НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Неделя св. жен-мироносиц. Как Церковь понимает роль женщины в истории спасения рода человеческого?

Протоиерей Александр Степанов в программе «Служение».

Е.Степанова: Третья неделя по Пасхе и вся третья седмица посвящены чествованию тех, кто, по словам Макария, митрополита Московского, «послужил Спасителю при двух величайших таинствах: Его смерти и Воскресении…».

Сегодня нашу передачу мы посвящаем женам-мироносицам и Иосифу и Никодиму. Я с удовольствием представляю вам, уважаемые радиослушатели, нашего гостя – отца Александра Степанова, главного редактора радио «Град Петров» и духовника братства и сестричества во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Здравствуйте, отец Александр.

Прот.А.Степанов: Здравствуйте, Екатерина. Христос Воскресе!

Е.Степанова: Воистину Воскресе! В Евангелии о женах-мироносицах говорится совсем немного, но в самых важных, можно сказать, кульминационных моментах повествования.

Память их совершается в самые светлые дни года, практически сразу за днями, посвященными непосредственно Воскресению, и длится целую неделю. Даже не все великие праздники имеют столько дней празднования.

Все это говорит о том, насколько высоко ставится все то, что жены-мироносицы и Иосиф с Никодимом совершили.

Чем же так важны эти события?

Прот.А.Степанов: Конечно, христианство вообще очень сильно изменило роль женщины в общественной жизни.

Мы знаем, что античный мир, все древние цивилизации относились к женщине как к не вполне состоявшемуся мужчине. Вроде и человек, а вроде и не до конца человек. Не говорю о крайних каких-то суждениях на этот счет.

Мы знаем, что именно христианство принесло радикальное переосмысление роли женщины в общественной жизни, и вообще, так сказать, ценности женщины. И наверное, не случайно, что в Евангелии, в главной христианской книге, повествующей о жизни Спасителя, женщине действительно отводится необыкновенно большая роль, о которой Вы совершенно верно сказали.

Я думаю, что прежде всего это связано с той верностью, которую явили женщины Христу. Потому что мы знаем из Евангелия, что ближайшие даже ученики, апостолы, и те разбежались, и те оказались малодушны. А вот женщины оказались верны и мужественны. Они поступили так, как, вообще говоря, ожидалось бы от мужчин. Явили смелость, то есть те качества, которых, как считалось, вероятно, женщинам как раз недостает.

Второе, и более глубокое, может быть, объяснение, заключается в том, что действительно, мы это видим даже и в Ветхом Завете, женщинам дается какая-то особенная роль, особенная функция в жизни человечества, вообще в жизни этого мира.

Из истории о творении мира мы видим, что человек создается в единстве мужчины и женщины. Так прямо и сказано: «сотворил человека по образу Своему и по подобию Своему, мужчину и женщину сотворил их». Таким образом, человек – это совокупность двух личностей, двух существ, мужчины и женщины. И мы видим, что женщина создана в помощь мужчине. Это не означает, что это какое-то приниженное состояние женщины, что мужчина руководитель, а женщина исполнитель, в примитивном смысле. Скорее это говорит о взаимной дополнительности их. Что эта пара представляет собой некую полноту, и в ней функции распределены не одинаково равномерно – один делает какой-то набор, и другой делает точно такой же набор – нет. Их функции взаимодополняющие.

Мы знаем из нашего обычного житейского опыта, что мужчина обладает какими-то качествами по преимуществу, которые женщине, может быть, менее свойственны, например, физическая сила дана мужчине в большем смысле, а женщине дана больше выносливость в исполнении какой-то монотонной однообразной работы.

Мужчине более, может быть, свойственен интеллект и аналитические способности ума, зато женщина обладает интуицией и способностью постигать внерациональным путем. Выстраивать отношения, с одной стороны, с внешним миром лучше умеет мужчина – всегда предполагают, когда какой-то конфликт с соседями, что лучше мужчины договорятся, потому что женщины точно свои эмоции привнесут, ничего хорошего не выйдет.

С другой стороны, наладить жизнь семьи, выстраивать внутрисемейные отношения – здесь приоритет, безусловно, у женщины. Она должна как-то суметь их выстроить. Хотя у мужчины тоже здесь своя роль. Но опять-таки, они взаимодополнительны. И так далее.

Так вот, можно думать, если взглянуть на то, сколько мужчин и женщин стоит в храме, что в этом распределении даров, которые Господь дает людям, мужчине и женщине, при их творении, женщине дана какая-то более высокая духовная интуиция.

Женщины больше любят молиться, в среднем, как правило. Они больше любят богослужения, вот в храме мы видим, что женщин больше. Конечно, не настолько их должно быть больше, насколько мы это видим в реальной нашей жизни. Но это связано уже с тем, что в течение многих десятилетий воспитывались целые поколения именно на мысли о том, что Бога нет, что в Бога верят только отставшие люди, которые не знают достижений науки, и так далее и тому подобное.

Там, где это не насаждалось вот так искусственно, там мы не видим такого большого различия в количестве молящихся мужчин и женщин, но все-таки все равно всегда и всюду женщин в храмах оказывается больше. Это тоже о чем-то говорит. Поэтому я думаю, что христианство очень точно улавливает эти особенности, и поэтому выводит женщину, так сказать, на авансцену, если хотите, церковной истории. Хотя, опять-таки, ее роль в Церкви…

Женщина – не священник, не епископ, этого нет. То есть это не свойственно ей, опять-таки по набору свойств, которые нужны для того, чтобы эти функции в Церкви исполнять. Не потому что женщина какой-то недостаточный человек вообще, в целом. Но тех свойств, которые нужны здесь, недостаточно, у мужчины больше.

Но женщине в Церкви сразу уделяется особое место. Начиная с жен-мироносиц, это линия попечения, линия заботы, линия помощи почти во всех сферах жизни Церкви, включая и богослужение, надо сказать. В монашеской традиции мы же видим, что женщина и читает в храмах и так далее, много таких функций, в конце концов, даже и в алтаре помогает.

С самого начала, с жен-мироносиц, женщины получают какую-то свою сферу деятельности. Далее возникает институт диаконисc. Это вдовы в основном, женщины, не обремененные семьей. Те, которые не имеют семейных попечений. Потому что главная забота женщины, главная ее функция – это устройство семьи, воспитание детей и так далее. А те, кто не обременены этим, они сразу же начинают играть довольно заметную роль в церковной жизни. Те же диакониcсы, они помогают и при совершении Таинств. Они не совершают сами Таинства, они не священники, но их положение в Церкви тоже фиксируется определенным чином поставления в диаконисcы, очень похожим на чин поставления во диакона.

В древней Церкви их роль была, как видим, достаточно высокой. И в дальнейшем эти функции заботы о больных, попечение о детях, оказавшихся вне семьи по тем или иным причинам, об инвалидах и так далее, о тех, кто нуждается в такой помощи, она, естественно, ложится на плечи женщин. Поэтому, я думаю, этим и объясняется, возвращаясь к Вашему вопросу, что женщины в богослужебной жизни почитаются очень высоко в лице таких ярких представительниц.

Е.Степанова: Да, образ жен-мироносиц даже стал символом христианского служения. Сравниться с ними может только образ доброго самаритянина. До этого женщины тоже находились в каком-то служении.

Мы знаем такие имена из Ветхого Завета, как Дебора, или Руфь, или Эсфирь, или Анна-пророчица.

Почему не сложился образ служения из ветхозаветных женщин?

Они ведь тоже удостоились хвалебных отзывов на страницах Священного Писания, служили Богу, хотя и в Ветхозаветные времена.

Прот.А.Степанов: Почему нет, мы почитаем их, конечно, этих женщин, воспоминаем их. Песнь Деборы, правда, выпадает из канона, только в Великий Пост она присутствует. Это вторая песнь канона, построенная на молитве, которую эта женщина вознесла.

Действительно, женщины в Ветхом Завете играли определенную роль, иногда выступали как такие харизматические лидеры народа, как судьи.

Вся семитская духовная традиция, начиная с первых страниц Книги Бытия, где описана роль и положение женщины как человека, прежде всего, продолжается и в Евангелии. Но в Евангелии мы больше уделяем внимания новозаветным святым, чем ветхозаветным.

Да, мы почитаем и праотцев, и отцев, и ветхозаветных пророков. Но их культ, их почитание несколько ниже. Может быть, основываясь на словах апостола Павла, что как бы они ни были велики сами по себе, но и они достигают спасения не без нашего участия. То есть завершение всего происходит все равно в Новом Завете.

Так же как и об Иоанне Предтече Христос говорит «нет большего, рожденного женами, чем Иоанн Предтеча, но меньший в Царстве Небесном больше его».

По дарам благодати, которые даются уже в Новозаветное время, человек способен превзойти – не своими силами, а как особый благодатный дар Божий, –превзойти даже дар этого величайшего из людей, рожденных когда бы то ни было. Поэтому Ветхий Завет оказывается немного в тени по отношению к Новому Завету. Но относительно этой темы, я думаю, ответ может быть более точным в том отношении, что здесь явилась Пресвятая Дева Богородица. Здесь происходит главный перелом.

Я уже говорил, что жены-мироносицы явили верность, и так далее. Но в конечном счете, почитание женщины в христианстве, которое, несомненно, выше, чем почитание ее в Ветхом Завете, связано именно с этим событием. Оказалось, что из всего человеческого рода самым духовно совершенным является женщина. И это переменило взгляд на женщину вообще как на таковую, на ее роль, место и в общественной жизни и всюду. Она оказалась выше всех мужчин, и Иоанна Предтечи в частности. Ни о ком Церковь не говорит, как о «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

Таким образом, конечно, в связи с этим высота, на которую христианство возводит женщину, именно вот такая. Та планка, так сказать, духовной высоты – это Пресвятая Богородица.

Е.Степанова: Господь по Воскресении Своем первый явился Марии Магдалине.

А почему не Пресвятой Богородице?

Если по человеческой логике подумать, то Сын, наверное, в первую очередь должен был бы утешить Мать, что все, мол, хорошо, что все случилось так, как должно было случиться.

Но выбраны были именно жены-мироносицы. Почему?

Прот.А.Степанов: Господь знает, кто нуждается в утешении более. Возможно, Пресвятая Богородица имела в себе больше сил для того, чтобы справиться с этим страшным для Нее событием.

Если говорить, что вот просто по-человечески, так сказать, было бы естественно явиться своей Матери прежде всего, то мы можем вспомнить очень такие, на первый взгляд, суровые слова, которые Господь говорит.

Когда к Нему является Его Мать в Капернаум с другими родственниками Его, видимо с двоюродными братьями его, с троюродными, вот с этой большой семьей, и когда Христу говорят, что пришла Мать Твоя и братья Твои, Он говорит: «Слушающие слово Мое и исполняющие его, вот кто есть Матерь Моя и братья Мои».

В другом месте, где женщина прославляет Богородицу, причем заметьте, мы это читаем на каждом Богородичном празднике, когда одна из женщин возвысила глас из народа и сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, которые Тебя питали».

На это Христос говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его».

Интересно ведь, правда, что Церковь для Богородичного праздника, где мы превыше всего чтим Богородицу, избирает именно то место, где Христос, казалось бы, унижает ее материнство. Но понятно, что Церковь сделала это абсолютно сознательно. Почему? Да потому, что не тем славна Богородица, что Она носила во чреве Богочеловека и вскормила Его своим молоком, а тем, что Она как раз и есть Та, кто слышала слово Божие и исполнила его. Ее заслуга именно в этом. Она просто жила таким образом, была так послушна Богу в своей жизни, что Слово смогло воплотиться в Ней. Она смогла стать Храмом этого Слова. Ее цельность, Ее чистота предстояния перед Богом, они делают Ее честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, прежде всего.

И прежде всего это Церковь, так сказать, нарочито отмечает в своем праздновании чтением именно этого текста. Можно ведь было бы избрать и другие, правда? Песнь Богородице, гимн Богу. «Величит душа Моя Господа» как было бы хорошо, казалось бы, читать на Литургии в Богородичные праздники. Или когда в Ее лице через любимого ученика Господь усыновляет Ей все человечество, всех нас: «Се Матерь Твоя», – говорит Он Иоанну. Нет, не эти места выбраны, а именно те. Потому что в них отражено то, что мы почитаем в Пресвятой Богородице, прежде всего.

Так вот, возвращаясь к вопросу, почему не Ей первой явился Господь. Потому что не родственные связи определяют здесь, кому первому Он должен был явиться. Он является тому, кому нужно. Точно так же как Он является второй раз двенадцати ученикам ради Фомы, которого не было первый раз. Потому что он не смог поверить словам своих ближайших друзей-товарищей, и для него является Христос, для того чтобы и его не оставить вне веры.

Е.Степанова: Среди жен-мироносиц была женщина, которая накануне, еще до всех событий, принесла алавастровый сосуд и возлила на ноги Спасителя и отирала своими волосами, и Господь сказал, что везде будет поминаться то, что она совершила, где будет проповедано Евангелие.

Ученики возмутились, что можно было бы продать, а деньги раздать нищим, или другое что-то полезное сделать. С

практической точки зрения вроде бы правильно они возмущаются. Но здесь такая непонятная вещь.

Во-первых, откуда она могла знать, что Его надо готовить к погребению, Господь вроде бы только ученикам открывал то, что с Ним будет в дальнейшем, или это совпадение, что она пришла?

И второе, что это такой символ бескорыстной жертвы именно на Церковь, что все самое лучшее Богу, все самое лучшее в Церковь. Не пожалеть даже чего-то очень дорогого, хотя это, может быть, и бессмысленно.

Прот.А.Степанов: Первый вопрос, откуда она знала. Христос говорил. И в Евангелии нет такого ограничения, что Он это открывал только своим ученикам двенадцати. Сказано, что были ученики, и Он им говорил, что надобно пострадать Христу и в третий день воскреснуть. Он это говорил, и очень возможно, что при этом были женщины. И потом эти слова могли быть переданы достаточно широко. Он не говорил, что это тайна, которую никому не отрывайте. Она могла это слышать и принять гораздо более, так сказать, конкретно к сведению, чем это сделали ученики, которым явно это было сказано.

Да и не раз повторялось, что не к царству они призваны в таком земном смысле, как они хотели это воспринять, а к совсем другому, пить чашу, которую Он пьет и так далее. Все это ученикам говорилось. И они, тем не менее, так до конца и не понимали, о чем идет речь. Они все равно лелеяли в себе, прежде всего, такие горделивые и тщеславные мысли, что они будут во славе вместе со своим учителем. Она приняла эти слова, видимо, гораздо более конкретно. И в этом опять-таки открывается гораздо большая чувствительность к тому, с чем пришел Христос, что Он принес. Они, прежде всего, хотели видеть, что Он будет царем, военачальником, а они будут приближенными. А она, видимо, отнюдь не была увлечена этой идеей, что она тоже какое-то получит место особо близкое, тоже будет в этой славе участвовать. Она приняла очень конкретно. Так, что, действительно, приближаются дни, когда Он должен будет умереть. И это ее не оттолкнуло, а, наоборот, в ее сердце побудило сделать шаг вот такой, который ученикам показался абсурдным.

Если говорить об этом главном возражении, которое Иуда делает, или в другом Евангелии все ученики смущаются тоже, не только Иуда, и общее мнение такое, что эти деньги потратить было бы разумнее на бедных и на нищих.

Я думаю, здесь мы, конечно, подходим к вопросу о том, чем отличается служение, благотворение собственно христианское, от гуманистического, которое вполне проповедовалось и Ветхим Заветом.

Ученики носили и собирали какие-то средства и потом часть тратили на свои минимальные нужды, а другие деньги, очевидно, раздавали. Такая реакция ясно свидетельствует, что это было в порядке вещей. Христианство говорит о том, что наша любовь к ближним только тогда по-настоящему имеет основание, укреплена, если она зиждится на любви к Богу.

Я могу это пояснить таким примером. Когда молодой человек влюблен в совершенно конкретную девушку, ему хочется этой радостью делиться, и излить ее не только на объект своей любви, но еще и на окружающих.

У святых отцов понятие христианской любви обозначается даже словом «эрос». Это к тому, что такой пример имеет право на существование, что он раскрывает нечто очень важное. Если наша любовь к Богу такова, что она наполняет сердце вот этой радостью, то мы этой радостью всегда будем делиться. И цель, в конце концов, нашей христианской жизни – исполниться этой радости и жить в ней постоянно.

Жить в этой любви к Богу, как молодые люди живут в любви друг ко другу. Но эта любовь, она проходит. Она скоротечна, она скоропроходяща. Конечно, она может развиться в стойкое чувство. Но состояние восторга, взаимной устремленности друг ко другу, именно в этот момент исполнение человека этими чувствами любви и желания благотворения всем окружающим, христианское милосердие, христианская благотворительность, она имеет вот такой корень. То есть Церковь утверждает, что наше расположение к другому человеку, или наше понимание, что в обществе все должно быть каким-то таким образом, что не должно быть бедных, не должно быть больных, надо всем помочь, это все долг. Это другой внутренний мотив. По проявлениям мы делаем все то же самое. Понятна разница, да? Когда человек находится в состоянии исполненности радостью и любви к кому-то, и тогда он это делает с одним настроением, устроением. И когда он исполняет просто какую-то работу. Так вот в Церкви мы призваны именно к тому, чтобы эта радость была главным мотивом всех наших действий в жизни.

Е.Степанова: В начале передачи Вы говорили, что очевидно (во всяком случае, в нашей стране это очевидно), что мужчин и женщин разное количество в Церкви, и о том, что Господь наделил мужчину и женщину разными функциями и дарами, никого не принижая, никого не возвышая.

Хотя в тех качествах, которые присущи женщинам, они лучше себя проявили, остались со Спасителем. И после Его смерти мы видим, что пришли жены-мироносицы – их там семь было – и только двое мужчин. Причем такие, которые до этого себя никак не проявляли, только тайно. Это Иосиф и Никодим. То есть примерно такое соотношение в Церкви и прослеживается: женщин больше, мужчин меньше.

Откуда же это нелепое принижение женщины, что она должна только то-то и то-то делать, хотя сам Господь показывает другое.

Я даже читала в одной проповеди, что в новозаветное время ни одна женщина не предала Господа, они все оставались верны. Нигде нельзя в Новом Завете найти случая, чтобы женщина предала Иисуса Христа.

Откуда же тогда все эти нелепости?

Прот.А.Степанов: Я думаю, что они носят такой архаичный характер. То, что было в античном мире, то, что было в других культурах распространено, это как-то оказалось стойко. Кроме того, роль женщины в социальной жизни еще определялась многими другими факторами в силу того, что женщина, безусловно, создана для того, прежде всего, чтобы заниматься семьей, домашним очагом, детьми и так далее. Это ее несколько вытесняет из общественной жизни. Просто ей некогда этим заниматься. Опять-таки, может быть, этих даров и способностей нет. И, соответственно, там, где происходит выработка каких-то общественных мнений, суждений, женщина принимала всегда меньше участия. Собиралось ли какое-то вече или народное собрание, оно состояло в основном из мужчин, которые были свободны от ежедневного попечения о домашнем очаге. И, так сказать, в этой средневековой общественной дискуссии женский голос практически не звучал. Просто в силу таких историко-социальных причин женщина оказалась несколько отодвинутой от общественной жизни. Я думаю, что Церковь никогда не учила, что женщина является человеком второго сорта и так далее. Ведь в этом некотором отодвигании женщины на второй план в общественной жизни не обязательно скрывается ее отодвигание на второй план вообще как личности. Просто она приспособлена для этого Богом лучше. И там ее место по существу. Но если мы посмотрим Таинство брака, например, те молитвы, те тексты, которые мы читаем, мы не увидим ни малейшего следа принижения женщины.

Е.Степанова: «Праздником женского сердца» назвал свт. Лука Войно-Ясенецкий Неделю св. жен-мироносиц. Можно ли назвать его православным женским днем? Не хочется сравнивать его с 8 марта, как это теперь зачастую принято, потому что это совсем про другое. Но можно ли считать, что в этот день у всех женщин-христианок своеобразные именины?

Прот.А.Степанов: Да, я думаю, безусловно. У тех, которым близко служение жен-мироносиц, которые понимают, о чем идет речь. Да. Этот праздник христианский касается, прежде всего, христиан и других людей в ту меру, в какую они данную конкретную роль, в данном случае женщины, разделяют, как она нам явлена в Священном Писании. Так что, да, конечно. Я даже не считаю, что это было бы такой большой натяжкой сказать, что да, это своеобразный женский день. Потому что именно здесь, в отличие от 8 марта, где мы не видим никакого образа и примера, что такое женщина, мы празднуем день памяти, если хотите, какого-то поступка человеческого. Потому что жены-мироносицы, придя на гроб, конечно, совершили какой-то шаг, поступок, и очень такой экзистенциальный. Они явили свою верность, явили свою любовь. И это было продолжением их служения, которое было и раньше. Служение Богу, Богочеловеку, Христу. Так что здесь есть о чем говорить. Праздник имеет свое содержание, в отличие от 8 марта, который, в общем, особенного содержания не имеет, а если и имеет, то я даже и не знаю, и лучше о нем и не говорить.

Е.Степанова: В этот же день вспоминаются и Иосиф и Никодим, тоже интересные образы…

Прот.А.Степанов: Мужчины, оказывается, тоже не чужды. Реабилитировали немножко мужскую половину человечества своим поступком. А то бы мужчины совсем оказались не на высоте. А так хоть нашлись двое. Причем из людей авторитетных, которым было больше что терять, чем апостолам. Они были люди состоятельные, они пользовались определенным уважением и почетом среди своих одноплеменников. И такой шаг тоже мог их дискредитировать и привести к каким-то последствиям. И, тем не менее, они на этот шаг пошли. Так что мужчины тоже нашлись в этот момент достойные.

Е.Степанова: Спасибо большое, отец Александр, за такую интересную беседу. Мы вас поздравляем с праздником жен-мироносиц. Христос воскресе!

Прот.А.Степанов: Воистину воскресе!

Наверх

Рейтинг@Mail.ru