6+

К невидимому граду на озере Светлояр…

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

 

 

«Впечатления от этой оперы сравнивали с впечатлениями от выхода в свет крупнейших явлений русской литературы, например, романов Льва Толстого».

Таково свидетельство музыковеда Бориса Асафьева о восприятии современниками новой оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», премьера которой состоялась в феврале 1907 года. Действительно, особенности стиля и художественного мира композитора точно совпали с общими устремлениями русского искусства начала ХХ века. А новая опера стала мощнейшим духовным переживанием – и не только для современников, но и для многих и многих слушателей годы и десятилетия спустя. Особую роль сыграла эта опера и в русской культуре. В одной из многочисленных работ, посвященных опере Римского-Корсакова и воплощенному в ней многослойному образу града Китежа, мы читаем:

«К 1900-м годам толкование местной старообрядческой легенды смещается с периферии русской культуры к ее центру. Опера Римского-Корсакова и есть момент этого перелома. Именно она сформировала национально-культурный символ земного рая, который теперь неотделим от Китежа. С тех пор о Китеже пишут музыковеды, историки России, религии и литературы, фольклористы, этнографы, философы, но так и не придут к целостному взгляду на этот мировоззренческий феномен…»

 

 

Важно сказать о том, что в годы создания оперы китежская легенда продолжала жить в народном сознании – к «невидимому граду» на озере Светлояр продолжали идти тысячи паломников; предание о «граде праведных» привлекало к себе в то время пристальное внимание интеллигенции, по-разному, в духе многочисленных идей Серебряного века, толковавшей его. Китеж становится страстно обсуждаемой «религиозно-философской темой», и уже через несколько лет после премьеры оперы невидимый град провозглашается русскими философами и поэтами «верховным символом русского религиозного и философского народного сознания».

Предпоследняя опера Римского-Корсакова стала первой его христианской оперой. Проблески иного мира, воспевание преображающей мир силы любви – особенно в прекрасных женских образах – все это было и в других операх, но только в «Китеже» достигает полноты откровения. Не случайно тот же Асафьев назвал ее «умозрением в звуках» – по аналогии со знаменитой статьей о русской иконе Евгения Николаевича Трубецкого, названной «Умозрение в красках».

 

 

«Сказание о невидимом граде Китеже» Римский-Корсаков начинает небольшим оркестровым вступлением, названным «Похвала пустыне». Эта музыкальная живопись сродни любимому композитором творчеству Михаила Нестерова, на выставки которого Римский-Корсаков водил первых исполнителей своей новой оперы. Из этого удивительного образа, одной из прекраснейших музыкальных картин русской природы, вырастает все дальнейшее развитие действия оперы. Мир, одухотворенный присутствием святого человека, его молитвой и его подвигом, таит в себе силу преображения – и процветает в конце оперы в образе небесного града.

Как пишет музыковед Марина Рахманова: «Не вся ли музыка «Китежа» может быть понята как «единая грандиозная „похвала пустыне“, единый светлый акафист Божиему миру и всему еже в нем? И «неизреченный свет звуковой красоты», который лучится из партитуры Римского-Корсакова, не есть ли идеал, к которому художник шел всю жизнь?»

 

В «Маленьком концерте» музыкальная картина «Похвала пустыне» из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» звучит в исполнении Российского национального оркестра. Дирижер – Михаил Плетнев.

 

См. также:

 

Программа Ольги Суровегиной «Маленький концерт»

на Сервисе скачиваний передач радио «Град Петров»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru