6+

«Бог сохраняет всё; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос»

Программа «Родная речь. Второе чтение»

Иосиф Бродский. «На столетие Анны Ахматовой»

АУДИО

 

Приглашаем перечитать великие строки русских поэтов разных эпох и поразмышлять над ними вместе с автором и ведущей программы филологом и философом Мариной Михайловой.

 

Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос —
Бог сохраняет все; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь — одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, — тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

1989 г.

 

 

М.Михайлова:

Это стихотворение Бродский пишет к столетию Анны Ахматовой, то есть в 1989 году. У Бродского было немало оснований быть благодарным Ахматовой – и биографических оснований, и читательских. Но в юбилейном стихотворении он говорит только об одном – он благодарит за слова прощения и любви. Он говорит о словах, которые звучат из грубого и предельного страдания, вплоть до костного хруста и могильной ямы. Но именно эти слова возвращают дар речи немотствующей родной земле. Можно предположить, что Бродский имеет в виду поэму «Реквием».

«Бог сохраняет все», говорит Бродский. «Deus conservat omnia» – это девиз рода Шереметевых, он написан на их гербе. Ахматова многие годы прожила в одном из флигелей Фонтанного дома в Петербурге, а умерла она в больнице Склифосовского в Москве – это бывший Шереметевский странноприимный дом, который тоже был отмечен гербом с этими словами. Бог сохраняет все – это значит, что в Его памяти сохранены и страдающие, и те, кто их мучил, но это не означает, что они уравнены. Потому что в мире есть те, через кого звучит голос Божий – это люди, способные к прощению и любви. Но право говорить эти божественные слова прощения и любви приобретается страданием смертного человека. Бродский говорит о том, что «надмирная вата», то есть стерильные моральные и философские рассуждения – это совсем не то же самое, что голос человека, у которого сердце рвется, у которого кости хрустят, который слышит стук лопаты, которой ему роют могилу. Подлинность прощения, подлинность любви повторяется как раз тогда, когда человек стоит на краю, когда он смотрит в лицо собственной смерти.

До тех пор, пока в мире кто-то будет произносить слова прощения и любви, будет у этого мира и у того народа, на чьем языке эти слова говорятся, надежда. Потому что тот, кто говорит слова любви и прощения, тот дает в своем сердце, а значит, и в мире место для самого Бога. Голос Божий в мире продолжает звучать.

 

Слушайте программу «Родная речь. Второе чтение» в четверг и в пятницу в 11.45, а также в субботу в 12.40.

См. также:

 

РОДНАЯ РЕЧЬ. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ. ИОСИФ БРОДСКИЙ. Марина Михайлова

«Поэзия, в принципе, есть благодарение. Когда поэт произносит свои слова, он воздает должное лицам, вещам и их Творцу и Создателю. И именно в этот благодарственный, гимнический поток и встроено стихотворение Бродского, написанное в его сороковой день рождения…». Философ и филолог Марина Михайлова читает и комментирует стихотворения И.А.Бродского

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru