fbpx
6+

«Нам кажется, что кто-то нас забыл…»

Программа «Родная речь. Второе чтение»

Н.С.Гумилев. Потомки Каина

 

Приглашаем перечитать великие строки русских поэтов разных эпох и поразмышлять над ними вместе с автором и ведущей программы филологом и философом Мариной Михайловой.

ПОТОМКИ КАИНА

Он не солгал нам, дух печально-строгий,
Принявший имя утренней звезды,
Когда сказал: «Не бойтесь вышней мзды,
Вкусите плод и будете, как боги».

Для юношей открылись все дороги,
Для старцев — все запретные труды,
Для девушек — янтарные плоды
И белые, как снег, единороги.

Но почему мы клонимся без сил,
Нам кажется, что кто-то нас забыл,
Нам ясен ужас древнего соблазна,

Когда случайно чья-нибудь рука
Две жердочки, две травки, два древка
Соединит на миг крестообразно?

 

Это стихотворение входит в один из ранних сборников Гумилева, и надо сказать, что Гумилев, который пришел к вере зрелой, спокойной, очень твердой, в юности испытывал большие сомнения и, действительно, прошел путем соблазнов. Это стихотворение из сборника «Жемчуга», и как жемчуг рассыпанный, как россыпь перлов – так перед молодым человеком рассыпаются разные радости жизни. Множество путей, множество радостей, множество услад, которые предлагает этот мир. И именно в этот момент, в юности, когда все доступно, все открыто, перед нами и возникает соблазн пойти путем Каина.

Мы помним, что Каин – это был тот, кто не покорился Богу и тот, кто принес первую смерть в мир. История про братоубийство, когда Каин убивает Авеля, известна нам всем, мы ее читали в книге Бытия. Путь Каина – это путь силы, жестокости, эгоизма. Поэтому Гумилев и вкладывает в уста потомков Каина подтверждение слов Люцифера: «Он не солгал нам, дух печально-строгий,/ Принявший имя утренней звезды,/ Когда сказал: «Не бойтесь вышней мзды,/ Вкусите плод и будете, как боги».

Об этом говорят и размышляют очень многие люди, у которых есть неопределенность в вопросах веры. Они говорят: если Бог на свете существует, что же Он за порядком не смотрит? Как же так получается, что грешники процветают, а праведники проводят свою жизнь в лишениях и страданиях? Да, грешники, действительно, процветают – и потомки Каина очень довольны тем, как между ними складываются отношения, потому что для них соперничество и борьба – это то, что дает им дополнительную радость и наслаждение. Они говорят: «Да, мы как боги. Перед нами все дороги открыты, все труды для нас возможны, все радости нам принадлежат. Весь мир принадлежит нам, все для нас!» И эта картина – она почти красивая: «Для юношей открылись все дороги,/ Для старцев — все запретные труды,/ Для девушек — янтарные плоды/ И белые, как снег, единороги». Эти янтарные и белые краски делают мир потомков Каина даже привлекательным – ведь этот мир не окрашен в тона грязи и крови; не черное и красное – а белое и янтарное. Такой мир изображает Гумилев. Это мир, отпадший от Бога, в его не худшем, а лучшем варианте – самом прекрасном, самом соблазнительном.

И этот мир вдруг перечеркивают – в буквальном смысле – две травки, соединившиеся на миг крестообразно. И это удивительно. Потому что оказывается, что крест – крест как страдание и радость, как любовь и смерть, как присутствие в мире человеческом Бога и присутствие человека в божественной жизни; крест как великий символ нерасторжимой связи Бога и  человека – этот крест вписан в саму структуру бытия.

Все хорошо у потомков Каина. Но как только они видят крест, они сразу испытывают невероятное смятение: «Нам кажется, что кто-то нас забыл». Это, пожалуй, самая пронзительная строчка в этом стихотворении. «Нам кажется, что кто-то нас забыл». Это состояние потомков Каина, которые, с одной стороны, абсолютно благополучны в том мире, который они для себя так премудро устроили. Но, с другой стороны, они постоянно испытывают тоску, печаль, пустоту, недостаточность собственной жизни. И это состояние Гумилев выразил с невероятной лаконичностью и большим изяществом, потому что помимо всего прочего, «Потомки Каина» – это сонет. И основная тема этого сонета – это неистребимое присутствие Бога и Креста Господня в бытии.

 

Слушайте программу «Родная речь. Второе чтение» в четверг и в пятницу в 11.45, а также в субботу в 12.40.

См. также:

РОДНАЯ РЕЧЬ. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ. НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ. Марина Михайлова


НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ

О Гумилеве — в передачах радио «Град Петров». СКАЧАТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru