fbpx
6+

Где найти в Петербурге современный автору текст Данте и автограф Микеланджело?

Программа Артема Гравина

«Архивная история»

Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук и коллекция Николая Петровича Лихачева

Гость: Наталия Брониславовна Срединская

Тема: средневековая Италия в документах собрания Н.П. Лихачева

Эфир: 29 ноября 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена итальянским документам из коллекции Николая Петровича Лихачёва, в том числе прижизненному списку «Божественной комедии» Данте Алигьери, фрагменту рукописного текста Микеланджело Буонарроти и автографам Медичи и Гарибальди.

 

Наталия Срединская:

 

Среди рассматриваемых нами документов есть один лист, который вызывает восхищение наших итальянских исследователей. Это список «Божественной комедии» Данте Алигьери, отрывок из «Ада», который относится (самое позднее) к началу XV века. То есть этот список, в каком-то смысле, практически современник Данте. Это, конечно же, не автограф. Но драгоценность этого списка в том, что он показывает, каким образом распространялась среди современников «Божественная комедия».

 

И, если мы будем говорить о том, насколько западноевропейская секция может соревноваться с таким собранием, которое есть в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки, то там рукописи более древние, они более многочисленны, но, тем не менее, и западноевропейская секция архива Института истории может также представить очень интересные фрагменты и материалы.

 

 

Музыкальные рукописи специалистами разделяются на разные виды, в соответствии с тем, какая часть Священного Писания в них представлена, какие гимны подлежат исполнению на церковной службе согласно этим документам. И потрясают размеры этих самых рукописных книг с нотами.

 

В X веке уже распространяется нотная запись, а до этого запись была крюковая или безнотная. Такие размеры были обусловлены их богослужебным использованием и особенностями их живописного украшения. Поэтому формат этих книг составлял приблизительно метр на полметра. У нас были многие исследователи музыкальных рукописей, которые с интересом изучали и саму нотную запись, и состав того текста, который предназначен для богослужения, и, конечно же, эти драгоценные иллюминованные украшения, которые находятся на страницах этих музыкальных рукописей.

 

 

Николай Петрович Лихачёв стал первым специалистом по коллекционированию и собиранию икон. До этого такое не было развито. Иконы хранились в церквях и монастырях и их заменяли после того, как они закопчены свечным оформлением. Иконы выбросить нельзя, и они так и складывались зачастую в подвалах монастырей, церквей. И Николай Петрович Лихачёв всячески собирал иконы, снаряжал за ними экспедиции, различными способами. Но он не только добывал и собирал их, а разработал целое учение о том, как атрибутировать эти иконы, к какой школе они принадлежат, насколько они древние.

 

Когда его трёхэтажный дом наполнился его приобретениями, его уникальными собраниями, тогда ему необходимо было решить, чему посвятить себя. И (очевидно это решение ему далось непросто) он решил сосредоточиться на собирании древнерусских документов, для того чтобы сопоставлять взаимовлияние культур и через отечественные, и через западные документы. Он передал собранные им иконы (это около двух с половиной тысяч) в Императорский Русский музей. Можно даже сказать, что создание Русского музея началось именно с коллекции икон Николая Петровича Лихачёва в 1913 году. Тогда древнерусские иконы были переданы в Русский музей.

 

И мне бы хотелось упомянуть ещё об одном событии, которое произошло в 1992 году. Часть коллекции Николая Петровича Лихачёва, которая была раздроблена после его ареста, развезена чуть ли не без счёта по разным учреждениям и архивам, соединилась под крышей Русского музея.

 

 

Мне бы хотелось ещё сказать о таком рукописном материале как письма и автографы. Колоссальное количество автографов находится в западноевропейской секции. Если мы будем говорить о письмах и автографах, то здесь я рискую утомить слушателя перечислением имён, которые оставили след своей руки на бумаге, которые хранятся в западноевропейской секции. Однако перечислю хотя бы несколько. Среди материалов Италии здесь хранятся, например, небольшой фонд Медичи, автограф Гарибальди, фрагмент, на котором оставил текст собственной рукой великий Микеланджело Буонарроти.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Программа «Архивная история». АНОНС

Каждый последний понедельник месяца слушайте беседы с сотрудниками Санкт-Петербургского Института истории РАН, научная деятельность которых в разной степени причастна к коллекции Николая Петровича Лихачева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru