6+

Ар деко – искусство, исцеляющее от депрессии

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Выставка «Мелкая пластика ар деко из собрания Сергея Морозова и Евгения Герасимова»

Эфир 17 октября 2020 г.

 

10 октября 2020 года в Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Мелкая пластика ар деко из собрания Сергея Морозова и Евгения Герасимова».

Это декоративное искусство («ар деко» в переводе с французского буквально и означает «декоративное искусство») появилось в Западной Европе и Америке после Первой Мировой войны и явилось своего рода культурной реакцией на ужасы и безобразия Великой войны. Общество устало, истощилось, его накрыла тяжелая послевоенная, послереволюционная депрессия. Ведь волна революций и волнений прокатилась по многим странам.

Отсюда несколько нарочитое эстетствование в стиле не забытой еще эпохи модерна (в разных странах она имела свои названия), нарочитая роскошь, шик. К тому же именно на период между двумя войнами пришлись археологические сенсации в экспедициях, исследовавших Древний Восток и доколумбову Америку. Общество хотело красоты, и красоты роскошной, почти на грани с пошлостью. Однако, искусство, наверно, и может считаться искусством, что оно никогда этой грани не переходит.

О выставке и своих коллекциях рассказывают Сергей Морозов и Евгений Герасимов.

Сергей Морозов:

«Я больше 30 лет собираю скульптуру. Со временем увлечение переросло в собирание скульптуры ар деко. И достаточно недавно мой большой друг и единомышленник Евгений Герасимов сказал, что есть возможность провести выставку в Эрмитаже, что он переговорил с господином Пиотровским, и что нет возражений. Вот так началась подготовка к выставке, которую мы готовили больше года.

В стиле ар деко меня привлекла необычность. Это искусство того периода, которого в РСФСР тогда не существовало. У нас тогда было искусство другого плана»

Евгений Герасимов:
«Скульптура ар деко, что мы показываем в Эрмитаже, это вещи, безусловно, серийные. Они выпускались не в единичных экземплярах. Но! Нет двух одинаковых вещей. Они похожи, но они все разные. Поэтому найти вещь такую же того же автора, но она заведомо будет чуть-чуть другой, это интересно. И мы показываем на этой выставке, что вещи делались, например, в одном размере, но чуть-чуть разные, или один и тот же сюжет, но в двух разных размерах. Ну а то, что это делалось серийно, говорит о демократичности этого искусства. Оно было рассчитано на то, чтобы им наслаждались не единицы, а довольно большое количество людей».

 

Сергей Морозов:

«Серийно, да, но делали их по 20 штук, по 50 штук. На многих предметах есть серийные номера – их иногда ставили, – и иногда пишут «№1», «№2», «№12», но трехзначных номеров я никогда не видел. Т.е. самый большой номер все равно двухзначный, и самые большие тиражи все равно были до сотни.

На всех фигурках в 99% случаев есть подпись автора. И на моей памяти если вещь яркая, качественная, значимая, почти всегда ее можно идентифицировать с каким-то автором. Неопознанными в моей практике попадались вещи, которые на пальцах одной руки можно пересчитать».

 

Евгений Герасимов:

«Как уже сказал Сергей, в Советском Союзе в конце 20-х – в 30-е годы было совсем другое искусство, поэтому ар деко не представлено в Эрмитаже, к сожалению, но к счастью для нас. Поэтому мы имеем такую возможность – показать на выставке этот стиль.

Надо сказать большое спасибо Михаилу Борисовичу Пиотровскому, который сразу откликнулся, сразу поддержал эту идею. И благодаря труду многих людей мы имеем счастье показать эти произведения многим петербуржцам».

Различные справочники сообщают нам, что в архитектуре черты раннего ар деко можно найти и в Петербурге, и в Москве в зданиях, построенных в стиле модерн, т.е. еще до революции. Конечно, новый стиль появился не на пустом месте. Но вот развития в нашей стране не получил. А уж о мелкой пластике ар деко, о небольшой скульптуре речи вообще нет. Поэтому особенно интересно познакомиться с произведениями в этом стиле. Такая возможность предоставляется не часто.

Рассказывает один из кураторов выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Елена Ивановна Карчёва.

 

«Могу сказать сразу, что тема искусства ар деко только сейчас начинает развиваться, изучаться и распространяться. Вообще, интерес к ар деко проснулся лишь в конце 20-го века. Не могу не согласиться с коллекционерами, что в нашей стране этот период не представлен никак. У нас тогда интересовались другими вещами. А подобные вещи, как скульптура ар деко, уже тогда были достаточно дорогими, потому что все они были созданы в хрисоэлефантинной технике. А что такое хрисоэлефантинная техника? Это соединение в одном изделии бронзы, притом прекрасно обработанной бронзы, с патиной, с покраской, и слоновой кости, которая тоже не такой уж дешевый материал.

Обычно фигурку отливали из бронзы, а отдельные детали делали из слоновой кости. Это могло быть личико или даже целая головка, или открытые части тела – кисти рук и целые ручки, ступни ног или сами ножки – они резались из слоновой кости, а потом аккуратно вставлялись в нужные места. Но более того, они для каждой такой статуэточки подбирали специальный постамент из цветного камня, иногда из полудрагоценного. В результате получалась совершенно законченная гармоничная композиция. И конечно, такие вещи были очень дорогие.

Но их покупали. Потому что ведь что такое 20-30-е годы? Это период между двумя мировыми войнами. Первая Мировая война закончилась. Испанка была. Все это закончилось, люди хотели радости и красоты, надо чтобы глаз отдыхал. Поэтому люди охотно приобретали такие вещи, чтобы украсить интерьер. А потом что? Потом 39-й год. Начало Второй Мировой войны. И все. Все закончилось. Бронза – стратегический материал. Да и проблемы у людей были уже совсем другие. И все. Финиш.

И какие темы мы видим, которые присутствуют в сюжетах. Это тема варьете, тема театра, это кабаре, это тема Востока, это всегда что-то экзотическое, яркое, красивое, необычное. Люди хотели отдыхать. Причем французские мастера очень много позаимствовали из Русских сезонов Дягилева. Многие детали – это прямые отсылки к Русским сезонам. И наверно это последняя такая эстетствующая эпоха. Потому что потом, например, у нас уже были, извините, хрущобы. И в Европе тоже было не очень просто. В той же Германии также люди голодали и были карточки. Это известно.

На выставке, кстати, представлен и русский мастер, который долго работал в Париже в конце 20-х – начале 30-х годов. Потом вернулся в Россию, и весьма неудачно. Он дожил до старости, но было много у него неприятностей.

Говорю с полной ответственностью, что эта выставка уникальна по своему составу. Впервые в таком объеме в нашем музее показываются произведения, выполненные в хрисоэлефантинной технике, западноевропейских мастеров.

В некоторых сериалах о 20-х-30-х годах можно увидеть в интерьерах подобные вещи. Например, у Эркюля Пуаро на подоконнике стоит такая хорошенькая пантера, которая явно к этому времени относится – в сериале про Эркюля Пуаро. Я все время на нее смотрю, когда пересматриваю фильм».

На экспозиции в Синей спальне представлено 56 изысканных произведений из двух коллекций. Все они действительно очень интересны, их хочется внимательно рассмотреть. Какие-то предметы заставляют к себе вернуться, чтобы обнаруживать еще и еще пропущенные глазом детали.

Выставка продлится до 17 января 2021 года. Планируя свой визит в Эрмитаж, уточняйте, в какой из двух маршрутов входит посещение Синей спальни.

Полностью слушайте в аудио.

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru