6+

Православие в Польше: вера, политика, храмы, люди

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Вадим Ибрагимович Мусаев, доктор исторических наук, профессор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института СПб Политехнического университета, ведущий научный сотрудник СПб Института истории РАН

Тема: книга «Православие в Польше в 1870-1920-е гг.»

Эфир: 1 ноября 2025 г.

АУДИО

 

Доктор исторических наук Вадим Ибрагимович Мусаев – автор монографий «Ингерманландский вопрос в ХIХ веке», «Политическая история Ингерманландии в конце XIX — XX вв.», «Россия и Финляндия: Миграционные контакты и положение диаспор (конец XIX в. — 1930-х гг.)», «Эстонская диаспора на Северо-Западе России во второй половине XIX — первой половине ХХ в.», «Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890-е — 1930-е гг.)», «Православие в Прибалтике в 1890 — 1930-е гг.», «Иноконфессиональные христианские общины на Северо-Западе России в 1900 — 1930-е гг.», специалист по истории Гражданской войны на Северо-Западе России, один из авторов трехтомной энциклопедии «Россия в Гражданской войне. 1918-1922».

В 2025 году вышла новая книга историка – «Православие в Польше в 1870-1920-е гг.», которая была представлена на конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» в Санкт-Петербургской Духовной Академии.

 

 

Вадим Мусаев:

 

Я уже давно занимаюсь историей православия на бывших западных окраинах бывшей Российской империи. Это завершение своего рода трилогии: первая книга «Православие в Финляндии», затем «Православие в Прибалтике», и вот теперь «Православие в Польше». То есть на землях, которые ещё и в имперское время в основном были населены и иноэтничными, и инославными жителями, православные составляли всегда меньшинство. И всегда православные епархии, которые здесь были образованы в разное время, имели серьёзные проблемы в своём развитии, существовании. Ну а после распада Российской империи эти земли оказались за пределами России, в независимых государствах (или новых, или восстановленных, как Литва или Польша) и здесь православные структуры, православные верующие оказались в особенно сложном положении, без поддержки из бывшего центра.

В этих новых или новых старых, опять же, государствах православные верующие вынуждены были как-то выживать в новых для них условиях. Вот эти сюжеты в моих трёх монографиях и рассматриваются.

 

Те выдающиеся архиереи, кто прошёл через служение в Финляндии или Польше, потом всё-таки в Россию как правило возвращались. Тот же самый, например, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), будущий заместитель местоблюстителя патриаршего престола, будущий патриарх, вернулся в Россию, возглавил Нижегородскую епархию, тот же будущий Святейший патриарх Тихон (как раз, кстати, именно из Польши он был переведён в Северную Америку, на кафедру епископа Алеутского и Аляскинского, потом вернулся, кстати сказать, на Литовскую кафедру, в Литовскую епархию, оттуда во время войны эвакуировался, и стал уже, как мы хорошо знаем, митрополитом Московским, потом уже патриархом Московским и всея России). То есть многие архиереи проходили такой замысловатый, сложный путь: из России на эти окраины, в Финляндию, в Прибалтику или в Польшу, потом обратно, возглавляли самые разные кафедры. Ну вот опять же, пример архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова), который тоже долгие годы был связан с Польшей, сначала как наместник, потом как настоятель Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии, много сделал для его развития, и материального, и духовного, потом стал ректором Холмской духовный семинарии, и потом уже в эвакуации заботился и о пастве, которая оказалась разбросанной по всей России. Дальнейший его путь – епископ, потом архиепископ Смоленский. Как мы знаем, он один из священномучеников Русской Церкви, он погиб в тридцатые годы во время репрессий.

 

Архиепископ Смоленский Серафим (Остроумов) расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу.

 


 

Были и те, кто оказался от России оторванным, как, например, архиепископ, потом митрополит Литовский Елевферий (Богоявленский), который единственный из архиереев Русской Церкви, которые оказались в епархиях, отделённых от России, сумел сохранить каноническую связь с Московской патриархией.

 

Архиепископ Виленский и Литовский Елевферий (Богоявленский) в ноябре 1928 года приехал в Москву, где был возведен в сан митрополита заместителем местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). Этой поездке в СССР (сразу после знаменитой Декларации 1927 года, внесшей раскол в Церковь) он посвятил книгу «Неделя в патриархии», где описал свою беседу с митрополитом Сергием (Страгородским) по поводу слов Декларации про единые у Церкви и Советского Союза радости и про то, что «всякий удар, направленный в Союз» суть удар в Церковь.

 

Один из самых выдающихся деятелей Православия в Польше (и из героев этой книги) – епископ, потом архиепископ, потом митрополит Евлогий (Георгиевский). Он особенно хорошо известен, наверное, как глава Западноевропейского экзархата (или Парижского экзархата) и как автор воспоминаний «Путь моей жизни». Вот он, пожалуй, на меня произвёл наиболее сильное впечатление… Разумеется, любые воспоминания страдают некой предвзятостью, это неизбежно, потому что всё-таки личностный фактор всегда проявляется, этого никому не избежать в своих воспоминаниях.

 

Какие ошибки сделаны в период Российской империи властями в Польше именно в религиозной политике? Тут не только моё личное мнение, это как раз мнение, которое выражали в 1870-х годах и различные общественные и государственные деятели, и церковные в том числе, это как проводилось это вот воссоединение униатов. То есть слишком поспешно это было сделано, с использованием административного давления. Вот отсюда и феномен так называемых упорствующих, которые вроде бы формально были воссоединены, но всячески уклонялись от посещения православных храмов и участия в богослужениях. Таких набралось до 100 тысяч в  общей сложности. И именно вот это увлечение принудительным администрированием, таким вот давлением, и было объектом критики. Я привожу немало высказываний на эту тему, про отсутствие добровольности.

Сторонники такой поспешности, такого силового метода, противники метода постепенного воссоединения, путем миссионерским, проповедническим, на принципах добровольности, –  они говорили, что если бы не было этого принуждения, то тогда бы воссоединение униатов было бы ещё сложнее, а католичество только усилилось бы.

То есть это было тоже таким дискуссионным моментом и в то время тоже. Хотя больше было тех, кто выступал с критикой этой поспешности и этого принудительного администрирования. И, наверное, больше правы те, кто выступал с критикой. То есть если бы всё-таки эту религиозную политику проводили более мягко, более осторожно, более обдуманно и тактично, то и эффект был бы, наверное, всё-таки большим. То есть те, кто был совсем вот прямо против обращения в православие, те бы, собственно, всё равно бы не вошли в Православную Церковь. А остальные под этим примером более мягкой, более обдуманной политики всё-таки, наверное, быстрее бы присоединились к Православию, и были бы более искренними, более верными прихожанами.

 

См. также:

Рубль вместо хлеба. На что большевики потратили отобранные у Церкви ценности

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова беседует с автором книги «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» священником Сергием Ивановым. Часть 2. Эфир 27 апреля 2025 г. АУДИО

Церковь и гражданская война

Историки обсуждают значение и роль религии в гражданской войне в России в 1917 – 1922 гг. в связи с новыми архивными данными. Программа «Под знаменем России». Эфир 12 июня 2025 г. АУДИО

Дневники русской жизни — революция, богослужение, эмиграция, война и новое поколение в церкви

В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и Константин Махлак рассказывают о дневниках Петра Ковалевского. Эфир 18 и 25 октября 2020 г. АУДИО

Что такое приходская революция?

Что такое «приходская революция» и «церковное возрождение 1920-х годов»? В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» – историк Алексей Беглов, автор книги «Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы». Передача 4. АУДИО

Дело, которое стало образцом для Большого террора

С чего начинали «дело», как формировали группу обвиняемых, в чем обвиняли и на каком основании, как велось следствие, каковы судьбы следователей, как родственники узнавали правду, и что еще предстоит узнать нам. Программа «Встреча» с участием д.ф.н. Марии Дегтяревой, автора книги «Дело «Общества трудового духовенства» (1937 год). По материалам ПермГАСПИ». Эфир 5 июня 2021 г. АУДИО + ТЕКСТ

Патриарх Тихон (Беллавин) (4)

Цикл лекций протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь ХХ века в личностях Патриархов». Передача 4. АУДИО + ТЕКСТ

Патриарх Сергий (Страгородский) (1)

Цикл лекций протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь ХХ века в личностях Патриархов». Передача 6. АУДИО + ТЕКСТ

«Мы потеряли более 50 миллионов человек за 35 лет»

Историки и не только – о Дне памяти жертв политических репрессий и церемонии чтения имен «Хотелось бы всех поименно назвать». Эфир 7 ноября 2024 г. АУДИО

«Это требует покаяния»

Репортаж о Дне памяти жертв политических репрессий в Петербурге. 30 октября 2024 г. АУДИО

О выставке «Русская Голгофа»

В Петербург приезжает выставка, созданная храмом Новомучеников на Бутовском полигоне. Рассказывает Игорь Гарькавый. Эфир 8 февраля 2024 г. АУДИО

Что такое отделение церкви от государства

1922 год в нашей истории: победа большевиков в гражданской войне, ужаснувший весь мир голод, изъятие церковных ценностей, репрессии против инакомыслящих и высылка интеллигенции, появление вместо России нового государства – СССР. Обсуждаем с историками Иваном Петровым и Никитой Гольцовым влияние внешних факторов на церковную жизнь. Передача 2. АУДИО

«Уголовные дела на таких святых у нас хранятся в ФСБ»

«Там раскрыты методы нашей работы… и мы вам это показывать не будем». Юрист и генеалог Даниил Петров в программе «Встреча» рассказывает о новостях в архивной жизни Петербурга и России. Эфир 27 марта 2021 г. АУДИО

«Были изумительные священники…»

«…отец Савва, офицер Лейб-гвардии Литовского полка, владыка Александр, Лейб-гвардии Егерского полка, владыка Роман, казак, есаул, отец Федор, Алексеевского полка, отец Стефан, Дроздовского полка, потом только штатский – отец Николай, профессор Богословского института…» Беседа с протопресвитером Владимиром Ягелло о его книге «Воспоминания. Два поколения русской эмиграции. 1920 – 2020». Эфир 26 декабря 2020 г. АУДИО

Койранкангас — 2020

Репортаж Марины Лобановой о ежегодной панихиде в урочище Койранкангас на Ржевском полигоне — месте расстрелов 1920 — 1930-х годов. 10 октября 2020 г. АУДИО + ФОТО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru