«Из неправильных мнений вырастает неправильная практика духовной жизни»

Александр Степанов протоиерей

Программа Александра Ратникова

«Обратная связь»

Прямой эфир 26 февраля 2016 года, 19:10

 

В программе Александра Ратникова «Обратная связь» прозвучало интервью с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым, в котором он ответил на вопросы радиослушателей, рассказал о финансовом положении радиостанции и поделился планами на ближайшее будущее.

 

Александр Ратников:

Слушательница прислала вопрос, в котором интересуется: «Можно ли говорить, что у протестантов присутствует неполная благодать, или всё-таки эта Церковь безблагодатна, «отсохшая ветвь»? Cохранила ли она преемственность с апостольской Церковью? И главный вопрос: кого мы, с точки зрения Православия, можем называть христианами?

 

Протоиерей Александр Степанов:

Я так понял, наша слушательница слышала нашу программу «Неделя», в которой мы коснулись этих тем. Я там говорил, что, конечно, имело бы смысл – и я постараюсь это сделать в ближайшие месяцы – записать такой цикл передач  об экклезиологии, в котором достаточно основательно и последовательно мы бы изложили учение о Церкви. Но, отвечая на Ваш вопрос о протестантах, я бы продолжил ту мысль, которую развивал тогда. В зависимости от того, насколько, в частности,  учение Церкви, ее практика жизни отличаются от Церкви православной, мы можем говорить и о «мере экклезиальности», которая свойственна тому или иному христианскому образованию.

Ранее:   НЕДЕЛЯ,   ПАСТЫРСКИЙ ЧАС

Какие-то повреждения могут быть и очень незначительные. Вообще, я думаю, что большинство из наших слушателей, если их посадить и заставить отвечать на экзамене по догматическому богословию, впадет тут же во все ереси, которые только возможны. Тем не менее, Господь Бог нас не призывает сдавать экзамены по богословию, а требует гораздо меньшего, для того, чтобы мы могли идти путем спасения. Какие-то неверные, не абсолютно верные суждения, которые может высказывать представитель той или иной Церкви, не говорят еще о том, что там благодать Божия не может действовать. Это может быть следствием незнания, необразованности, может быть, лени – человек недостаточно интересуется этой стороной жизни, но, конечно, из неправильных мнений вырастает неправильная практика духовной жизни.

И вот здесь все гораздо сложнее, потому что практика даже при полном незнании догматического учения все-таки может сохраняться достаточно правильной. Она может быть будет не такой глубокой, как могла бы быть, при том, что человек все-таки знает больше, но, тем не менее, она не препятствует действию благодати или препятствует этому действию в незначительной степени. Поэтому мы говорили о том, что разные церковные сообщества обладают, как принято говорить, разной мерой экклезиальности, то есть разной степенью причастия Духу Святому.

Мы говорили о том, что, да, католическая Церковь имеет, скорее всего, наименьшие отличия от нашего вероучения, хотя они есть, они существенны. Тем не менее, в очень многих, очень важных пунктах – в частности, апостольского преемства – вероучение католической Церкви совпадает с нашим. У протестантов, естественно, таких неверных мнений, неверных учений гораздо больше, в такой степени, что не всегда мы можем говорить в полном смысле о протестантских Церквях как о Церквях с большой буквы. Когда мы пишем слово «Церковь», мы имеем в виду все-таки Церковь, которая обладает основным набором базовых учений. О католиках мы можем говорить, несомненно, так; о протестантах все-таки не всегда, но, опять-таки, сказать, что там вообще ничего нет, никакой не действует благодати Божией в таких сообществах — ну, кому хочется Духа Святого похулить ненароком, пускай говорят. Но я так не скажу, потому что известны замечательные люди, именно замечательные в своем христианском исповедании, своею жизнью – не словами, а жизнью – про которых у меня не хватит духу и сил сказать, что эти люди непричастны Духу Святому.

 

Полностью слушайте в АУДИО:

 

Во второй половине программы, вышедшей в прямом эфире, прозвучал разговор с редактором радио Мариной Лобановой о новом сайте радиостанции, а также о программе «Возвращение в Петербург».

 

Марина Лобанова обратила внимание слушателей на то, что для редакции очень важны отзывы на передачи: и положительные, и отрицательные. Также она прокомментировала замечания, которые поступают как в письменном виде, так и устно, и касаются работы сайта нашей радиостанции.

 

Марина Лобанова: Как вы знаете, друзья, наш сайт был переделан, но мы очень просим учитывать, что мы заказали самый дешевый сайт, который только было возможно. Если бы у нас был бюджет, который позволял бы в какой-то год, или в какое-то пятилетие выделить нормальную сумму, достойную, которая позволяла бы сделать сайт таким, каким мы хотим… У нас нет такой возможности. Делаем всё, что в наших силах.

 

Вопрос слушателя:

Здравствуйте, Марина. Очень люблю радио «Град Петров». Слушаю передачи радио постоянно. Вопрос по поводу Вашей передачи «Возвращение в Петербург» — беседы о переименованиях с уважаемым преподавателем: что имел в виду в заключительных словах Ваш собеседник К.А.Махлак о Русских и их качествах?

Отвечает Марина Лобанова: Это была передача про улицу Писарева. Константин Андреевич Махлак в конце передачи сказал: «Конечно, в любом обществе есть такие люди, разные отрицатели культуры, нигилисты. Сколько угодно. Но надо же было их найти, выделить их, вознести, назвать улицы их именем – это еще надо было так постараться. Это только русский  народ с его широкой душой и почти не думающей головой так делает». И вот тут надо сказать, что слушательница в своем вопросе отметила самое главное: зачем делаются эти программы про разные советские топонимы? То есть, мы должны в конце сделать какой-то вывод. Какой? Рассказать, какой Писарев был отрицательный персонаж, герой антикультуры, а потом сказать: «Все-таки какой у нас великий, мудрый и справедливый народ, что называет такими именами наши улицы, проспекты, площади и города»? Или рассказать про улицу Белы Куна и в конце резюмировать: ну и ладно. Нет, эта программа делается для того, чтобы будить совесть. То есть в ней содержится самокритика. А мы (это еще одна наша национальная черта, видимо) критику вообще не любим и самокритикой никогда не занимаемся. И плохо, что не занимаемся. Смысл этих передач, которые кому-то кажутся «темными» и «злыми» (был такой отзыв: «Это темные передачи»), можно сформулировать двумя словами: «Включите совесть». А совесть – это свет Божий в человеке. Так что эти программы призваны нести как раз свет.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru