале 2011 года, и в документе, принятом этим Собором, который называется «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно в годы гонений пострадавших» говорится следующее, прочитаю пару абзацев: «Епархиям, монастырям и приходам рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников. Инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Необходимо продолжить с государством и разъяснительную работу в обществе, для того чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру». Таким образом, то, что мы начали делать, вполне вписывается в это постановление Собора, призыв нашего священноначалия, хотя я должен признаться, что замысел осуществить такой цикл у нас был уже очень давно. С Кириллом Михайловичем Александровым мы обсуждали это уже несколько лет назад, и вот сейчас эти вещи совпали, и поэтому я несколько слов скажу о том, почему, собственно говоря, мы имели в виду заняться этой темой в любом случае.
Мы хотим этим циклом обратить внимание наших слушателей, всех людей на нравственную составляющую жизни нашего общества. В обществе, как мы знаем, преобладает прагматизм: есть проблемы поважнее, зачем тратить деньги на что-то не существенное и не важное, когда есть столько социальных, экономических и т.д. проблем. Так вот, это дефицит нравственного начала – он не дает решить ни экономические, ни социальные, ни какие другие проблемы в нашем обществе. Только слепой не видит, что мы зашли в совершенный тупик. Глубокое убеждение Церкви заключается в том, что этот тупик связан с дефицитом нравственного чувства у наших сограждан, у нас всех, я не исключаю из этого числа тех, которые ходят в церковь и носят крест на себе, это общая болезнь нашего общества, это то, что мы унаследовали от десятилетий абсолютно безнравственной жизни. Сегодня часто говорят, что вот, при советской-то власти была нравственность, при советской-то власти был порядок. Но если этот порядок зиждился на массовом истреблении людей, если для того чтобы выжить, человек должен был молчать, когда слышит неправду, отказываться от своих родственников, от жены, от детей, или от мужа, или от родителей, для того чтобы просто физически сохранить свою жизнь… Понимаете, были разрушены самые основы, самые основы нравственного чувства. Зло не наказуемо – можно все что угодно сделать с людьми, с человеком, и это никак не будет наказано, если это будет одобрено властью. И вот я глубоко убежден, что мы – народ, который потерял нравственную систему координат, потерял самый главный навигатор вообще в жизни, который управляет и жизнью отдельного человека и жизнью всего общества. И мы будем и дальше тыкаться в пустоту. Мы никуда не продвинемся. Все наши усилия сейчас что-то поменять в стране, что-то сделать хорошего, конструктивного, созидательного – они будут разбиваться вот об это. И я думаю, что все это прекрасно видят: и коррупция, и взяточничество – это не потому, что там наверху какие-то сидят плохие, да мы такие же, мы все такие. Просто одним досталось сегодня рулить, другим не досталось. И вот это мы несем в себе. Поэтому разговор о нашем историческом прошлом – это не отвлеченная тема, не разговор о чем-то, что было когда-то. Это то, что актуальнейше сегодня, это то, чем мы живем сегодня, в нас это все живет, мы тащим этот труп с собой. И вот с этим мы должны разобраться. Конечно, проблемы топонимики – это одна малая часть всей этой большой проблемы, но часть совсем не незначительная. Так или иначе, мы привыкли, и во всем мире это так – именами людей называются улицы и какие-то места, если мы считаем этих людей в каком-то смысле положительными, положительными героями нашей истории, нашей культуры. И если в этих топонимах увековечены имена людей, которые совершали преступления, – а это доказано, что они именно совершали преступления против человечества, такие же точно, какие совершали нацисты… Мы говорим – идеология, и могут быть разные мнения насчет этого периода… Но по каким-то вопросам не может быть разных мнений! В Германии не может быть мнения, что Гитлер был хороший, потому что он построил автобаны, и дал всем работу, и преодолел кризис. Не может быть! И Германия живет совсем не так, как мы. У нас возможно, у нас возможно сколько угодно мнений на этот счет. Во всем мире приняты права человека и продавливается всем, так сказать, цивилизованным миром по возможности во всех странах, что нельзя человека просто взять и убить, отнять у него собственность без суда, нельзя разъединить семью и т.д. И это необсуждаемые вещи, и все, так сказать, цивилизованное человечество борется за то, чтобы эти ценности были приняты всюду и повсеместно. Если в каком-то государстве это нарушается, значит, это государство подвергается обструкции со стороны всего мирового сообщества. У нас этого сознания нет. И вот это, мне кажется, главная проблема.
Еще один момент, который я хотел бы тоже озвучить, – почему мы, собственно, начали сбор подписей. Мы сделали программу, что-то такое продекларировали. Но мне кажется, что сегодняшние СМИ слишком часто просто отрабатывают тему. Вот есть какая-то звонкая тема, появился какой-то интересный сюжет, его осветили со всех сторон, прошли и забыли. Я считаю, как главный редактор церковной радиостанции, что для Церкви это невозможно и недопустимо. Если мы начинаем серьезный разговор о чем-то – мы берем на себя определенную ответственность за то, чтобы это систематически планомерно продолжать и все-таки пытаться доводить до какого-то конца. Выйдет-не выйдет – все в руках Божиих. Поэтому мы считаем, что нужно воспитывать наших слушателей именно в гражданственном духе. Мы строим гражданское общество, то есть общество людей, ответственных за свою судьбу и за судьбу своей страны. Это люди, которые не перекладывают ответственность на начальство. Поэтому если мы с какой-то группой людей разделяем такой взгляд, значит, давайте перейдем к какому-то гражданскому действию. Это не политическое действие, но это действие именно гражданственное.
 

Текст: Марина Матвеева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru