6+

«Начало эры Святого Духа, начало истории земной Церкви»

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Цикл бесед на радио «Град Петров» на Книгу Деяний святых Апостолов

Передача 8

АУДИО + ТЕКСТ

 

Перед Своим Вознесением Иисус сказал Своим Апостолам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Вернувшись в Иерусалим и восстановив свое изначальное число Двенадцать, Апостолы были готовы принять обещанную им силу свыше. Это и свершилось в праздничный день Пятидесятницы.

 

  1. Событие Пятидесятницы (2:1-13)

 

a) Сошествие Святого Духа (2:1-4а).

 

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго.

 

«Все они были единодушно вместе». Эти слова Луки напоминают читателю о том, что было сказано о собрании в Иерусалиме в Деян 1:14: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. … Было же собрание человек около ста двадцати». Это собрание, разумеется, включало в себя и недавно избранного апостола Матфия. Действие по времени перемещается ко дню Пятидесятницы.

 

Необычно начало отрывка. Синодальный перевод гласит, что описываемые события произошли «при наступлении дня Пятидесятницы». Однако оригинальному тексту лучше отвечает церковнославянский перевод […], а если переводить буквально: «когда исполнялся день Пятидесятницы». Создается впечатление, что Апостолы приняли Святого Духа вечером, когда завершался день Пятидесятницы. Однако, из дальнейшего текста следует, что событие происходило не вечером, а около девяти часов утра (Деян 1:15). Так что Синодальный перевод, хотя и не буквально, но точнее передает смысл текста: «при наступлении дня Пятидесятницы». Трудность же возникает из-за особенности использования евангелистом Лукой глагола «исполняться». Например, он в своем Евангелии сообщает: «Когда же приближались [буквально «исполнялись»] дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк 9:51). Здесь имеется в виду решающий поворот в земной жизни Спасителя. Вот и в случае Пятидесятницы предполагается некий решающий поворот в истории Церкви.

 

Первоначально праздник Пятидесятницы назывался также «Праздником Седмиц», то есть «Праздником Недель», который отмечался спустя семь недель, – на 50-й день, – после Пасхи и был земледельческим «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх 34:22). Этот праздник неоднократно упоминается в Законе: «Наблюдай праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле»(Исх 23:16; ср. Лев 23:15-16). Это был праздник веселья: «Семь седмиц отсчитай себе…. Тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой; и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя» (Втор 16:9-11).

 

Еще в дохристианское время грекоязычные иудеи стали называть этот «праздник седмиц» Пятидесятницей (Penthkosth,), то есть 50-ым днем после Пасхи (2 Макк 12:32). Но после разрушения Храма (70 г. РХ) больше не могла приноситься жертва даров урожая. И праздник изменил свой смысл. Он стал днем воспоминания о Синайском законодательстве, праздником обновления Завета и дарования Закона на Синае на 50-ый день после Исхода.

 

Для евангелиста Луки этот праздник связан с Пасхой и поэтому с Воскресшим Христом. Его обетование дара Святого Духа, Который сойдет на Апостолов и наделит их силой свидетельства исполняется в День Пятидесятницы, 50-й день после Пасхи. Поскольку Пасха выпадала на середину апреля, Пятидесятница приходилась на начало июня.

 

Экскурс 13. Ветхозаветные образы Богоявления.

 

Событие Пятидесятницы в Новом Завете описывается только Лукой и только в Книге Деяний. Особенности языка и стиля отрывка указывают на то, что Лука не использовал никакого более раннего письменного источника, но всё в своем рассказе сформулировал самостоятельно. На опыт принятия Духа от прославленного Иисуса, независимо от Луки, указывают очень немногие места в Новом Завете, главное из которых представлено в Евангелии от Иоанна:

 

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин 20:19-23).

 

Образы и мотивы в описании события Пятидесятницы взяты из мира представлений Ветхого Завета, особенно из книги Исхода. Теофания, то есть Богоявление, как правило, сопровождается неким мистическим шумом с неба, порывами ветра, языками пламени, светящимся облаком….

 

Вот явление Моисею при неопалимой купине: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх 3:2).

 

Вот явление Израильским беглецам из Египта на Чермном море: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян» (Исх 14:19-20.24).

Вот явление Бога на Синае: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх 19:18-19).

 

Вот явление Господа пророку Илии: «Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар 19:11-12).

 

В Евангелиях с огнем ассоциируется Крещение Святым Духом: «Иоанн всем отвечал: Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 3:16; Мф 3:11).

 

Особенно близко к описанию Книги Деяний сообщение о Синайском Богоявлении у Филона Александрийского (ок. 25 до РХ – ок. 50 РХ): «Из среды несущегося с неба огненного вихря раздался голос. Все исполнились благоговейным страхом, когда пламя заговорило такими звуками, которые были внятны слышавшим. Но то, что при этом говорилось, звучало столь ясно, что казалось, будто всё это скорее видимо, чем слышимо».

 

 

Духом Божиим невозможно управлять: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин 3:8). Явление Духа можно только ожидать, молясь о Его пришествии. Лука описывает внезапное появление Святого Духа как бурный ветер, который своимшумом наполнил весь дом, где находились Апостолы. «Ветер» [греч. пноэ] и «дух» [греч. пневма] – слова близкие. Этот ветер/Дух «наполнил весь дом». Преп. Ефрем Сирин объясняет это тем, что весь дом был наполнен благоуханием, что напоминает видение небесного Храма у пророка Исаии: «дом наполнился курениями» (Ис 6:4).Дух овладевает каждым из присутствующих, Он «исполнил» их. Речь Святого Духа подобна огненным языкам. Эти таинственные языки пламени опустились на каждого из Апостолов. Исполнилось обетование (Деян 1:8): они приняли силу Святого Духа и обрели способность быть свидетелями Иисуса Христа. При этом свидетельство их стало доступно всем народам «даже до края земли».

 

 

б) Дар языков (2:4-13).

 

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: «Что это значит?»13 А иные, насмехаясь, говорили: «Они напились сладкого вина».

 

По мнению подавляющего большинства современных исследователей, Лука в этом описании событий дня Пятидесятницы опирается на феномен так называемой «глоссолалии», «говорения на языках». Это видно из стиха 2:13, где упоминается реакция окружающих, которые воспринимают дар «речи» принявших Святого Духа как бормотание пьяных людей: «Иные, насмехаясь, говорили: Они напились сладкого вина». О глоссолалии как даре Святого Духа в книге Деяний упоминается и далее:

«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками» (Деян 10:44-46).

«Когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить языками и пророчествовать» (Деян 19:6).

 

Но в описании событий дня Пятидесятницы Лука использует феномен глоссолалии с особой богословской целью, толкуя его как благовестие на языках всех народов, населявших известную в то время вселенную – во исполнение поручения Иисуса: «Будете Мне свидетелями … даже до края земли» (Деян 1:8).

 

Экскурс 14. Глоссолалия.

 

Глоссолалия – экстатическое произнесение часто невразумительных слов и звуков – феномен, знакомый многим религиям. Психологически накаленная религиозная атмосферав определенных ситуациях может сгущаться, и люди могут быть охвачены ею до такой степени, что начинают непроизвольно произносить некие непонятные внешним свидетелям слова или издавать нечленораздельные звуки. Это было известно начальной Церкви. Известно и некоторым современным христианским деноминациям. Апостол Павел подробнейшим образом описывает этот феномен глоссолалии в Первом послании к Коринфянам. В эллинизированных областях Римской империи глоссолалия почиталась особым образом благодаря широкой известности святилища Аполлона в Дельфах.

Это святилище существует и поныне в виде прекрасных развалин некогда величественных сооружений древности: храмов, жертвенников, стадионов, театров. Там в античной древности находился так называемый дельфийский оракул, который для древнего грека и позднее римлянина значил очень многое. Богатые и нищие, простолюдины и цари совершали паломничества в Дельфы, чтобы узнать пророчество о своей судьбе.

Согласно древнему греческому мифу, бог Аполлон, победив страшного дракона Пифона, заключил его в подземное царство Аида, где и пребывает Пифон, прорицая от имени бога Аполлона. Прорицания его извергается наружу вместе с водой вытекающего из скалы Кастальским ключа. На месте этого вытекающего из подземного царства источника на горах Парнас было сооружено святилище, в котором служили жрицы Аполлона. По имени дракона Пифона они назывались пифии. Они, с помощью наркотических средств впадали в экстатическое состояние полного забытья. Садясь на жертвенный треножник, расположенный над источающим одуряющее испарения Кастальским сернистым источником, они прорицали. Со всего мира приходили люди и приносили свои записки, в которых спрашивали о волнующих их проблемах. Заплатив деньги, люди подавали эти записки. Эти записки поступали к чтецам, которые стояли перед пифией и зачитывали их. Пифия на каждую записку отвечала невнятным бормотанием и воплями, это и было то, что позже стало называться глоссолалией, «даром языка» [греч. глосса]. Возле пифии стояли писцы, которые условными значками записывали то, что бормочет пифия. Потом эти писцы, – их же называли герменевтами, то есть переводчиками, – собирались, совещались, перелагали, так сказать, «переводили» эти бормотания на человеческий язык и выдавали ответы заказчикам. Ответы всегда составлялись в стихах, а именно в классическом шестистопном гекзаметре.

Пифийские прорицания играли немалую роль в жизни не только Древней Греции, но и всего античного средиземноморского мира. С этими прорицаниями были связаны даже некоторые политические события. Жрецы Дельфийского святилища прекрасно владели знанием о политических ситуациях тогдашнего мира и во многом на них влияли. Каждый языческий житель Римской империи знал о существовании этого святилища и глубоко почитал его. Естественно, что глоссолалия считалась высоким божественным даром.

В Первом послании к Коринфянам апостола Павла отражено это почитание глоссолалии коринфскими христианами, вчерашними язычниками. Апостол весьма критически настроен в отношении слишком высокой оценки этого дара, которым обладали некоторые христиане, впадая в состояние духовного экстаза. При этом он отнюдь не отрицает дар глоссолалии и не стремится приуменьшить его значение. Более того, он пишет о себе: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на языке»(1 Кор 14:18-19). Иногда, в отличие от языков человеческих, глоссолалия называлась говорением на языках ангельских (1 Кор 13:1). Для уразумения этих «языков» требовалось, по словам апостола Павла, особое дарование перевода, «истолкования языков» (1 Кор 12:10).

Можно предположить, что и в день Пятидесятницы понимавшие экстатическую речь апостолов получили этот дар «истолкования языков». Прочие же этого дара не получили, отчего им и казалась речь апостолов бормотанием пьяных людей.

 

 

В рассказе евангелиста Луки, который, безусловно, был знаком с харизмой языкоговорения, этот дар Святого Духа превращается в способность возвещать людям самых разных стран «о великих делах Божиих» (ст. 11). Во всяком случае, у читателя создается впечатление, что исполненные Духа «галилеяне» говорят на всевозможных иностранных языках: «Собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились». Далее Лука перечисляет разные народы и страны не только Римской империи, но и за ее пределами. Лука конструирует чудо говорения на незнакомых варварских языках с определенной целью – объяснить безграничное, всемирное распространение Евангелия.

 

Изумленными слушателями говорящих разными языками апостолов-галилеян были прибывшие на праздник Пятидесятницы «иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» (ст. 5). Следует довольно длинный список этих «всяких народов под небом». Этот список состоит из пяти частей. Начинается он с восточных стран и народов: парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии. Во второй части список передвигается на запад, в Малую Азию: Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия. Третья группа движется на юг, в Африку: Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее. Четвертыми упомянуты пришедшие из Рима, то есть с севера, и пятыми – критяне и аравитяне, которых, видимо, было трудно отнести к какой-то определенной части света.

Далее несколько уточняется: прибыли в Иерусалим на праздник Пятидесятницы не просто «набожные иудеи», но «иудеи и прозелиты» (ст. 10). Прозелитами назывались иудеи, которые стали таковыми не по рождению, а в результате обращения из язычества. Упоминая прозелитов из разных народов, Лука избегает впечатления, что описываемым событиям могла предшествовать христианская миссия в языческих странах. Нет, эта миссия придет позже. Она будет медленной, но при содействии Божием впечатляюще успешной. Здесь же чудесная миссия ограничена Иерусалимом, она происходит среди иностранцев, поселившихся в Иерусалиме, или прибывших в город в качестве паломников. Успех распространения христианства в других краях Лука приберегает для дальнейшего повествования о великой миссии апостола Павла и его спутников. Прочие жители Иерусалима не называются, но подразумеваются как адресаты дальнейших событий.

Событие Пятидесятницы и чудо языкоговорения производят смятение. Одни, изумляясь и недоумевая, спрашивали: «Что это значит?». Другие насмехались и говорили: «Они напились сладкого вина» («Сладким вином» называлось дешевое молодое вино в отличие от выдержанного вина с хорошим букетом. Упоминание сладкого вина имеет иронический характер. Насмехающиеся говорят о том, что пьяницы с утра успели напиться плохим дешевым вином).

Кстати говоря, эта насмешка косвенно указывает, что реальной основой в целом символического рассказа являлся феномен глоссолалии, а не говорение на иностранных языках. Ведь никому в Иерусалиме не пришло бы в голову утверждать, что иностранная речь – свидетельство опьянения. Но глоссолалия на людей посторонних и скептически настроенных вполне могла произвести такое впечатление. Так, например, апостол Павел пишет, что посторонний человек, пришедший на церковное собрание, в котором звучит глоссолалия, может подумать, что попал в общество бесноватых, обезумевших (1Кор 14:23). Так почему бы и не пьяных?

 

Однако евангелист Лукасвоими замечаниями о разных реакциях иудеев Иерусалима преследует особую цель. Он изображает разное отношение к христианской вести: с одной стороны, заинтересованность, а с другой стороны, отторжение и насмешка. Кроме того, замечанием о якобы напившихся и опьяневших с раннего утра апостолах Лука искусным литературным приемом подготавливает речь апостола Петра: «Мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня…» (Деян 2:14-15). Далее следует проповедь Петра.

Итак, в описании евангелиста Луки того, что произошло в день Пятидесятницы, мы видим символику наступления новой эры в истории спасения – эры Святого Духа, начало истории земной Церкви. Ветер, наполнивший пространство, символизировал ту силу, которая была обещана Иисусом. Огонь, сопровождавший явление Духа, символизировал очищение. Говорение языками символизировало новое единство в Духе, преодолевающее все расовые, национальные и лингвистические барьеры,– всемирное распространение Евангелия.

 

См. также:

Богословы XX века о догмате Пресвятой Троицы: «Бог есть любовь, следовательно, и человек есть любовь»

Программа Александра Крупинина «Вестники свободы» знакомит с размышлениями о Троице митрополита Каллиста (Уэра), Владимира Лосского и академика Бориса Раушенбаха. Из архива радио «Град Петров». АУДИО

Троица – сокровище святителя Кирилла

В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о труде святителя Кирилла Александрийского «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». Из архива радио «Град Петров». АУДИО

«Раны Христа включены в вечность, включены в тайну Святой Троицы»

«Крест – это образ древа познания добра и зла, а распятый на нем Христос – образ древа жизни». В программе «Пастырский час» протоиерей Александр Рябков – о значении праздников Вознесения и Троицы. Прямой эфир 17 мая 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Иешуа Машиах!» – первый Символ веры

Что значит «исповедовать веру», что такое энергии Бога и Слава Божия, почему святых «прославляют», как понимать, что Церковь одна и Церквей много, что такое кафоличность и почему Христос там, «где двое или трое…», как в ранней Церкви отличались пресвитеры и епископы, что значит «нет власти не от Бога»? Лекция «Церковь в Новом Завете» архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в лектории «Щедрая среда». АУДИО + ТЕКСТ (вторая часть)

Общество верующих

«Церкви Фессалоникийской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе – это уже точный адрес». Продолжаем публиковать записи архимандрита Ианнуария (Ивлиева) из архива радио «Град Петров». Предлагаем вашему вниманию фрагмент лекции на тему «Церковь в Новом Завете», прочитанной в лектории «Щедрая среда» в поддержку радио «Град Петров» в 2017 году. АУДИО + ТЕКСТ (фрагмент)

Святые отцы богословы

Цикл программ, посвященный жизни и трудам святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова слушайте в эфире с 10 апреля 2018 г.

«Читаем икону». Передача 14. Троица Андрея Рублева

Беседы о православной иконографии. Цикл передач Оксаны Губаревой и протоиерея Александра Степанова. АУДИО + ИЛЛЮСТРАЦИИ

«Читаем икону». Передача 13. Пятидесятница

Беседы о православной иконографии. Цикл передач Оксаны Губаревой и протоиерея Александра Степанова. АУДИО + ИЛЛЮСТРАЦИИ

«Мы живем в эпоху отрицания духа – в эпоху материализма»

Беседы протопресвитера Александра Шмемана на праздник Пятидесятницы. АУДИО

«Догмат о Троице появился в то время, когда он был всем понятен»

«Почва для триадологического догмата была хорошо подготовлена и иудейской ветхозаветной традицией, и античной философской мыслью». В программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» о православной триадологии рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Передача 2. АУДИО + ТЕКСТ

«Одной ногой в Церкви, другой – вне Церкви»

О празднике Троицы и о богословии Троицы в программе Александра Крупинина и Натальи Фаниной «Истина и Жизнь» рассказывает преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии священник Михаил Легеев. АУДИО + ТЕКСТ

Наверх

Рейтинг@Mail.ru