fbpx
6+

«Александр Невский – легенда о герое»

Программа Екатерины Степановой

«Радиоэкскурсии»

Тема: выставка «Александр Невский – легенда о герое» в Музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость)

Эфир 12 декабря 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

Сегодня мы посетим третью, завершающую выставку Всероссийского межмузейного проекта «Александр Невский: великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца и святого». Этот проект организован Санкт-Петербургским институтом истории РАН и издательством «Политическая энциклопедия (РОССПЭН)» при поддержке компании «Норникель». Выставка называется «Александр Невский – легенда о герое». Она развернулась в Инженерном доме Петропавловской крепости.

 

Рассказывает куратор выставки, ученый секретарь Музея истории Санкт-Петербурга Ирина Александровна Карпенко:

 

«Выставка в Петропавловской крепости называется «Александр Невский – легенда о герое». Она третья в большом проекте, который объединил музеи Новгорода, Владимира и Санкт-Петербурга. Этот проект приурочен к 800-летию Александра Невского. Каждая выставка, которая была открыта в рамках проекта, посвящена своему собственному сюжету. Выставка в Новгороде называлась «Легенда о воине» и рассказывала больше об Александре Невском как о человеке, как полководце, как новгородском князе. Во Владимире основная часть истории на выставке была сосредоточена на том, как был канонизирован князь и как было устроено поклонение ему в городе Владимире. Ну а у нас в Санкт-Петербурге естественно выставка охватывает историю, начинающуюся с XVIII века до конца века XX, и связана она с нашим городом напрямую. Поэтому выставка начинается с большого строительства Александро-Невской лавры, куда по распоряжению Петра I были перенесены мощи Александра Невского из Владимира.

 

И первое, что мы видим, не рассказывая подробно о церемонии перенесения мощей, потому что во Владимире об этом очень много говорили, это гробница. Начинается все с гробницы Александра Невского, с серебряной раки, сделанной из серебра с Колыванских рудников, в Александро-Невской лавре.

 

Мощи переносились в Петербург торжественно. Их прибытие сюда было приурочено к годовщине Ништадтского мира. В 1723 году они сюда прибыли. И в Александро-Невской лавре был установлен такой государственный культ святого. Он был провозглашен покровителем Санкт-Петербурга, естественно, он считался покровителем Дома Романовых, потому что Петр Великий должен был сам тоже ориентироваться на какие-то примеры царствований. Для него одним из таких примеров победоносного правителя, правителя мудрого, правителя, защищающего интересы Российского государства, был, конечно, Александр Невский.

 

Петр I своим указом установил особый тип изображений, иконографии Александра Невского на иконах. С момента канонизации и до этого момента его обычно изображали как инока в монашеских одеждах, потому что перед смертью, как это было в традиции русских князей, он успел принять постриг. Петр изображать его иноком запретил, нужно было изображать его как воина, именно как князя с государственными регалиями. И на выставке у нас есть одна очень интересная икона, на которой изображен сам князь в рыцарском облачении, потому что это тип уже XVIII века, изображен Господь Бог, Который благословляет князя, а сам князь указывает на то место, где и находится выставка – на Петропавловскую крепость. Это очень редкая икона. Обычно, когда Александра Невского изображают в такой композиции, он рукой указывает на место своего упокоения, на Александро-Невскую лавру. А эта работа, созданная неизвестным иконописцем, из собрания Музея истории религии, оттуда этот памятник происходит, на ней есть особенная деталь – изображена Петропавловская крепость. Интересна и сама икона, и интересно посмотреть, какой видел Петропавловскую крепость художник в начале XIX столетия.

 

В Петербурге был особенный праздник, установленный еще во времена Елизаветы Петровны – каждый год от Казанского собора в Александро-Невскую лавру 30 августа совершался торжественный крестный ход, в котором обязательно участвовали представители Императорского Дома. Если император в этот день был в Петербурге, то он, конечно, возглавлял процессию. Изображений таких шествий довольно много можно найти, но мы выбрали для выставки самый интересный, на наш взгляд. Это рисунок Василия Семенович Садовникова «Церемония 30 августа 1859 года». Чем он так интересен, этот рисунок. А интересен он тем, что это рисунок подготовительный. Тогда еще не была распространена фотография, поэтому если хотели что-то запечатлеть, то нужно было приглашать художника. Обычно мы видим уже готовую работу – живописную картину или гравюру, на которой изображается идеальная сценка, как это все происходило. Для того, чтобы художник мог эту идеальную работу создать, ему, конечно, нужно было делать зарисовки. И на выставке как раз перед нами зарисовки будущей акварели шествия. И чтобы не запутаться, мы видим, что художник подписал тех, кого он видел – государя императора, наследника и всех великих князей, которые его сопровождают в шествии в Александро-Невскую лавру. Кстати говоря, когда был построен Исаакиевский собор, кафедральный собор Петербурга, то шествие в Александров день происходило уже от него, но опять-таки в ту же самую Александро-Невскую лавру.

 

Я говорила, что для Петра I ориентиром правителя, идеальным правителем в русской истории был Александр Невский. Когда Петр был уже прославлен как удачливый полководец, как создатель нового русского государства, необходимо было создавать его парадные портреты. Мы знаем живописные портреты. А были еще гравированные. И один из самых известных это «Апофеоз Петра Первого» Питера Пикарта. Я смотрю на эту работу и ищу изображение Александра Невского. Потому что на этой работе есть не только Петр Первый, но и его предшественники – правители Руси. Их очень сложно опознать и очень сложно понять неспециалисту, что это именно русские князья. Питер Пикарт не знал, конечно, как выглядели все эти люди, и ему нужно было на что-то ориентироваться. По большому счету никаких изображений великих князей, их портретов не существовало, и быть не могло. Поэтому он взял устоявшуюся в Европе схему, устоявшуюся композицию – он взял гравированные портреты французских королей и представил, как могли бы в такой же композиции, в такой же одежде, выглядеть русские князья и цари. И Александр Невский здесь абсолютно такой средневековый французский король, изображен под номером 17, но указано, почему его поместили именно на этот лист. Потому что «Александр сын Ярославов, прозываемый Невским, великий князь Российский, над шведы при реке Неве преславную победу показа, от пределов Российских храбро оных прогна, откуду и Невский прозвание, усмирив же и татарского царя Беркая, потом зело благоугодно пожив, в иноческом образе преставися в лето 1263 года». Каждый правитель с такой памяткой на этой работе.

 

Почему для нас так важно все, что совершил Петр Первый? Он за свою недолгую жизнь действительно успел очень много. И все, что касается почитания Александра Невского, принятого в XVIII, а затем в XIX веке, все истоки этих традиций, заложены в правление Петра Первого. Я думаю, что когда сюда будут приходить посетители, многие из них будут указывать на ошибку, которую допустил куратор. Потому что они же будут смотреть Википедию, а там написано, что императрица Екатерина Первая в 1725 году издала Статут об Ордене святого Александра Невского. А у меня везде написано, что в 1722 году. Так вот прав куратор, а не Википедия. Потому что наши коллеги из Эрмитажа провели очень серьезное исследование несколько лет назад и установили, что на самом деле Петр Великий – первый правитель Российский, который стал награждать своих подданных Орденом святого князя Александра Невского. Императрица Екатерина Первая, его супруга, после его смерти привела, скажем так, это все в порядок, издав документ. А первые награждения были при нем.

 

Этот орден играл важную роль. Кавалеров ордена было довольно много. У нас даже лежит список кавалеров. На самом деле он в трех томах, т.е. за имперское время довольно много людей успели эту награду получить, тем более, что императоры могли им жаловать по своему собственному усмотрению. Т.е. могли награждать и гражданских лиц, и военных, и духовных.

 

Например, на выставке висят чудесные портреты двух людей, связанных с Санкт-Петербургом. Это архиепископ Ириней – очень красивый по живописи портрет и очень редкий, потому что архиепископ, православный архиерей изображен в облачении ордена святого Александра Невского. Очень редко когда на портретах мы видим такое изображение духовных лиц. И рядом портрет Дмитрия Михайловича Голицына, одного из верховников, которые пытались установить во время правления Анны Иоанновны конституционную монархию, ввести ограничения для императора, для самодержца, но у них это не получилось. Голицын тоже изображен как человек, награжденный орденом святого Александра Невского. Дмитрий Михайлович был как раз в ряду последних людей, которых успела наградить этим орденом императрица Екатерина Первая.

 

Почему выбран этот портрет? А потому что получается, что он тоже связан с нашим музеем. В 1736 году Дмитрий Михайлович Голицын был арестован по делу князей Кантемиров и долго находился в заключении в Шлиссельбургской крепости, где он и скончался в 1737 году. Так что так получилось, что он связан с одним очень важным нашим филиалом – крепостью Орешек.

 

Подпись на раме портрета гласит «Василий Васильевич Голицын». Это тоже будут говорить, что куратор ошибся. Нет, куратор не ошибся. Дело в том, что эта рама тоже представляет собой культурную и историческую ценность. Она старинная, начала XX века. Тогда в Петербурге была выставка портретов, и те, кто делали раму, ошиблись, и неправильно провели атрибуцию портрета Дмитрия Михайловича Голицына. Но, поскольку этому предмету уже более ста лет, мы не можем самовольно эту раму снять и повесить правильную. Поэтому портрет у нас живет с такой исторической загадкой в исторической раме.

 

Еще очень интересные экспонаты, связанные непосредственно с орденом. Возвращаясь к архиепископу Иринею, который изображен в парадном облачении, – люди, награжденные орденом, каждый год приглашались в Зимний дворец на торжественный обед, который давался в честь кавалеров Ордена. Во время этого обеда на столы выставлялась парадная посуда из Александровского сервиза. Впервые этот сервиз был заказан по распоряжению императрицы Екатерины Второй на заводе Гарднера – сервиз тоже с долгой жизнью. Понятно, что когда происходят торжественные обеды, предметы бьются, что-то утрачивается, и когда нужно было пополнять сервиз, то Министерство Императорского Двора отдавало заказы уже на Императорский фарфоровый завод. Поэтому у нас здесь представлены поздние тарелки середины XIX века. Сейчас они находятся в собрании ГМЗ «Павловск». Они вроде бы одинаковые, но чуть-чуть разные. Если вы посмотрите, то увидите, что чуть-чуть отличается и то, как написана лента, и то, как тени легли на этот орден, и сами цвета, которые художник выбирал для орденского сервиза, потому что в разные годы были сделаны эти заказы.

 

Ну а если мы говорим о самом ордене, конечно, во время этой выставки его нужно обязательно продемонстрировать. Орденом были награждены многие люди. Но для выставки мы попросили в Музее артиллерии уникальный предмет – орден святого Александра Невского, который принадлежал императору Александру Первому. Поэтому здесь изображен и сам Александр Первый, молящийся у гробницы своего небесного покровителя. Он был крещен в честь Александра Невского. Это его святой.

 

Когда Александр I в сентябре 1825 года собирался в очередное путешествие по России, он по традиции решил помолиться перед отъездом в Троицком соборе Александро-Невской лавры у раки Александра Невского. Император уехал и в Петербург уже не вернулся. Он умер в Таганроге, и после его кончины многие, кто присутствовал на этом молебне, говорили, что дурная была примета в дорогу – почему-то в этот день отслужили панихиду в соборе. Дурной знак. Скорее всего, это было придумано уже после, поскольку император действительно скончался внезапно, последовали сложные политические события – было восстание декабристов в Петербурге в декабре 1825 года. А сам орден был здесь – в Петропавловской крепости, в Петропавловском соборе. Когда хоронили императора, он находился в крепости. И вот спустя почти 200 лет этот предмет мы попросили сюда на выставку, и таким образом он как бы снова вернулся сюда. Мы очень благодарны Музею артиллерии за предоставление такого ценного и уникального экспоната, экспоната с историей, с личной историей, на очень недолгое время.

 

Также хочу вам продемонстрировать предмет с загадкой. Это икона из собрания Музея истории Санкт-Петербурга. Она редка тем и уникальна, что написана на фарфоре. Очень мало таких предметов находится в собраниях российских музеев. Все-таки фарфор это не тот материал, на котором обычно пишут иконы. Вероятнее всего, это какой-то частный заказ, подарок для кого-то из Императорского Дома. Пока не знаем, для кого. Предмет очень интересный, мы будем его обязательно исследовать. Это вторая половина XIX века, и, скорее всего, возможно, это Императорский фарфоровый завод, потому что по уровню исполнения это работа очень высокого уровня.

 

Если мы с вами отправились уже в XIX век, то мы должны вспомнить об одной реликвии, которая долгое время считалась принадлежавшей Александру Невскому. Всегда хочется иметь какую-то вещь из глубины веков, настоящую, которая свидетельствует о подлинности. И вот в XIX столетии таким предметом, который считали настоящим, был шлем Александра Невского. Когда Федор Григорьевич Солнцев – художник, архитектор, историк, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля, хранитель древностей – создавал вот этот прекрасный гравированный лист для своей книги, он был на сто процентов уверен, что это действительно реликвия, которая когда-то принадлежала князю. Об этом очень много говорили, гордились, что у нас в царском собрании есть такой предмет. И его довольно часто воспроизводили на каких-то важных изображениях. Важных с точки зрения государственной идеологии.

 

Например, шлем Александра Невского появился и на государственном гербе Российской империи, и на гербах великих князей. В Петербурге тоже можно найти изображение этого шлема. Например, если пойти на Дворцовую площадь, на барельефе с северной стороны – барельеф, который смотрит на Зимний дворец, где есть надпись «Александру Первому – благодарная Россия», – собраны реликвии русской истории. И вот среди этих реликвий шлем Александра Невского изображен два раза – над зерцалом и внизу на барельефе. Мы, конечно, имеем виду Александровскую колонну – самый главный памятник победам России в Наполеоновских войнах.

 

Как оказалось, реликвия не совсем настоящая. На самом деле этот шлем – один из дипломатических даров, который был преподнесен царю из рода Романовых Михаилу Федоровичу. Но легенда была красивая, в нее верили, поэтому очень часто этот шлем можно увидеть на различных работах.

 

В XIX веке создавались новые традиции, новые церемониалы. Николай I тоже внес свою лепту в создание образа Александра Невского как покровителя русского войска. Был издан указ о том, что необходимо награждать русские полки, которые существуют более ста лет, Александровскими лентами. Во время парадов штандарты этих полков должны были быть украшены подобными реликвиями. Перед вами штандарт Лубенского  гусарского полка, который во время парада должен был вот с этой лентой торжественно проходить, например, по Марсову полю, если бы они участвовали в каком-то параде.

 

Конечно, и в эпоху Николая II очень любили эти торжественные выходы и парады. Перед нами одна из фотографий 1903 года, сделанная Мечиславом Карловичем Белявским, который один из таких парадов запечатлел. И если присмотреться, то можно увидеть, как поднимаются эти штандарты, наверняка многие из них украшены Александровскими лентами.

 

Обращение к святому князю как к полководцу, не только как к покровителю Петербурга, покровителю Дома Романовых, но и как к победоносному полководцу, победителю немцев, произошло еще в годы Первой Мировой войны, когда стали тиражировать его образы и вспоминать о Ледовом побоище. На выставке представлен предмет, очень привычный нам, потому что мы привыкли в XX веке, что лучшим ученикам полагается похвальный лист. А вот это похвальный лист, сделанный в 1915 году, и сверху этого листа изображен князь, который поражает немецких рыцарей – одна из побед исторических над немцами.

 

Конечно в нашем сознании, в нашем представлении, образ Александра Невского как победоносного князя, защитника рубежей Русского государства, сформировался в XX веке, и, прежде всего, благодаря кино, благодаря фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшему на экраны в декабре 1938 года, под новый год. Этот фильм был очень популярен. В течение года он шел в широком прокате. Его показывали буквально повсеместно – и в крупных городах, и в каких-то небольших поселках. И хотя в 20-е годы Александра Невского пытались изъять из русской истории – у него неправильная биография, он же князь, значит, феодал, значит, он угнетатель трудового народа. Но в 30-е годы, когда нужен был герой, нужен был ориентир, все-таки к его истории возвратились, о нем вспомнили, и благодаря этому фильму Николай Черкасов создал очень яркий образ. Этот образ был очень узнаваемым. Конечно, в фильме ни слова не говорится о нем как о святом, но много говорится как о надежде Русской Земли, о надежде, защитнике.

 

Кстати, в этом фильме Черкасов появляется не так уж и часто на экране, его там не так уж и много, если пересмотреть фильм, но кажется, что он все время там.

 

Когда началась Великая Отечественная война, фашистская Германия напала на Советский Союз, конечно, нужно было призывать людей защищать свою землю, хотя и так в первые дни войны многие пришли на пункты мобилизации. Но в советской агитации и пропаганде буквально с первых же дней стал присутствовать Александр Невский. И если посмотреть на плакат, который вышел в Ленинграде 26 июня 1941 года, художник Владимир Александрович Серов его выполнил, буквально за пару дней он его сделал, и уже отпечатали к концу июня, сразу же на этом плакате появляется образ воинов Александра Невского и обращение к истории фильма – «Били, бьем и будем бить».

 

Несмотря на то, что в 1942 году ситуация все еще была тяжелая, шли кровопролитные бои, но все равно помнили, что 42-й год это юбилей Ледового побоища. И тот же самый Владимир Серов создает одну из картин – у него будет несколько картин, связанных с Александром Невским – он создает картину «Ледовое побоище», и она начинает тиражироваться и в плакате, и в открытке. Оригинал картины участвует во многих выставках художников (выставки все равно идут в Советском Союзе), и там, конечно, прославляется Александр Невский как такой идеал победителя.

 

В 1942 году во время сражений рождается советский орден Александра Невского, только уже не «святого князя», а просто орден Александра Невского. Он учреждается 29 июля 1942 года. И здесь на выставке эскиз ордена, который был утвержден Иосифом Сталиным. Проводился конкурс на изготовление ордена на то, как он будет выглядеть. И вот из нескольких эскизов он выбрал тот, который представлен на выставке. Это не копия, это оригинал.

 

Конечно, мы показываем и советский орден Александра Невского. Им награждали только офицеров. Это не солдатская награда. В коллекции Музея истории Санкт-Петербурга есть подобные ордена. Мы выбрали два ордена, и показываем еще остальные награды тех людей, которые были им награждены. Это два летчика. Петр Афанасьевич Покрышев воевал на Ленинградском фронте, и Алексей Родионович Зинченко, тоже летчик и тоже воевал на Ленинградском фронте, защищал город Ленинград. Как вы видите, это были люди отважные, храбрые, участвовавшие во многих сражениях, есть у них и медали «За оборону Ленинграда», есть и «За боевые заслуги», и орден Красной звезды. С их биографиями, за что они были награждены, можно познакомиться на нашей выставке.

 

Про летчиков, кстати, есть еще одна фотография, которая напоминает, что имя Александра Невского было наградой и для воинских частей и соединений. Это фотография, которая была сделана 7 мая 1945 года у Рейхстага в Берлине. И на ней личный состав 658 авиаполка имени Александра Невского. Этот полк носил имя князя и дошел с ним до Берлина.

 

Если мы говорим о радостных событиях, то имя Александра Невского участвовало в некоторых из них. Например, когда праздновалось 250-летие города, помимо открытия разных памятников, каких-то торжеств и праздников на улицах города, был, конечно, и морской парад. На рейде стоял крейсер «Александр Невский». А в Ленинграде жил чудесный актер Николай Черкасов, и он, конечно, на этот крейсер пришел. Команда крейсера подарила городу поздравительный адрес, а Николаю Черкасову капитан и команда, наверняка с большим удовольствием, написали письмо о том, как они были рады видеть актера Николая Черкасова, который играл Александра Невского в фильме «Александр Невский», на крейсере «Александр Невский» во время дня рождения города Ленинграда. По-моему чудесная история. И вот этот поздравительный адрес от корабля Ленинграду мы показываем на нашей выставке.

 

Наверно, нам кажется, что эта история 800-летней давности, она настолько старая, что мы вспоминаем только по каким-то датам о великом князе. На самом деле это не так. Для города Санкт-Петербурга, наверно, как и для города Новгорода, и для города Владимира это имя очень близкое и родное. Я начинала с того, что мы делали эту выставку после наших коллег из Новгорода и Владимира. И не случайно, что эта выставка открылась именно в Музее истории Санкт-Петербурга. Потому что в городе Санкт-Петербурге кто-то каждый день выходит на станции метро «Площадь Александра Невского» и смотрит на замечательный памятник Александру Невскому, который был установлен в 2002 году на этой самой площади. Замечательный скульптор, к сожалению, ныне уже покойный, Валентин Григорьевич Козенюк придумал вот этот памятник, и он нас встречает у Александро-Невской лавры, у места, где началась история национального героя – и в XVIII веке, и XIX веке, в XX веке, и связано это все с городом Санкт-Петербургом.

 

Собственно, вот об этом, о том, как появился в нашем сознании образ князя-героя, и рассказывает выставка, на которую мы очень ждем гостей – петербуржцев, тех, кто приедет сюда в зимние каникулы погулять, отдохнуть. Выставка будет работать долго. Мы ее закрываем только 30 марта 2022 г. Так что в течение четырех месяцев мы всех ждем в Петропавловской крепости в Инженерном доме».

 

 

К подробному рассказу Ирины Александровны очень трудно добавить что-либо, кроме того, что в Музее истории города, как обычно, показывают редкие памятники из истории Санкт-Петербурга, которые в других музеях города никогда и не встретишь – эскизы, какие-то подготовительные материалы к произведениям, иллюстрации, документы тех лет. Например, очень красивые красочные листы с описанием и прорисовкой мундиров и костюмов, которые должны были носить кавалеры Ордена святого Александра Невского.

 

Выставка в Инженерном доме Петропавловской крепости продлится до 29 марта 2022 года.

 

При посещении необходимо иметь действительный QR-код.

 

Выставку можно посетить по единому билету на посещение экспозиций и выставок Петропавловской крепости.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru