fbpx
6+

«Мечта о гармонии человека и мироздания»

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

 

«Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, реки, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека».

Эти слова принадлежат Людвигу ван Бетховену, великому немецкому композитору, характеризуя в том числе и особый, романтический склад личности, нашедший отражение и в его творчестве: недаром Бетховен, с одной стороны, признанный классик венской школы, а, с другой стороны – первый представитель романтизма в музыке.

Бетховен был неутомимым любителем пеших прогулок; он мог бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. В окрестностях Вены часто можно было встретить его одинокую фигуру.. Глухота, первые признаки приближения которой он ощутил уже в 26 лет, все усиливалась и, конечно, усугубляла и без того свойственную ему склонность к уединению. По воспоминаниям современников, был он всегда погружен в себя, мало обращал внимания на то впечатление, которое производил на окружающих. Крайне небрежный в одежде, непричесанный, одинокий и довольно угрюмый – встречавшие его говорили, что он похож на Робинзона Крузо…

Надо сказать, что в то время – это рубеж XVIII и XIX веков – прогулки на природе или в сельской местности вошли в моду – не без влияния популярного тогда философа Жан-Жака Руссо, призывавшего черпать силы и искать истину в общении с природой и с неиспорченными городской цивилизацией поселянами. Впрочем, как замечали язвительные современники, сам Руссо, «мечтая о хижинах, предпочитал жить в замках своих благодетелей», что не мешало ему вдохновенно обличать их аристократизм и роскошную жизнь, столь далекую от идеалов «естественного человека».

Бетховен был гораздо последовательнее в своей любви к свободе, независимости, красотам и радостям природы и простой жизни – несмотря на то, что за все это ему нередко приходилось платить дорогую цену.

Однако, природа, покой и тишина, успокаивая душу, не улучшали его самочувствия. Проведенное лечение также не дало результатов. Бетховен начинал понимать, что его глухота неизлечима. В трагические дни октября 1802 он написал письмо своим братьям Карлу и Иоанну, которое впоследствии будет названо Хайлигенштадтским завещанием. Композитор сообщал, что навсегда потерял слух, и признавался, что был близок к самоубийству.

Однако мужество и желание творить не покинули Бетховена. Уже в этом, трагическом, 1802 году он вновь пишет музыку, и с этого момента начинается новый период его творчества, в течение которого Бетховен создаст большую часть своих самых знаменитых произведений – в том числе шесть симфоний, с третьей по восьмую. Его великую Девятую симфонию относят уже к последнему периоду творчества.

В эти годы он пишет три симфонии, совершенно разные по характеру – Четвертую, Пятую и Шестую. В 1808 году заканчивает, почти одновременно, Пятую и Шестую: Пятая симфония, всемирно известное бетховенское творение, посвящено героической борьбе человеческого духа с враждебной судьбой – кто не вспомнит знаменитый мотив начала первой части: «Так Судьба стучится в дверь»… И трудно поверить, что в том же году композитор создает совершенно иное по характеру, по музыкальным образам, по мироощущению произведение – Шестую симфонию, названную самим автором «Пасторальной».

Это единственная из девяти симфоний Бетховена, которая имеет не только общее название, но и авторские названия всех пяти частей.

«Пасторальная» симфония Бетховена, несмотря на обилие ставших впоследствии  традиционными в романтической музыке приемов звукоизображения: пения птиц, шелеста листвы, журчания ручья – это прежде всего высокая философская идиллия, мечта о гармонии человека и мироздания. Сколько впоследствии появится в мировой музыке прекрасных романтических симфоний – Шуберт, Шуман, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Брамс… Но бетховенская «Пасторальная» – первая в этом ряду.

Финальная, пятая, часть названа так: «Пастушеская песня. Радостные и благодарные чувства после бури». Ей предшествует величественная и устрашающая картина грозы и бури, в которой без труда угадывается музыкальный образ все той же неумолимой судьбы. Тем поразительнее та картина умиротворения, которое наступает и в природе, и в душе человеческой после преодоленных тяжких испытаний. Как не вспомнить здесь ту радугу, которую узрели вышедшие из ковчега спасенные от всемирного потопа… И бетховенский заголовок словно подсказывает: «Радостные и благодарные чувства после бури».

Простая мелодия, названная композитором «пастушеской песнью» и вобравшая в себя самые обаятельные интонации народных песен, преображается в бесконечный радостный поток. Это льющийся с небес солнечный свет, это теплый весенний ветер… Это подлинный гимн всему мирозданию и его Творцу.

 

В «Маленьком концерте» пятая часть Шестой, «Пасторальной», симфонии Людвига ван Бетховена звучит в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. Запись 1982 года.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru