6+

Федор Абрамов – 100-летие в Петербурге

Репортаж Екатерины Степановой

Выставка «Я родился в самом красивом месте России»

Из фондов Литературно-мемориального музея Федора Александровича Абрамова

В рамках «Дней Федора Абрамова в Петербурге», к 100-летию писателя

9 марта 2020 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

 

9 марта 2020 года в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры открылась выставка «Я родился в самом красивом месте России» из фондов Литературно-мемориального музея Федора Александровича Абрамова – филиала Архангельского краеведческого музея. Выставка проходит в рамках дней Федора Абрамова в Санкт-Петербурге, 100-летие которого отмечается в 2020 году. На ней представлены работы профессиональных художников, выполненные в разное время и в разных изобразительных техниках. Но объединяет все эти произведения главный герой, изображенный на них. Нет, это не портреты писателя, а пейзажи его родной Верколы, которая была источником вдохновения для Федора Александровича, прототипом и одним из персонажей его произведений.

 

Об этой небольшой, но интересной и даже трогательной выставке (трогательной, потому что она отображает уходящую натуру Русского Севера) рассказывает директор Архангельского краеведческого музея Наталья Николаевна Шпанова:

 

«Называется выставка «Я родился в самом красивом месте России» – цитата Федора Александровича Абрамова, столетие которому в 2020 году. А родился он в Верколе (Пинежский район Архангельской области) – это то, что относится к районам Крайнего Севера. Добраться до Верколы можно от Архангельска (поездом пять часов), а потом еще пятьдесят километров на машине.

 

После окончания школы Абрамов поступает без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета. В 1941 году он был пулеметчиком и защищал Ленинград. Затем был ранен, из госпиталя по Дороге жизни он был эвакуирован, и потом возвратился в Ленинград, т.е. Ленинград – это его родной город. Но это человек, который никогда не терял связи со своей Малой Родиной – Верколой. И образ Пекашино тетралогии «Братья и сестры» – это Веркола. Она самая разная – Веркола. Мы помним и письмо к землякам Федора Александровича Абрамова, мы помним и письмо земляков «Куда зовешь нас, земляк?». Это абсолютно непростые отношения.

 

Но на выставке Веркола представлена в несколько романтическом виде. Художники приезжали (самые разные художники в самые разные периоды) и писали то, что видели. Вокруг этих работ можно рассказывать и рассказывать. Причем здесь представлены работы также и пинежских, веркольских художников. Удивительно, но в этой маленькой деревне были и такие люди.

 

Дмитрий Клопов, который, к сожалению, ушел от нас три года назад – это  «наивный» художник из Верколы. Он писал в том числе Артемиево-Веркольский монастырь, который находится строго напротив Верколы (Веркола – старообрядческая деревня, и монастырь в XVII веке был поставлен для того, чтобы люди понимали – вот оно Православие. Так часто случалось на Русском Севере, я думаю, что и не только). У Д.Клопова, как можно увидеть, такая наивная манера письма. Федор Александрович в шутку называл его «пинежским Пиросмани». Так он и остался в истории. Кроме того, Дмитрий Клопов в 1998 году получил Гран-при международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «В той стране», снятого режиссером Лидией Бобровой по мотивам рассказов Бориса Екимова.

Также на выставке представлены работы художников: Всеволода Видякина, Владимира Личутина, Ивана Архипова, Елены Натаревич, Джемы Мхеян, Владилена Бутюкова.

 

В Верколе находится Литературно-мемориальный музей Ф.А.Абрамова – это филиал Архангельского краеведческого музея. Художники приезжали в Верколу в самое разное время, и практически, кто-то из них обязательно дарил работу музею. Вот так и получилась эта коллекция.

 

И говоря о монастыре, и говоря, почему все-таки выставка представлена в Лавре, мне кажется, во-первых, Владыка Назарий бывал в Артемиево-Веркольском монастыре, и Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова писателя, приложила немало усилий для возрождения Артемиево-Веркольского монастыря. И вот эта связь дает нам право представлять работы, посвященные Верколе, именно здесь.

 

Все работы, представленные на выставке, из фондов Краеведческого музея. Из Веркольского филиала более двухсот работ, а все вместе – это где-то триста работ. Последнее поступление у нас получилось в прошлом году – более двухсот работ, переданные Е.М.Натаревич.

 

На картинах изображены и деревеньки, находящиеся рядом с Верколой: Летопала, Прокшино. К сожалению, уходит деревня Летопала от нас – разрушается, люди уезжают. На самом деле, эта проблема, о которой надо и говорить, и кричать – то, что делали в свое время писатели-деревенщики. Федор Абрамов относится к этому направлению писателей-деревенщиков. «Писатель-деревенщик» звучит несколько, я бы сказала, стилистически приниженно. Тема термина «деревенщиков» не раз поднималась и обсуждалась. У нас на Ассоциации литературных музеев такой дискуссионный клуб возник стихийно. И все-таки мы пришли к мнению, что лучше, если мы будем обращаться к другой терминологии, к терминологии «Писатели второй половины XX века». Если мы говорим о писателях-деревенщиках, то тогда мы говорим и о писателях-урбанистах, а это просто смешно и глупо. Это неправильная терминология, которая особенно сейчас, человека нашего времени не привлекает к этой теме. А это тема общероссийская, тема национальная, и соборная, и колхозная, и тема, которая пока жива наша страна, самая острая. Федор Абрамов был первый, кто со всей своей «Абрамовской правдой» исследовал то, что происходит с человеком в колхозной деревне, какие процессы разрушающие, и то, что держит человека на этой земле. Поэтому у нас многие другие выставки называются «Правда Абрамова».

 

Выставка продлится до 10 апреля, но с 19 по 21 марта будут проходить Дни Абрамова в Санкт-Петербурге, поэтому, я думаю, в это время многие сумеют посетить нашу выставку, посмотреть, подумать».

 

Русский Север по-прежнему труднодоступен для массового посещения, как и всегда. Хотя он и освоен, и обжит поморами очень хорошо, но суровая природа и условия жизни никуда не девались. Однако у нас есть возможность познакомиться с этими местами как через произведения Федора Абрамова, так и посредством таких выставок, увидеть этот край глазами северных художников и совершить таким образом небольшое северное путешествие.

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ ГОРОДАМ: УСТЮЖНА. ПОШЕХОНЬЕ. РЫБИНСК. ТУТАЕВ. ЯРОСЛАВЛЬ. ВОЩАЖНИКОВО. Людмила Зотова
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ ГОРОДАМ: ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК, ТОРЖОК, ТВЕРЬ, СЕЛО МЕДНОЕ. Юлия Кантор, Ирина Карпенко, Екатерина Степанова
 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

 

 

 

Икона Божией Матери Иверская из собрания Эрмитажа

«Для нас очень важно, что мы имеем образец афонской живописи, который точно датирован». Об иконе рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока Юрий Александрович Пятницкий. Программа «Время Эрмитажа». 15 марта 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

«Эту замечательную и очень редкую икону мы показываем только на выставках»

Икона святого Георгия на выставке «За службу и храбрость. К 250-летию ордена Святого Георгия». О редком образе рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юрий Александрович Пятницкий. 4 декабря 2019 г. — 12 апреля 2020 г. АУДИО + ФОТО

Репин как Россия

Репортаж об открытии выставки «И.Е.Репин. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. 3 октября 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru