fbpx
6+

«Христианская добродетель собственного достоинства»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Священники комментируют события прошедшей седмицы

Гость – протоиерей Димитрий Симонов

Прямой эфир 22 декабря 2019 г.

АУДИО

ВИДЕО

 

Темы программы:

 

— Уважение к людям как христианская добродетель.

 

Александр Крупинин:

 

«Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в своей проповеди в день памяти святителя Николая Чудотворца в Николо-Богоявленском морском соборе коснулся очень важной, на мой взгляд, темы.

 

ЦИТАТА

У нас не хватает любви, потому что мы потеряли уважение друг ко другу. Даже в семьях дети не уважают родителей, родители — детей. Начальники не уважают подчиненных, подчиненные — начальников. Богатые не уважают рабочих, которые трудятся на рудниках и в шахтах, принося им доход. Бедные тоже не уважают богатых. То же — в политической жизни: выбирают человека для помощи людям, а он не помогает, и к нему тоже нет уважения. Везде неуважение! Значит, и любви нет в нашем сердце. Любовь начинается с уважения. Начнем уважать друг друга — тогда и будем помогать, будем милосердны. Когда случаются катастрофы, мы устраиваем сборы по храмам: кто-то перечисляет деньги, кто-то приносит вещи. Но это бывает редко, а в обычной жизни часто у человека полные шкафы, много вещей, которые ему не нужны, но он их копит неизвестно для чего. Мы не приучены делиться, а надо отдавать. Принеси и раздай все! Начни хотя бы с того, что тебе не нужно, а другому пригодится. Потом, глядишь, научимся отдавать и то, что нам дорого. Если дар идет от сердца, люди это чувствуют. Мы должны учиться у святителя Николая милосердию. Зачем мы приходим в храмы? Как раз для этого: научиться добродетели. Один из примеров добродетели — святой Николай.

 

Я такую большую цитату привел из проповеди владыки Варсонофия, потому что, мне кажется, это очень важно. Потому что, насколько я знаю, в христианской проповеди тема уважения редко появляется. Обычно говорят – о смирении, о послушании, о подвигах тех или иных. А вот об уважении – редко услышишь, как будто уважение – какая-то нехристианская добродетель. Как Вы считаете, отец Димитрий?»

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

«Мне кажется, тема уважения актуальна именно для современного человека, для современной российской ситуации. У нас, действительно, люди не имеют уважения не только к окружающим, а к самим себе. Мне кажется, вот это причина – люди неуважение к самому себе распространяют на окружающих. Помните, как Господь говорит: возлюби ближнего как себя самого. На каком-то историческом этапе так печально сложилось, что многие люди потеряли уважение к себе, у них нет чувства собственного достоинства. И, как следствие, эти люди, не уважая себя, не умеют уважать других».

 

Вопрос слушателя:

— Чем отличается уважение от любви?

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

«Без уважения нет любви, даже между супругами. Также важно помнить: у человека есть право на уважение».

 

— Почему многие священники обращаются к мирянам на «ты»?

 

— Епархиальное собрание города Москвы. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла. Пастырское окормление: как священники должны относиться к прихожанам?

 

Александр Крупинин:

«Святейший Патриарх Кирилл как раз говорил о пастырском окормлении, о том, как должны священники относиться к своим прихожанам, как важно каждого человека сберечь в Церкви. Если человек уходит из Церкви из-за неправильного пастырского окормления – это настоящая трагедия, сказал Святейший Патриарх Кирилл».

 

ЦИТАТА

Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми, тем более когда в условиях густонаселенного мегаполиса место ушедших немедленно занимают новые. А ведь каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия!

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

«Очень важная составляющая этого доклада Святейшего Патриарха – это тема исповеди и тема бережного отношения к человеку».

 

ЦИТАТА

Не впервые в связи с этим приходится говорить о необходимости разделять исповедь и духовную беседу, тем более если такая беседа ведется во время совершения богослужения. Кроме того, даже опытные и почтенные священники бывают склонны недопустимо расширять место исповеди в церковной жизни и наделять ее функциями, которые совершенно не могут быть ей свойственны. Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было еще. Слушающий исповедь священник должен в этот момент, так сказать, отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.

Тем более пространство этого таинства не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни. Особенно хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия — оно ведь и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни. Кто-то, быть может, считает, что нет и не может быть запретных тем на исповеди, но на самом деле они есть, особенно в той сфере, которая является местом исключительной компетенции мужа и жены, делом внутренней жизни их союза. В эту область никто не должен вторгаться — бесцеремонное вмешательство неизбежно навредит, а уврачевать нанесенную рану, увы, бывает очень трудно.

Нельзя и пугать людей. Да, пастырское предостережение может быть строгим, но эмоциональное давление есть вещь недопустимая. Во-первых, потому, что испуг изгоняет доверие и парализует творческую способность человека к изменению жизни. А во-вторых, и это главное — Сам Пастыреначальник Иисус никогда не поступал так с людьми.

 

Протоиерей Димитрий Симонов:

«Мне кажется, это связано с темой уважения. Это ведь тоже проблема: когда людей не ценят в силу отсутствия уважения. Людей надо ценить. Так община строится. Я служу как священник 12 лет и могу сказать: незаменимые – есть. И незаменимые в церкви – есть. А мы знаем, что есть такой управленческий стиль, когда человека «выжимают», а когда уже все выжали и он перестал давать какие-то «жизненные соки» в каком-то деле, когда человек говорит, что уже не может работать в таком ритме, что не может за такую зарплату, то его можно выставить и нанять другого – это уже вампиризм какой-то. Мне кажется такой подход очень опасным. А для Церкви это совершенно неприемлемо. И то, что Святейший Патриарх сейчас об этом сказал – мне кажется, это повод задуматься для многих людей».

 

ЦИТАТА

Обязанность дорожить людьми требует от пастыря осторожности, трезвой и целомудренной боязни навредить неправильным словом или действием. И, разумеется, эта обязанность вовсе не предполагает навязчивости. Предлагать себя и даже кого-то иного в наставники и руководители — крайняя, недопустимая степень самонадеянности.

Упомянутую мной осторожность очень легко утратить, если по любому поводу проливать целые потоки слов и наставлений, наслаждаясь собственным красноречием. И это еще одна распространенная пастырская ошибка. Многословие редко бывает плодотворным. «Что-то нынче священники во время исповеди много разговаривают, нас так не учили», — сказал как-то один опытный пастырь из русского Зарубежья, начавший свое служение полвека назад и унаследовавший в своем опыте пастырскую школу дореволюционного времени.

С упомянутыми пастырскими ошибками — многословием и эмоциональным давлением — тесно связана еще одна: патернализм, стремление духовника реализовать себя, свои представления в чужой жизни. А ведь задача служения пастыря — быть ловцом человеков для Христа, а не для себя (см. Мф. 4:19). Священник должен не только учить людей тому, во что сам верит, но и заботиться о том, чтобы они сами пришли и увидели Церковь как место пребывания Живого Бога (ср. Ин. 1:46). При этом важно дать пасомым возможность самостоятельно понять, каково собственное призвание каждого из них, даже если это призвание совсем не такое, как может предполагать пастырь.

Протоиерей Димитрий Симонов:

«Меня тоже учили, что превращать исповедь в беседу – не нужно. И я иногда говорю на исповеди: вы что хотите – исповедаться или поговорить? Если человеку действительно нужно поговорить, у него есть вопросы, которые нужно обсудить со священником – можно спокойно поговорить с этим человеком и таинство покаяния может не иметь к этому никакого отношения».

 

— Перевод богослужения на русский язык.

 

— Какие есть хорошие переводы псалмов на русский язык?

 

— Станет ли понятен всем текст паремий, если их хорошо перевести на современный русский язык?

 

— Нужно ли новоначальным сначала знакомиться с текстом богослужения на русском, а потом учиться понимать богослужение на церковнославянском?

 

— В Ватикане воздвигли Крест в память эмигрантов и беженцев.

 

Александр Крупинин:

«Все потомки Адама – изгнанники».

 

ВИДЕО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru