6+

Бах. «Страсти по Матфею»

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

Иоганн Себастиан Бах

«Страсти по Матфею»

 

Я лютеран люблю богослуженье,

Обряд их важный, строгий и простой,

Сих голых стен, сей храмины пустой

Понятно мне высокое значенье.

 

Федор Иванович Тютчев в своих стихах передает особенности лютеранской традиции оформления богослужения и храма – в этой «храмине пустой» мы не увидим ни икон, ни фресок, ни скульптур. Но есть в лютеранской традиции своя драгоценность. Как пишет один исследователь, «можно сказать, что православные христиане и христиане-католики могут узнать Евангелие глазами – глядя на иконы, фрески, картины, скульптуры. А лютеранам о евангельских событиях рассказывает музыка; именно она заменяет собой все другие церковные искусства, помогающие проповеди».

Музыку Баха, особенно его великое творение «Страсти по Матфею», часто называют даже кинематографической – так поразительно эта музыка погружает нас  в самый центр евангельских событий, раскрывает их объемно, с разных сторон, в разных деталях. Эта музыка, по словам того же исследователя, «говорит и показывает»: вот толпа поднимается на Голгофу; вот плачет Петр; вот раздирается храмовая завеса; вот опускают на землю измученное тело Христа… Мы все это видим совершенно явно в музыкальных картинах.

Вступительный хор, этот мощный портал, через который мы входим в мир «Страстей по Матфею», вырастает именно из предельно ясного видения Бахом картины шествия на Голгофу: Христа ведут через весь город, теснится на улицах толпа, слышны крики, восклицания, вопросы и ответы…

Так возникло грандиозное вступление к «Страстям» с двумя оркестрами и с двумя хорами. Первый хор оплакивает невинную жертву – повествование ведётся от лица особого поэтического персонажа – «дщерей Сионовых» (это был популярный образ в духовной поэзии того времени). А второй хор врывается в широкий распев короткими возгласами-вопросами.

Но над всем словно парит в вышине еще один голос. Звучит тема хорала «О невинный Агнец Божий». Этот хорал без труда узнавали прихожане, ведь вся община всегда пела его на Страстную Пятницу. Поют хорал высокие детские голоса, сопранисты, которых в церкви св.Фомы при первом исполнении «Страстей» на Страстную Пятницу 1729 года Бах разместил на небольшой галерее – напротив другой галереи, где находились основная масса хоров и оркестров; это создавало особый стереофонический эффект.

Этот третий хор игумен Петр (Мещеринов) называет «над-хором» и напоминает, что хорал в баховских Страстях – это «всегда объективирующее, соборно-церковное начало, это голос всей Церкви; в то время как взволнованная перекличка двух хоров – это наши, человеческие переживания».

Невероятно многоплановую, действительно почти кинематографическую, а лучше сказать, в баховском стиле – полифоническую – звуковую картину дополняет оркестр. Здесь тоже сложное сочетание: басы настойчиво и неумолимо повторяют одну и ту же ноту, создавая образ скорбного шествия. Но объединяющий всю музыкальную картину ритм старинного танца сицилианы как мощная река вовлекает в свой поток не только действующих лиц евангельской истории, но и нас, слушателей, словно подчеркивая: то, о чем мы здесь услышим – это не прошлое. Это настоящее. И это – вечное.

 

В «Маленьких концертах» фрагменты «Страстей по Матфею» Иоганна Себастиана Баха звучат в исполнении Мюнхенского хора и оркестра под управлением Карла Рихтера. Запись 1971 года.

 

См. также:


Маленький концерт: И.С.Бах. Страсти. Суровегина О.Н.

Именно в творчестве Баха жанр «Страстей» достиг вершины своего развития. Бах переосмыслил, преобразил этот жанр, наполнил уже сложившуюся форму таким музыкальным содержанием, которое своей глубиной, красотой и величием не перестает поражать слушателей на протяжении столетий – и до наших дней.

До наших дней полностью дошли партитуры «Страстей по Иоанну» и «Страстей по Матфею». Никаких следов партитуры «Страстей по Луке» обнаружить не удалось. Партитура «Страстей по Марку» тоже была утеряна, но все же нашлись сведения о том, что же она в общих чертах собой представляла. Было обнаружено и либретто «Страстей по Марку». Все это позволило исследователям в XX веке заняться музыкальной реконструкцией утерянного баховского творения.

СКАЧАТЬ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru