6+

«На реках Вавилонских…»

Программа Ольги Суровегиной «Маленький концерт»:

Джузеппе Верди. Хор из оперы «Набукко»

 

О.Суровегина:

 

«На реках Вавилонских…»

Большинство людей, даже нерелигиозных, мало знакомых с Библией, без труда укажут, что это строка одного из псалмов – наверное, самого известного из всей книги Псалтирь. И это неслучайно. Ведь этот псалом благодаря своей особой истории на протяжении веков был источником вдохновения для многих художников, музыкантов, поэтов и даже кинорежиссеров.

Профессор Александр Павлович Лопухин в своем толковании на Псалтирь отмечает, что псалом «На реках Вавилонских», 136-й по общепринятой нумерации, представляет собой «воспоминание иудеев о плене вавилонском после падения Иерусалима и разрушения Первого Храма. Этот живой и трогательный рассказ о пережитом прекрасно передает то скорбно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о возрождении Храма и Иерусалима – что было для них заглавной радостью».

А в новозаветное время 136-й псалом занял особое место в церковном богослужении. Песнопение «На реках Вавилонских» мы слышим в православных храмах на утренях последних трех воскресений перед началом Великого поста, и во многом именно это песнопение создает особый, предпостный, характер богослужения. Песнь пленных иудеев, пришедшая к нам из глубины тысячелетий, осмысливается по-новому, выражает скорбь христианской души, ставшей пленницей своих грехов в «Вавилоне великом, пристанище всякому нечистому духу», Вавилоне, ставшем символом всякой порочной жизни; тоску христианской души по утраченной духовной родине, по Небесному Иерусалиму, путь к которому и открывает Великий пост.

 

Текст псалма «На реках Вавилонских», невероятно поэтичный и богатый незабываемыми образами, послужил основой для огромного множества музыкальных произведений – от момента своего возникновения (ведь псалмы были написаны именно как музыкальные произведения) в глубокой древности и до наших дней.

 

Но одним из самых удивительных и даже неожиданных его воплощений стало появление этого псалма в одной из опер Джузеппе Верди – пусть в виде парафраза, пересказа, но пересказа, абсолютно точно передающего и основные образы, и настроение, и смысл подлинного текста псалма. Конечно, многие любители музыки уже догадались, что речь идет о знаменитом хоре пленных иудеев из оперы «Набукко» – так в итальянизированном варианте звучит имя главного героя одноименной оперы Верди «Навуходоносор».

 

Вот русский перевод текста, звучащего в опере:

 

Лети, златокрылая мысль,
лети, отдыхая на горах и холмах,
туда, где воздух напоен теплом и нежностью,
сладостным ароматом родной земли!

Поприветствуй берега Иордана,
разрушенные башни Сиона…
О, прекрасная утраченная родина!
Дорогие, роковые воспоминания!

Золотая арфа древних пророков,
почему, немая, ты висишь на вербе?
Пробуди память в сердце,
расскажи о былом времени!

Пусть прозвучит твой стон,
столь же горький, как судьба Иерусалима,
пусть Господь внушит тебе мелодию,
которая даст нам силы страдать!

 

Этот текст, в котором мы без труда узнаем псалом «На реках Вавилонских», был создан поэтом Темистокле Солера, наиболее известном как автор либретто к ряду опер Верди. Именно с этим текстом удивительным образом связано само возникновение одной из самых известных опер композитора. Вот как пишет об этом историк музыки:

 

«…Рождалось это уникальное в своем роде произведение необычайно – фатально, мистично. Тяжело переживая провал двух первых опер, Верди решает больше никогда не обращаться к этому жанру. Но однажды в руках у него оказывается либретто Темистокле Солеры, написанное для другого композитора, но отвергнутого им. Случайно выроненное, либретто открывается именно на странице с хором пленных иудеев, написанным на основе 136-го псалма «При реках Вавилонских». И этот момент становится решающим в судьбе Верди. Охваченный желанием положить на музыку библейский сюжет, композитор возвращается к своей оперной музе. И сколько он теперь еще подарит миру! «Риголетто» и «Трубадура», «Травиату» и «Бал-маскарад», «Силу судьбы», написанную специально для Петербурга, и «Дона Карлоса», «Аиду», «Отелло», «Фальстафа»… Его творческое наследие составит 25 оперных произведений, а «Набукко» – только третье из них. Однако, по мнению музыкальных критиков, ничто в его творчестве невозможно уподобить «Набукко», разве что его гениальный «Реквием»…»

 

Невероятный, подлинно эпический масштаб, внутренняя энергия и боль музыки «Набукко» по-своему воспринималась современниками. Итальянцы превращали каждое представление оперы, с первого же спектакля в 1842 году, в политические манифестации. А хор пленных иудеев стал в то время неофициальным гимном Италии, борющейся с политическим гнетом Австрийской империи. Недаром Верди прозвали «маэстро итальянской революции». Но, по справедливому замечанию исследователя, «музыка этой оперы проникнута не столько призывами к борьбе, сколько страхом перед неизбежным кровопролитием. В ее мелодиях Верди удалось передать жажду крови, охватившую Европу перед 1848 годом, и трепет ужаса перед грядущим».

 

Еще одним удивительным совпадением отмечено появление на свет оперы «Набукко», а именно, по словам того же исследователя, ее появление в разгар еще одной революции – археологической.

 

«В тот год, когда Верди поставил свою оперу в Ла Скала, археолог Ботта, французский консул в Мосуле, приступил к раскопкам древнего поселения близ Ниневии. Открытия следовали одно за другим. Древняя вавилонская цивилизация обретала определенные черты. То, что казалось лишь библейской притчей, мифом, вдруг сделалось очевидной реальностью. Клинопись, расшифровка древнего языка, крылатые быки и львы, город Вавилон с его воротами и садами, окруженный тройным кольцом стен, знаменитый зиккурат, и сам царь Навуходоносор вошли в мир ХIХ века.

Но еще прежде, чем археология сумела осмыслить свои великие открытия, библейская древность была возвращена благодаря Верди. Хотя в «Набукко» нет этнографического колорита, опера достигает археологической точности в масштабе передачи страстей. Укрупненность человеческих эмоций создает эффект глубокой древности, удаленности от нас».

 

И все же главная особенность этой оперы Верди в том, что здесь впервые появляются религиозные мотивы, которые будут иметь важное значение и в других операх композитора, не говоря уже о его Реквиеме и последнем опусе – цикле «Четыре духовных произведения» для хора и оркестра. Монументальные хоровые сцены сообщают «Набукко» возвышенный библейский характер. Хор пленных иудеев из третьего акта, который сделал знаменитым не только эту оперу, но самого Верди, занимает особое место в построении огромного произведения – давно уже отмечено, что композиционно он находится в точке золотого сечения, смыслово и сюжетно подготавливая переломный момент действия. Можно предположить, что таким образом Верди хотел подчеркнуть и значение этого хора для себя самого – ведь именно этот хор на слова парафраза библейского псалма стал переломным и в его собственной композиторской судьбе. А спустя шесть десятков лет, в 1901 году, мелодию этого знаменитого хора будет петь многотысячная толпа, провожающая великого композитора в последний путь.

 

Хор из оперы «Набукко» стал не только гимном Италии эпохи Рисорджименто. До сих пор итальянцы считают его своим вторым национальным гимном – неслучайно, именно этот хор прозвучал при открытии театра Ла Скала после Второй мировой войны.

 

Звучит он и ныне, и не только в оперном театре или во время особенных праздников и событий в Италии. Ведь эта мелодия – одна из прекраснейших в мировом музыкальном искусстве – становится для всех, кто ее слышит, напоминанием о чем-то далеком и прекрасном, о самом драгоценном, что подарила жизнь и о чем никогда не забывает сердце, к чему всегда устремлены самые глубокие движения души.

 

«О, прекрасная утраченная родина!
Дорогие воспоминания!»

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя»

 

В «Маленьком концерте» хор пленных иудеев из третьего действия оперы Джузеппе Верди «Набукко» звучит в исполнении Амвросианского оперного хора и оркестра «Филармония» под управлением Рикардо Мутти. Запись 1977 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru