6+

Икона Божией Матери Иверская из собрания Эрмитажа

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Икона Божией Матери Иверская из собрания Эрмитажа на выставке ««За службу и храбрость». К 250-летию ордена Святого Георгия»

15 марта 2020 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

В Георгиевском зале Зимнего дворца проходит выставка ««За службу и храбрость». К 250-летию ордена Святого Георгия», на которой представлено несколько икон из собрания Государственного Эрмитажа, связанных с темой экспозиции.

 

Рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юрий Александрович Пятницкий:

 

«Икона «Богоматерь Портаитисса» – Иверская – с двумя избранными святыми. Она написана в 1765 году, как следует из даты на живописи. Но уже в XVIII веке (чуть-чуть попозже создания живописи) икона была закрыта замечательным серебряным окладом, который тоже имеет надпись, что оклад бы сделан хранителем собора Паисием Иверитом. Т.е. эта икона из Иверского монастыря на Афоне. Но, к сожалению, оклад был прибит гвоздиками прямо по живописи. И от времени доска стала выгибаться чуть-чуть, живопись стала прикасаться к вырезам под лики и начала разрушаться. Поэтому икона попала в реставрацию.

 

 

Вот когда мы все демонтировали, то оказалась очень интересная техника – под оклад, под поля подложен был шелк специально, чтобы металл не соприкасался с самой живописью. Но, к сожалению, гвоздики были пробиты и через шелк, и прямо через саму живопись. Мы реставрировали шелк, и сейчас он сдублирован на новый, но сделано это так, что мы как бы обернули икону, и та часть, которая соприкасалась в свое время с окладом, она вновь закрыта старым шелком, и все это закрыто окладом. Но обычно, когда оклад снимают, то серебряную пластину набивают либо на реставрационную доску, либо на черный бархат, и вместо ликов видны черные пятна, или пустые белые пятна. Но мы решили провести эксперимент. Наши реставраторы сделали копию, при чем копию не только ликов – они повторили всю композицию. Единственно, что не все разделки, не все орнаменты до мелочей стали повторять, но лики сделаны полностью. И получилось, что мы сделали список с иконы по церковным канонам, и на этот список перенесли оклад. Т.е. повторили так, как это делали в древнерусской и византийской традиции. Мы знаем, что у  знаменитой Богоматери Владимирской Успенского собора оклад несколько раз переносился на другую икону, которую специально писали под оклад. Точно так же мы сделали и здесь.

 

Икона с Георгиевской ленточкой, которой император Николай I перевязал ее. Икону ему подарили во время падения Варны. Когда Варна сдалась, пришла делегация, и греческий митрополит благословил русского императора иконой Богоматери Иверской и попросил его взять ее себе в личное пользование. И в этот момент император как бы в знак уважения, что и Святой Георгий помог победить русскому воинству, и Богоматерь Иверская, которую всегда брали русские цари с собою в военные походы, помогла победе русского оружия, он обвязал икону, перевязал ее Георгиевской ленточкой. Потому что позднее, после этой церемонии, он отправился на смотр русских войск, и там наиболее отличившимся полкам и подразделениям он повязывал на знамена Георгиевскую ленточку с Георгиевским крестом, что означало, что они стали гвардейскими, т.е. получили новый статус. Например, Саперный батальон. Уже позднее, через какой-то там месяц-два, присылалась и грамота, и гвардейское знамя. Но тогда это был очень естественный, очень личный момент, когда император сам повязывал ленточку. И вот как он повязывал на знамена русских войск, так же он обвязал и икону Богоматери.

 

Потом она хранилась в Гатчине, в Гатчинской церкви, потом перешла в Гатчинский дворец-музей, пережила эвакуацию, вернулась и в 1956 году попала в Эрмитаж. И вот, наконец, она впервые и была раскрыта от оклада, и определена дата живописи, и сделана копия и оклад вычищен – такой великолепный. Вся эта история стала известна, и все могут с ней ознакомиться и прочитать ее в каталоге. Ну и, конечно, вещи посмотреть на выставке.

 

 

Конечно, благодаря окладу живопись достаточно хорошо сохранилась. Там есть небольшие реставрационные тонировки XIX века, но в целом это замечательная живопись. Афонская живопись. Для нас очень важно, что мы имеем образец афонской живописи, который точно датирован. Т.е. это как эталонное произведение, с которым мы можем сравнивать неподписные, недатированные иконы и правильно их атрибутировать.

 

К сожалению, эту икону тоже можно увидеть только на выставке. А после ленточка вернется к окладу. Они будут соединены опять вместе, как и положено, и серебряный оклад мы планируем экспонировать у нас в Особой кладовой, потому что там условия такие, что оклад можно экспонировать. А вот живопись – нежелательно, поэтому икона пока будет в хранении.

 

Еще бы я хотел добавить, что и копию под оклад, и расчистку сделал наш замечательный реставратор – он человек скромный, поэтому я не буду называть его фамилию. И это действительно была замечательная работа, которую он делал и с душой, и с религиозным чувством, поскольку сам происходит из семьи потомственных иконописцев и реставраторов. Список сделан по всем церковным канонам, поэтому, если освятить этот новый список с окладом, он обретает всю святость оригинала».

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

См. также:

«Эту замечательную и очень редкую икону мы показываем только на выставках»

Икона святого Георгия на выставке «За службу и храбрость. К 250-летию ордена Святого Георгия». О редком образе рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юрий Александрович Пятницкий. 4 декабря 2019 г. — 12 апреля 2020 г. АУДИО + ФОТО

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru