6+

Из ничего

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл бесед «Христианская космология»

Гость: Алексей Всеволодович Нестерук

Тема программы: космологический смысл творения мира и воплощения Христа

Дата: 20 января 2022 г.

АУДИО

 

Программа посвящена богословским и космологическим аспектам проблемы творения мира, концепции creatio ex nihilo и космологическому измерению воплощения Иисуса Христа.

 

Алексей Нестерук:

 

Христианское учение о творении мира из ничего – creatio ex nihilo – возникло в культурной и духовной среде Древнего мира не на пустом месте. Греческое представление о мире, воспринятое классической философией и заключавшееся в том, что его существование неизбежно и необходимо, и нет нужды оправдывать его существование, находило в эллинской среде глубокое понимание. Греческая мысль в своих размышлениях о природе вещей не могла преодолеть этого рубежа, который был основой основ их философского мировоззрения. Мир, согласно греческим представлениям, был постоянным, неизменным и, несмотря на некоторое внутреннее движение, такое как возникновение и уничтожение вещей, в целом пребывал в состоянии «вечного возвращения на круги своя», – космология была цикличной. Бытие космоса в греческих представлениях было онтологически необходимым, незыблемость его существования была фактом абсолютным, уверенность в ней – последним аргументом всякого философствования.

Библейская проповедь и доктрина творения из ничего, с возникновением христианства развивавшаяся сначала Феофилом Антиохийским, затем Иринеем Лионским, бросили вызов греческой философии и космологии своим утверждением о том, что космос нельзя рассматривать как бытие самодостаточное и объяснимое самим собой. Он, скорее, зависим от бытия Бога и, следовательно, не может считаться вечным, так как его зависимость от Бога означает, что мир отличен от Бога и модус его бытия, отличаясь от Божественного, конечен во всех смыслах этого слова, ибо если Бог бесконечен, то мир – конечен.

Мир сотворен Богом, и составляющая его материя радикальным образом отличается от Бога. Христианство учило о полной зависимости мира от Бога, а из этого следовало, что законы, установленные в мире, не абсолютны и не обладают качеством необходимости. Соответственно, вывод из данного положения сводится к тому, что творение Богом мира из ничего есть «свободный» волевой акт Божьей благости по отношении к миру, и, по причине полной Божьей свободы, творение не укоренено в Божьем собственном бытии. В этой свободе творение случайно, то есть случаен порядок в мире, которого вообще могло не быть. С другой стороны, творение случайно со стороны Бога-Творца, который мог вообще ничего не создавать. Концепция creatio ex nihilo, идущая от древнееврейской традиции, в христианском учении была доведена до логического конца через доктрину Откровения Божьего в воплощении Логоса – Сына Божьего и воскресении Иисуса Христа.

Смысл творения и порядок в нем установлен Божественным Логосом, Словом Божьим, наделившим мир особой разумностью, связанной с «трансцендентной разумностью» Бога. Понятие случайной обусловленности творения было разработано греческими отцами с тем, чтобы выразить природу мироздания, как сотворенного Богом его свободным волеизъявлением, радикальным образом отличную от него, хотя и зависимую от него. В результате развития христианской мысли в таком направлении был преодолен дуализм классической греческой философии, разделявшей чувственный и умопостигаемый миры: весь мир, умопостигаемый и чувственный, небесный и земной, стал рассматриваться как тварный, но не Божественный, тем не менее, пронизанный единым разумным порядком, который можно изучать в соответствии с его собственной природой, хотя, в то же время, его разумное устройство и гармония указывают на его Творца.

Можно утверждать, что с богословской точки зрения концепция творения имеет смысл скорее как концепция отношений между Богом и миром, чем мира как такового. Это подразумевает, что если наука попытается рассуждать о сотворении мира, она сможет это сделать только в рамках имманентных аспектов этого мира, доступных научному изучению по Божьей воле как дар.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru