«День 9 мая вошел в богослужебную традицию Русской Церкви»

protoierey_vladimir_sorokin

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Владимир Сорокин

Прямой эфир 8 мая 2016 г., 16:30

 

Александр Крупинин: У нас в гостях настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Христос воскресе!

 

Александр Крупинин:  Воистину воскресе! Неделя, которую мы с Вами обсуждаем – это была светлая седмица, предваряло ее празднование Пасхи. Как в этом году праздновали Пасху, на что Вы обратили внимание?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Пасха всегда дает нам возможность порадоваться, прежде всего, о воскресшем Господе. И поскольку такой радостный, светлый период, то он связан с определенными конкретными делами. Прежде всего, торжественно отпраздновали мы Всенощную пасхальную, и Божественную литургию ночью служили, и в этом году у нас было значительно больше причастников, чем обычно: ночью у нас причащалось около тысячи человек. После этого мы по традиции снимаем большой зал, там разговение происходит и носит характер такого семейного праздника, около пятисот человек у нас было, большая семья. Потом была поздняя литургия, затем я в этот день по традиции езжу в опекаемый нами изолятор ФСБ на Литейном, где сидят около ста человек, я им раздаю куличи и яйца, у меня с ними получается праздник разделить, всех поздравил. Затем у нас был архиерейский прием пасхальный, там были и представители города, власти, культуры, и все находились в одном праздничном пространстве. В понедельник у нас в соборе по традиции поет детский хор, и я с ними встречаюсь. Во вторник я служил в Металлострое – это  колония под Петербургом, где находятся заключенные, я там уже 25 лет настоятель, устраиваем праздник, был и праздничный концерт на полянке. В среду по традиции я служу в Горном университете в храме, там праздничный молебен и тоже поздравления и встреча со студентами. В четверг меня пригласили освятить в Эрмитаже школу занятий по искусству, я очень рад был пообщаться с руководством Эрмитажа и этой школы, а затем был приглашен в этот же день освятить учебный зал института усовершенствования учителей (Академия постдипломного педагогического образования). Пятница – «Живоносный источник», в соборе свои службы торжественные. В субботу я служил в Феодоровском храме, потому что я там раз в месяц служу с теми, кто избавляется от алкоголизма, и мне было приятно там послужить, порадоваться. Там пел хор знаменным напевом, который я очень люблю. Сегодня воскресенье, Фомина неделя, и поскольку завтра День Победы, мы чествовали своих ветеранов-прихожан, детский хор исполнил праздничную программу, ветераны рассказали о пережитой блокаде, поэт у нас был, читал свои стихи и прочел стихотворение поэта Олега Шестинского, который написал дивное стихотворение о нашем соборе. Очень насыщенные, радостные дни.

 

Александр Крупинин:  Вы говорили, отец Владимир, что в эти святые дни хорошо и благодатно венчаться. Но ведь и умирать тоже в эти дни хорошо. Поют: «Христос восскресе», «смертию смерть поправ»… Как раз в ночь на Пасху скончался протоиерей Игорь Мазур.

 

Он был общительный и, я бы сказал, смелый. Потому что как только появилась после перестройки возможность организовывать школы, то он один из первых сумел каким-то образом и здание получить, и наладить образовательный процесс. Сейчас у нас есть православные средние школы и другие, но у отца Игоря была первая.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Я отца Игоря очень хорошо знал, мы почти вместеучились в Духовной академии – на курс разница. Очень добрый человек, богобоязненный – это очень важно. Говорилось, что его рекомендовал в Семинарию Владыка Лука (Войно-Ясенецкий). Вот так связь поколений и происходит. Отец Игорь оправдал его доверие. Он был преподавателем. Был и настоятелем Троицкого собора в Александро-Невской  лавре. И везде, где он был, у меня с ним никогда никаких малейших проблем с ним не возникало. Он литургику преподавал, знал церковный устав неплохо. В общении он был – общительный и, я бы сказал, смелый. Потому что как только появилась после перестройки возможность организовывать школы, то он – один из первых (со своей матушкой Верой) сумел каким-то образом и здание получить, и наладить образовательный процесс. Сейчас у нас есть православные средние школы и другие, но у отца Игоря была первая.

 

  1. Полностью фрагмент слушайте в АУДИО:

 

 

Александр Крупинин:  Еще я должен сообщить грустную весть: вчера в Париже скончался Никита Алексеевич Струве, директор издательства «ИМКА-пресс», известная личность в православном мире.

 

Никиту Алексеевича я вспоминаю с благодарностью. И он, конечно, великий человек был. Ученый человек. Долго прожил и много сделал. И если бы не он, то издательство «ИМКА-пресс» вряд ли могло долго так существовать и столько издать и распространить.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Я с ним однажды имел встречу. Я направлялся в Женеву на конференцию, а через Париж надо было ехать. Я открою даже один секрет: мы все старались попасть через Париж, потому что Париж снабжал нас литературой – той, которой здесь не достать. Я набирал за пояс, потому что сумки просматривали. Я зашел в магазин русской книги и там я его встретил. И Струве сказал: дайте ему книжек, какие он хочет. А я бы всё забрал! Но невозможно – только то, что за поясом можно вывезти. А ведь даже Библии отбирали. И даже несмотря на то, что ты священник – Библию нельзя было привезти из-за границы. И Никиту Алексеевича я вспоминаю с благодарностью. И он, конечно, великий человек был. Ученый человек.

 

Александр Крупинин:  Замечательный человек, великий человек. И он всегда был принципиальным.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Долго прожил и много сделал. И если бы не он, то издательство «ИМКА-пресс» вряд ли могло долго так существовать и столько издать и распространить.

 

  1. Полностью фрагмент слушайте в АУДИО:

 

 

Вопрос слушателя: Как Вы относитесь к мысли, что большую роль в победе в Великой Отечественной войне сыграла способность русского народа к жертвенности, которая была воспитана христианством. И возможно ли воспитать это в новом поколении? Это ведь церковная задача.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Воспитание – это область Священного Предания. Очень важно преемство поколений, сохранение исторической памяти. Воспитывать нужно на добрых примерах. Я прекрасно отношусь к идее «Бессмертного полка». В четверг у нас в Петроградском районе было шествие «Бессмертного полка», я там постоянно принимаю участие с портретом своего отца, у меня два дяди погибли во время войны. Я всегда хожу и вижу массу этих людей, вижу это до слез трогательное шествие. Мы прошли по Каменноостровскому проспекту до театра «Балтийский дом», масса людей пришла с портретами людей «Бессмертного полка», а на ступеньках стоял хор из шестисот учащихся одной нашей гимназии, они пели песни военных лет. Такая картина вдохновляющая! Было очень радостно и трогательно. Вот таким образом это преемство поколений и воспитывается. Это способствует закреплению в памяти людей таких минут. Подобные мероприятия способствуют укреплению преемства поколений.

Насколько я слышал по информационным каналам, уже 26 стран присоединились к этому «Бессмертному полку», все объединяются вокруг этого.

Уже теперь день 9 мая в Церкви стал как Димитриевская родительская суббота (в память павших на Куликовом поле). Так и здесь мы молимся, вчера было возложение венков на Пискаревском мемориальном кладбище, наших 70 батюшек возлагали венки от нашей епархии, а 9 мая мы будем совершать поминовение и молиться. Очень важно, что это вошло в богослужебную традицию, в устав, я бы сказал. Мы поминаем на литургии вождей и воинов, а потом еще и лития служится. Это способствует преемству поколений и сохранению исторической памяти. В народе сохраняется чувство продолжения рода, что мы продолжаем славные традиции наших отцов и дедов.

 

Уже теперь день 9 мая в Церкви стал как Димитриевская родительская суббота (в память павших на Куликовом поле).  Очень важно, что это вошло в богослужебную традицию, в устав, я бы сказал.

 

Вопрос слушателя: Спасибо Вам, отец Владимир. Вы так радуете нас. Но молодые священники не всегда так радуют. Например, мнение отца Александра Дягилева, тоже замечательного священника, это разночтение какое-то с Вашей позицией…

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Мы 100 портретов для «Бессмертного полка» сохраняем в соборе. Кроме того, мы на сайте открыли раздел, где будет формироваться Бессмертный полк Князь-Владимирского собора.

 

Александр Крупинин:  В ответ слушательнице, которая сказала про передачу прошлого года, я хочу сказать, что мы стараемся разных священников приглашать, с разными взглядами, с разными подходами. И это, наверное, тоже правильно. Как апостол Павел учил: должны быть разночтения между вами.

Мы стараемся разных священников приглашать, с разными взглядами, с разными подходами.

 

  1. Полностью фрагмент слушайте в АУДИО:

 

 

Александр Крупинин:  Святейший Патриарх сказал о том, что Церковь должна принимать женщин с детьми и беременных женщин, которые попали в трудную ситуацию. Допустим, женщину отговаривают делать аборт, с ней встречаются священники. Церковь должна организовывать какие-то приюты? Как это практически осуществить?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Практически это не так все  просто. Одно дело убеждать человека не делать аборт, а другое дело – помочь женщине, чтобы появившийся на свет ребенок попал в нормальные условия. Тут нужно действовать вместе с социальными службами города. Когда говорят слово «Церковь», то подразумевается приход, и он должен все организовывать. У нас таких возможностей нет. Это что значит? Нужно организовать помещение, создать соответствующие условия, нужно финансирование – это главное. Наших церковных средств еле-еле хватает, чтобы содержать собор, причт, хор, уборку, электрику, воду – мы же за все платим.

То есть если что-то организовывать, то вместе с городскими службами, которые занимаются социальной деятельностью, тогда и мы бы могли организовать своих прихожан, чтобы действовать совместно. У нас есть уже такой небольшой опыт с институтом трансфузиологии, и там взаимодействие есть между руководством больницы, медперсоналом и нашей общиной.

Сейчас есть такая тенденция: если ты верующий человек, то ты должен работать бесплатно – это неправильно! Если мы хотим поставить это дело на хороший уровень, то вера действительно помогает человеку служить, но ему же нужно жить: питаться, одеваться, платить за коммунальные услуги…

 

Александр Крупинин:  Это можно раз-другой прийти поработать безвозмездно, но все время – это невозможно.

 

Сейчас есть такая тенденция: если ты верующий человек, то ты должен работать бесплатно – это неправильно!

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Мы несем свою веру, свое усердие, но подходить к этому нужно очень ответственно.

 

Александр Крупинин:  Больница – это бюджетное учреждение, оно имеет определенное бюджетное финансирование. А эти приюты: ведь в них не больные, а здоровые люди, они должны содержаться где-то. За счет кого это может содержаться?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: У нашего народа, я не побоюсь этого слова – какая-то странная тенденция. Вот попроси у благотворителя денег на больницу – ну, да… Очень неохотно дают деньги под какой-нибудь социальный проект. Скорее дадут на издание книжек, которые никому не нужны, но в выходных данных будет указано имя этого благотворителя. Так что для социальных проектов, безусловно, нужна поддержка со стороны государства, финансирование прежде всего нужно.

Очень неохотно дают деньги под какой-нибудь социальный проект. Скорее дадут на издание книжек, которые никому не нужны, но в выходных данных будет указано имя этого благотворителя.

 

  1. Полностью фрагмент слушайте в АУДИО:

 

 

Александр Крупинин: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал борьбу с террористами на Ближнем Востоке «священной войной». В каком смысле мы должны понимать слово «священная»? У нас же есть такая песня: «идет война народная, священная война». И как Церковь понимает слово «священная»?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Я этот вопрос предвидел. Я привык употреблять слово «священная» к священному предмету. Но, с другой стороны, действительно, «идет война народная, священная война». У нас это слово стало употребляться как литературный прием, потому что это  долг священный – защищать свои святыни, свою Родину, свою землю. И слово «священная», действительно, стало применяться довольно часто. Я удивился, что Святейший Патриарх все это назвал «священной войной». Но я думаю, что это неплохо.

 

Александр Крупинин:  Получается такой смысл, что там – мусульмане, а мы – христиане.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: А сейчас мусульмане этим же словом пользуются, у них «газават» – тоже священная война, и здесь уже область духовного соприкосновения и противостояния. А я бы не стал провоцировать, задевать эти чувства, людей побуждать, что вот у вас священная война и у нас священная война. И что?  Если друг на друга, как сейчас в Сирии? Это же ужасно! Я настороженно отношусь к этому. Патриарх выражает свою позицию, это его частное мнение. Все-таки война у нас была священная, а сейчас с терроризмом в каком-то плане может быть и можно применить это слово, но я бы поостерегся приближаться к исламскому фундаментализму. А у нас есть свои «фундаменталисты», традиционалисты такие архиправославные, вот им нужна священная война, чтобы идти кого-то громить. Меня это настораживает. Но я принимаю то, что сказал Святейший, и готов молиться, чтобы Господь усмирял, умирял всех. Молебен бы служить почаще о умножении любви. А с терминами надо быть очень осторожными, потому что не поймешь, куда их потом применят.

 

 

Вопрос слушателя: Можно ли понять данное высказывание о  священной войне и слова песни о священной воне, как войну света с тьмой? В этом случае она тоже священная, потому что это уже над конфессиями, это как Христос борется против тьмы, потому что терроризм – это чистая тьма и бесовщина.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Если вчитаться в послания блаженнейшего Сергия, митрополита военного времени, а потом уже Патриарха, то у него очень часто говорится, что мы боремся с тьмой, что фашизм – это тьма, и что мы его одолеем. И в этом плане, тогда применение этого выражения «священная война» как-то ложилось на психологию людей – верующих. Правда, страна, в основном исповедовала атеизм. Но слово «священная» вошло и прижилось.

А сейчас, действительно, когда я вижу террористов в Сирии, когда они уничтожают памятники культуры – это какая-то дьявольская разрушительная сила. Наверное, можно с Вами согласиться, что это какое-то дьявольское наваждение. И против него у нас в православной традиции есть одно средство: нужно окропить святой водой, помолиться и изгнать оттуда беса, дьявола, иначе ничего с ним не сделаешь. Наверное, Святейший Патриарх этим руководствуется, потому что дьявольскую работу можно изгнать, как Господь сказал: «сей род изгоняется молитвой и постом». То есть активным действием. Без духовного измерения некоторые явления в мире невозможно объяснить.

Нельзя себя утверждать, унижая другого. Все народы имеют право на свои таланты, на свое развитие.

Текст: Надежда Лукьянова

 

Полностью передачу слушайте в АУДИО:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru