6+

Библейские основы учения о супружестве и браке: ветхозаветный и новозаветный взгляд. Беседа священника Константина Пархоменко.

Иерей Константин Пархоменко: Сегодня много книг, посвященных теме брака и супружества, но книжный рынок – явление весьма конъюнктурное: публикуется то, что раскупается. А раскупается литература, в массе своей, не очень высокого уровня. Да, мы найдем много хороших, занимательных книг, в том числе и о семье, но многие из этих книг порой искажают подлинное, библейское учение о браке, а порой, дают точку зрения, когда-то озвученную Церковью, но точка зрения эта уже устарела, библейская наука двинулась далеко вперед и многие темы уже иначе раскрыты. Поэтому мне хотелось бы коснуться библейских основ учения о супружестве и браке, думаю, для многих она будет интересной и актуальной. Возьмем самую первую книгу Библии – Бытие. В ней закладываются основы учения о человеке, мире, мироздании, отношениях людей друг с другом. Там, в первой, второй, третьей главе мы и читаем то, что можно положить в основу и сделать фундаментом наших знаний о семье. Библия очень скупо, но емко, концентрированно и ярко говорит о таинстве брака и взаимоотношений мужчины и женщины. Женщина творится из половины мужчины. Мы, исходя из русского перевода Библии, говорим, что она творится из ребра Адама. Но слово «ребро» – неправильный перевод, своего рода недоразумение. Здесь мы немного отвлечемся, чтобы пояснить это. Что такое Библейский миф? Это рассказ о неких священных событиях, облеченный в сказочную форму. Принимать этот рассказ за документальное свидетельство, устраивать археологические раскопки, пытаясь найти останки Адама и Евы, по меньшей мере, странно, потому что миф – это сказка, в основе которой лежат реальные события, облеченные в притчевую форму. Рассказ о сотворении человека наши переводчики на русский язык попытались привести в удобочитаемый вид. «Сотворил Бог человека из праха земного, вдунул ему в лицо дыхание жизни и стал человек душою живою…» А если мы возьмем подлинный еврейский текст, то увидим, что там сказано не «прах», а «глина». Кстати, и имя Адам переводится как «красная глина», «человек, созданный из глины». В оригинале стоят следующие слова: «Слепил как горшечник и в ноздри ему подул», то есть Господь подул этой маленькой глиняной фигурке, и она ожила. Конечно, кто-то скажет, что сотворение человека из глины – образ, взятый из древних ближневосточных – шумерских и аккадских – мифов, в которых человек был так же создан из глины. Да, в основе библейского мифа действительно лежат образы, принятые на Востоке, но наполнены они совершенно другим смыслом. К примеру, потоп – общеизвестный ближневосточный миф. Но в шумерской и аккадской мифологии сказано, что боги разгневались на людей за то, что те шумели и мешали богам отдыхать на небесах. Согласно же библейскому рассказу, потоп был послан на землю потому, что человечество развратилось. Это к слову о том, что используется та же мифологическая конструкция, но в нее заложен иной, священный, смысл. Точно так же и в отношении сотворения людей. В нашем переводе сказано, что женщина творится из ребра мужчины. Но если вернуться к первоначальному смыслу, то Ева не из ребра Адама, а из его половины, стороны. Восточные мифы фактом сотворения женщины из стороны мужчины подчеркивают, что женщина зависит от мужчины, что она ниже мужчины. Ведь правоверные евреи и сегодня молятся словами «Господи, благодарю, что не сотворил меня женщиной или животным». Однако библейский рассказ говорит нам другое: Адам, увидев сотворенную из его стороны женщину, воскликнул: «Вот плоть от плоти моей! Вот кость от кости моей!» Если перевести это на современный русский язык, это будет выглядеть как «она такая же, как и я, – не хуже, не ниже меня! Абсолютно такая же полноценная и совершенная, как и я». В первой главе Бытия рассказывается о сотворении мира. Повествование о творении каждого из элементов – земли, неба, животных – завершается словами «и увидел Бог, что это хорошо». И только один раз мы не встречаем этого выражения, когда Бог сотворил мужчину. Одинокого мужчину. Более того, мы видим слова «и сказал Бог: «Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощницу»». «Помощница» – так звучит в русском переводе, а в древнееврейском тексте стоит «сотворим ему восполняющую в бытии». Тем самым становится ясно, что мужчина без женщины неполноценен, как и женщина без мужчины – они восполняют друг друга. Господь говорит: «Сотворим ему помощницу, которая была бы перед ним». Это означает, что Ева была сотворена и поставлена, как зеркало перед Адамом, чтобы он увидел себя. Мы знаем, как тяжело человеку понять глубины своей психики, глубины подсознания, характера, если нет рядом любящего человека, который помогает ему увидеть себя со стороны, покритикует, даст совет. Кто состоит в браке, тот знает, как это важно. Да, иногда это больно, тяжело, но когда мужчина видит себя глазами жены, он может исправляться. И наоборот – этот процесс обоюдный. Так, библейское основание брака – это обретение мужчиной и женщиной полноты и достижение совершенства посредством того, что один супруг есть отражение другого. Сотворив женщину, Господь сказал: «Оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью». Плоть по-еврейски «басар», означает «существо». Это означает, что мужчина и женщина должны объединиться в союз, потрясающий по своим характеристикам, – стать одним существом, с одними мыслями, чувствами, стремлениями, ценностями… Когда ко мне в храм приходят муж и жена и говорят, что каждый из них живет своей жизнью и, более того, утверждают, будто бы это нормально, я не согласен. Муж и жена должны жить одной жизнью! И то, что интересно жене, должно быть интересно мужу, и наоборот. Иоанн Златоуст проводил следующую аналогию для описания единства, обретаемого супругами в браке. Это аналогия Святой Троицы. В Троице Отец, Сын и Святой Дух – три личности, пребывающие в удивительной связи – в союзе любви. Когда мы говорим о них, мы говорим «Бог» в единственном числе, не разделяя их, но подразумевая Отца, Сына и Святого духа. Так и супруги. Их брак должен быть утверждением некоего небесного, библейского, вышеестественного, божественного единства. Иоанн Златоуст развивает и углубляет аналогию словами: «Как в Боге есть полнота, а всякая полнота и любовь стремится выйти за границы свои, так и любовь не может оставаться замкнутой в себе, иначе это не любовь, а эгоизм. Бог из любви творит мир и посылает в этот мир токи Своей любви. Так и в браке, если подлинный союз мужчины и женщины состоялся, Господь дает им детей – как эманацию, истечение супружеской любви». Это ветхозаветное учение о браке. И, как мы видим, уже в Ветхом Завете была задана высокая планка супружеским отношениям – воспето единобрачие, понимание и любовь. Однако ко времени пришествия Христова брак существовал в очень печальном виде. Евреи в большинстве не уважали своих жен, им было разрешено разводиться с супругой, сказав в присутствии двух свидетелей «она мне не жена». Жена же такого права не имела. Христос спрашивал: «Почему вы допускаете развод? Разве Бог, сказав «двое будут плотью единой», соединяя двух людей, хотел, чтобы так происходило? То, что соединил Бог, человек да не разъединит». Когда ко мне приходят муж и жена, кто-то из них кого-то обидел, и они собираются расходиться, я говорю им: «Подумайте хорошо, не получается ли так, что Бог вас сочетал, а вы из-за своих амбиций и из-за того, что не хотите идти друг другу навстречу, поработать над собой, измениться, бежите друг от друга? Не получается ли так, что вы Богом созданные отношения разрушаете?» Христос говорит, что развод невозможен ни по какой причине, кроме вины прелюбодеяния. Но это крайняя мера. Если, к примеру, жена постоянно изменяет мужу, не любит его, обманывает, живет с кем-то другим, если муж борется за свои отношения, но видит, что это тупик и ситуацию невозможно исправить, только тогда он получает возможность развестись, в остальных вариантах необходимо работать над отношениями и тянуть эти отношения. Подлинное отношение к браку говорит о том, что муж и жена должны работать над своими отношениями, потому что супружеские отношения – не нечто данное, а нечто заданное. И в древности это понимали. Это сегодня люди хотят всего и сразу. Как только у них в отношениях не заладилось, они требуют развода, потому что отвыкли работать! Сегодняшнее отношение людей к христианству определяется словами «быстрорастворимое христианство»: люди хотят знать, кому нужно ставить свечку, чтобы что-то получилось. Чистая практика! А когда я говорю людям, что нужно работать над преображением души, молиться, поститься, у людей глаза тускнеют, им скучно становится. Но как в Церкви без усилий невозможно получить никакой благодати, так и в браке невозможно быть счастливым, не работая над отношениями. К слову о разводе: Церковь допускает до трех браков, но когда человек вступал во второй раз в брак, это считалось уступкой слабости человеческой, а при вступлении в брак в третий раз человеку назначалась епитимия – класть поклоны, совершать дела милосердия, читать молитвы. Все это было призвано помочь человеку искупить свою слабость. Но эти требования относятся к людям воцерковленным. Если человек вступил в брак до крещения, то Церковь не воспринимает этот брак серьезно, потому что многие люди вступают в брак лишь потому, что так принято. Самые суровые требования предъявляются к браку священнослужителей: священник может только единожды вступать в брак. Брак священника невозможно расторгнуть по причине психологической несовместимости, его можно расторгнуть только по указанной Христом причине. И если священник разводится, он навсегда остается одиноким, становится монахом и больше не может вступать в брак. Вообще, спор об отношениях мужчины и женщины, о том, хорошо ли такое явление как брак или плохо, не сегодня появились. К примеру, в 1-2-м веке появилась первая ересь – гностицизм. Гностики учили, что есть вещи, которые человеку делать неприлично: пить вино, вступать в брак и иметь интимные отношения (даже между супругами). Когда писалось Евангелие от Иоанна – самая поздняя новозаветная книга – это 100-й год нашей эры, гностики уже были. Апостол Иоанн Богослов на страницах своего Евангелия постоянно полемизирует с гностиками. В этом Евангелии рассказывается о первом чуде Христа – браке в Канне Галилейской, куда Он пришел и превратил воду в вино, благословив Своим присутствием брак. И это чудо, кроме всего прочего, еще и полемический момент: ведь Христос не только не гнушается брачными отношениями, Он их благословляет и делает подарок молодым – вкусное, ароматное, сладкое вино, чтобы они пировали и радовались. Русский философ Василий Розанов говорил, что христианство хочет «кастрировать» человека и лишить его радостей жизни. Но, как мы видим, Евангелие не обедняет человека. Христос в Евангелие от Иоанна говорит: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь – жизнь с избытком». Потому что обычную жизнь имеет любой человек, но если Христос приходит в жизнь человека, то жизнь получает такое красивое и богатое измерение, такой позитивный внутренний смысл, который может сообщить только Христос. В том числе и отношениям мужчины и женщины. Христос и апостолы не против брака. Апостолы с огромным уважением говорят о браке. В пятой главе послания к Ефесянам апостол Павел говорит, что отношения между женщиной и мужчиной, которые состоят в браке, должны быть похожи на отношения между Церковью и Христом. Мужчина – образ Христа, женщина – образ Церкви. Мы видим, что Христос пришел, чтобы отдать жизнь Свою за Церковь и спасти ее. В наше время чаще женщины наполняют храмы, а мужчины – зарабатывают деньги. В те времена, когда пришел Христос, все было иначе: женщины сидели дома и воспитывали детей, и без воли мужа они никуда, ни за каким Христом не пошли бы. За Спасителем преимущественно шли мужчины. Апостол Павел, отталкиваясь от этой реальности, и проводит параллель брака мужчины и женщины и брака Христа с Церковью. Мужчина приходит к Господу, он преображен новой верой, а его супруга продолжает погрязать в быту. Апостол Павел говорит: «Возлюбите своих жен, как Христос возлюбил свою Церковь. Церковь – люди, ждущие Спасителя, они сами не могут выйти из греха. Так и вы должны возлюбить своих жен, стать терпеливыми, нежными. Подлинная любовь долготерпит, милосердствует, прощает. Нежно заботясь о своих подругах, мужчины должны возвести их на небо, как Христос обнял Церковь и возвел ее на небеса». И у апостолов, и у других отцов Церкви есть много моментов о супружеских отношениях. В любом случае, это самые что ни на есть высокие отношения между людьми. Церковь никогда не гнушалась половыми отношениями супругов. В Византии на рубеже 5-6 веков появилась тенденция считать половые отношения супругов чем-то недолжным, греховным, говорить об интимных отношениях как о чем-то извинительном, что позволяется лишь для зачатия детей. Но Церковь к этому никогда подобным образом не относилась. Апостол Павел говорил, что брак – чистое явление и даже самые интимные. И близкие отношения супругов – нечто высокое и благородное. Святой Симеон Богослов говорил, что и в интимных отношениях супруги воспринимают благодать Духа Святого и ни в коем случае не отлучены от Бога. Половые отношения в браке даны для того, чтобы супругам пережить высшую форму единства, воспринять это единство не только душевно, но и на физическом уровне. Чадородие дается как Божье благословение этих отношений. Бог дает супругам ребенка, которого они могут воспитывать в любви и нежности, воспитывать как сотрудника Божьего, как служителя Божьего в этом мире. Христианская Церковь, отталкиваясь от этого высокого понимания о браке, рекомендует брак, истинный брак всем верующим людям. Вопрос: Отец Константин, скажите, пожалуйста, как Церковь относится к гражданскому браку? Иерей Константин Пархоменко: То, что сегодня называется гражданским браком, для Церкви никаким браком не является. Это выражение пришло к нам из Европы, где сожительство двух людей называют гражданским браком. В христианстве такого понятия нет, есть понятие законных или незаконных отношений. Пусть это будет и не церковный брак, но в любом случае это должны быть зафиксированные отношения, подтвержденные законами страны. В православном понимании сожительство, ни к чему не обязывающее людей, – это не брак, это блуд. Если прелюбодеяние – это преступление закона, измена своей второй половине в браке, то блуд – сожительство без вступления в брак. Человек, сожительствующий вне брака, отлучается от причастия до выяснения ситуации, а это равноценно отлучению от жизни Церкви. В особых моментах, когда люди находятся на пути к браку, к узакониванию отношений, Церковь идет им навстречу и не отлучает от причастия, но если человек говорит, что пока не намерен никак решать ситуацию и узаконивать отношения с женщиной или мужчиной, с которым он живет, он отлучается от жизни Церкви. Вопрос: Насколько важен штамп в паспорте для Церкви? Если есть штамп в паспорте, но нет венчания, как Церковь к этому относится? Иерей Константин Пархоменко: Я знаю одну пару диссидентов. Они отвергали все советское как отрицательное и неправильное, а потому их сожительство не могло быть совместимо ни с какими советскими ЗАГСами и регистрациями. Так, не узаконивая свои отношения по советским законам, эта пара прожила 40 лет. Когда они обратились к нам в храм, мы, разобравшись в ситуации, их повенчали. Мы не сочли это блудом, но это исключительный случай. Многие же люди, которые прикрываются словами о том, что штамп в паспорте для них ничего не значит, просто не хотят ничего серьезного и ответственного. Если штамп ничего для вас не значит, тогда зарегистрируйте ваши отношения! Какая разница, что он есть, что его нет. Но для нас, для Церкви, штамп означает хоть какой-то намек на серьезность отношений и один из способов удержать людей от вседозволенности. Вопрос: Бог есть Любовь. А почему Церковь считает людей рабами Божьими? Как совместимы понятие любви и рабства? Иерей Константин Пархоменко: Дело в том, что мы с вами воспитаны в советской школе и имеем следующие ассоциации со словом «раб»: Римская империя, рабовладельческий строй, Спартак, восстание и так далее. Но Библия – это не Рим, это Палестина, и нужно понимать, что Библия понимала под рабом. Раб в библейском понимании – это человек, который приходит в семью и практически усыновляется. Он работает не за страх, а за совесть и всегда может уйти. Он становится членом семьи своего хозяина, ест с ним за одним столом. И даже когда хозяин умирает, то все его наследство делится одинаково между его рабами и его сыновьями. То есть раб в библейском понимании – это усыновленный человек, принятый в семью. В греческом языке «раб» и «сын» – одно слово. В Евангелии есть момент, когда к Христу пришел человек и сказал: «Мой сын болен». Ученые до сих пор спорят: был болен раб или сын этого человека. Вопрос: Вы сказали, что жизнь вне брака – это грех. А как же дети, которые родились вне брака, есть ли у них при рождении этот грех? Иерей Константин Пархоменко: Дети не несут ответственности за родителей. У древних пророков в Ветхом завете было мнение, что дети до третьего-седьмого колена расплачиваются за грехи родителей. Но пророк Иезекииль и Иеремия отвергают это мнение, говоря, что невозможно, чтобы человек всю жизнь ел кислятину, а у его детей на зубах была бы оскомина. Так что в понимании и Нового и Ветхого завета дети не несут ответственность за грехи родителей. Другое дело, что родители должны быть серьезнее. Ко мне в храм пришла девушка. Она беременна от любимого человека, но у него есть семья. Она счастлива, потому что хотела этого ребенка и потому что любит. Греха на этом ребенке, мистического греха, не будет. Но только подумайте! Не о себе, а о ребенке. И все станет ясно. Отец для ребенка важен. Грех – это не некое нарушение заповедей. По-славянски слово «огрех» означает «ошибка». По-гречески «грех» – «амартия», переводится как непопадание в цель. Если помните, на афинской олимпиаде в состязаниях лучников при промахе говорили «амартия», что означает «промахнулся, не попал». Грех – это непопадание в цель. А наша цель – достижение единства с Богом, абсолютное развитие души. Все, что препятствует духовному возрастанию, – слабость воли, подлость, потакание страстям, мелочность, узость, чревоугодие, пьянство и другие наши слабости – это и есть грех. Все это препятствует нашему попаданию в цель. Церковь называет грехом внебрачные отношения не потому, что Церкви важно знать, кто и с кем спит, а потому, что она видит, что это уродует и калечит душу людей – мужчины и женщины. На физическом и эмоциональном уровне всем приятно и хорошо, но на подлинном, глубинном уровне – это некая неполнота, ущерб, изъян, непопадание в цель. Поэтому Церковь и называет это грехом. Вопрос: В Библии написано «и потомство нечестивых погибнет». Что это означает? Иерей Константин Пархоменко: Все очень просто. Помните русскую пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает»? Она все объясняет. Потомство идет за своими родителями, и если человек нечестив, его дети усвоят его ценности. Я приведу пример. Большевики осуществили уникальный опыт по попытке создать нового человека. Правда, на отдельно взятой территории – на Соловках, но все же. Все мы знаем, что на этом острове располагался лагерь, в котором заключенными были епископы, священники, благородные люди. И, как во всяком лагере, там были охранники. Когда лагерь упразднили, все заключенные уехали, а обслуга и надзиратели лагеря остались на Соловках. Теперь там живут их дети и внуки. Я был на Соловках несколько лет назад. Перед поездкой меня предупредили: ночью в поселок не выходить, с местным населением в пререкания не вступать, увидев компанию из трех-четырех человек бежать. Этот совет-требование оказался полезным. Когда наступали сумерки, выползали, я другого слова и не подберу, эти подростки – потомки охранников. Это действительно страшно. Эти подростки – дети своих отцов и внуки своих дедов. Они – собранные в одном месте потомки надзирателей, людей, которые убивали и мучили людей. И их мировоззрение, доставшееся им в наследство, сосредоточилось в высоко концентрированном виде на маленьком острове. Жутко. Там, на Соловках, я в первый раз увидел, что большевистский опыт по созданию новых людей удался. Да что говорить, и на большой земле сегодня мы все еще пожинаем остатки и наследие той безбожной культуры. Вопрос: Скажите пожалуйста, как Церковь относится к равенству между мужчиной и женщиной, если женщина произошла из половины Адама? Иерей Константин Пархоменко: С онтологической точки зрения мужчина и женщина абсолютно равны. Но так исторически сложилось, что женщина, к примеру, не может быть священником в силу ряда причин. Почему так получилось исторически? Потому что если бы в то время, когда Христос собирал Церковь и апостолов, у истоков встала женщина, этого никто бы не понял. У женщины тогда были другие обязанности в обществе и другая роль. Она жила своей семьей. Но постепенно Церковь возвысила женщину, и женщины даже занимали посты в Церкви. К примеру, были дьякониссы. Единственно, женщины никогда не были на высших церковных постах – не были священниками, митрополитами и так далее. Богословское же обоснование того, что женщина не может быть священником, тоже есть. Наша Литургия имеет богатое символическое значение. Священник во время Литургии символизирует Самого Христа. Он говорит «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» от лица Самого Христа, Который отдает Себя людям в причащение. Было бы некорректно, если бы эти слова произносила женщина. Возможно, кто-то скажет, что женщина больше живет интуицией и эмоциями, а мужчина – логикой. Это так, но не нужно забывать, что доказано: на высоком уровне ума женщина превосходит мужчину, хотя в общей массе по уровню интеллекта она ниже мужчины. Место женщины в Церкви определилось исторически, женщина не унижена по сравнению с мужчиной, просто всем даны свои служения. У женщины есть харизма – благодатный дар от Бога – быть хранительницей очага, матерью. У мужчины другие функции и задачи. Вопрос: Как Церковь смотрит на взаимоотношения между мужчиной и женщиной, на вопрос о главенстве одного из супругов в семье? Иерей Константин Пархоменко: Вы, наверное, помните такие евангельские слова: «Муж есть глава семьи». Апостол Павел, действительно, говорит, что муж – глава семьи, глава над женой. Но он говорил это не потому, что считал это единственно правильной моделью, а потому что такая иерархия была единственно известной моделью при жизни апостола. Древний мир знал только главенство мужа в семье. Но апостол Павел говорит и о том, каким должно быть это главенство. Муж не должен быть просто тираном и царьком, он должен быть как Христос – терпелив, нежен, милосерден к своей жене. Женщина во времена Христа занималась хозяйством и сидела дома, а мужчина суетился: продвигал религию, экономику, политику. И в ответ на возмущение женщины своим местом в обществе, апостол сказал: «Не бойся, женщина спасается чадородием». Если женщина содержит свой дом в любви, в милосердии, она спасется. Ей не нужно крутить мир вокруг себя. Сегодня психологи говорят, что оптимальным и правильным будет, если оба супруга руководят своей семьей и заботятся о ней. И это тоже отражение картины нашего времени. Одна прихожанка рассказывала мне историю о батюшке, который в храме читал проповедь о том, что жена должна подчиняться мужу, а муж – быть главой семьи. После проповеди к нему подошла женщина и сказала: «Батюшка, а вы не заметили, что в храме одни женщины?» «Заметил», – сказал батюшка. «А где сейчас их мужья? – продолжила прихожанка. – Смотрят футбол, пьют пиво, лежат на диване. Если женщины, как Вы учите, будут слушаться своих мужей, то Вы никого перед собой не увидите». Так вот, время показывает нам, что сегодня более гармонично и правильно будет, когда муж и жена будут вместе, во взаимном уважении, осуществлять заботу о семье без какого-либо доминирования. И когда кто-то из супругов впадает в грех, второй супруг должен встать во главу семьи. Если муж запьет, станет воровать, то жена, как человек, который стоит на стороне Церкви и Христа, должна его наставлять. Так и муж, если жена впадает в грех, должен возглавить семью и наставлять супругу, стоять на стороне правды и истины и какое-то время всю семью тащить на себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru