6+

106 вопросов и «Поморских ответов»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 73

Эфир 4 июля 2018 г., 10:45

 

Сегодня последний выпуск нашего обозрения, посвященный четвертой выставке проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая проходит в Выборге и называется «Помни о Севере». О ней рассказывает ученый секретарь Выборгского музея-заповедника, куратор выставки Юлия Мошник. До сих пор мы говорили о западной части этих северных земель – Карелии, Лапландии, а в прошлом выпуске переместились немного к востоку и говорили о русском северном костюме, о былинах, сказках, затронули север Вологодской губернии, а это уже русский северный край, поморы, близость к Белому морю.

 

«Да, давайте переместимся на северо-восток, к поморам. И этот сюжет, как вы знаете, у нас тоже есть. Это одна из гордостей нашего музея-заповедника – коллекция поморского медного литья. Это действительно сокровище. Оно попало в музей разными совершенно путями. Но давайте, прежде всего, не забывать, что Выборг город пограничный. И тех людей, которые в разное время пытались изделия поморских мастеров XVIII-XIX веков вывезти куда-нибудь зарубеж, их было немало, их останавливали, и так вот, на протяжении долгих лет комплектовалось музейное собрание. Были и другие источники поступления. Коллекция замечательная. Коллекция, которая удивила даже тех исследователей, которые специализируются на изучении медного литья и вообще декоративно-прикладного искусства русского XVIII века. Вещи замечательные по красоте. Это кресты, складни, иконы на металле, которые изготовлены были в Выгорецкой обители и в скитах ее, то, что принадлежало Древлеправославной поморской церкви. Вещи разного времени изготовления – от середины XVIII века до начала XX века. Иконография, надо сказать, менялась очень мало. Но именно поморское литье стало образцом для вообще меднолитейного промысла российского. И поморские изделия были самые лучшие, самые ценные, самые дорогие. Совершенно необязательно было принадлежать к старообрядческой культуре, чтобы хранить у себя такие вещи, потому что удобные, прочные предметы, которые можно было брать с собой в дорогу, которые можно было хранить у себя дома, которые можно было дарить. Они пользовались колоссальным спросом. В руку ложатся очень удобно.

 

— Поделюсь своими впечатлениями. Не секрет, что перед открытием выставки мы к вам приезжали готовить репортаж и видели эти предметы еще не в витрине, трогали их. Они действительно очень удобно ложатся в руку, приятные на ощупь. И вы давали нам сравнить это поморское литье с уральским, и какова разница, хотя на Урале, конечно, тоже мастера были, и разница ощутимая и не в пользу уральских промыслов.

 

Уральское оно еще лучшее, потому что есть и другие промысловые центры – и Москва, и Гуслицы, и Загарское литье. Но поморские, они настоящие, они действительно самые лучшие. Для нас очень большая радость в том, что мы не только предметы меднолитейного производства показываем. Мы показываем на выставке документы, связанные с поморским старообрядчеством, и среди этих документов есть совершеннейшая жемчужина. Мы показываем на выставке старообрядческий полемический сборник – знаменитые «Поморские ответы» – 1723 год их написания, несколько списков существует, и один из списков сохранился в личной библиотеке Николая Павловича Лихачева. И, таким образом, это произведение книжного искусства сохранилось в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Санкт-Петербургский институт истории участник нашей выставки. Совершенно потрясающие документы они нам для выставки предоставили. Среди них есть различные документы, связанные с церковной жизнью поморской земли.

 

— «Полемический» — это с никоновскими реформами полемика имеется в виду?

 

Разумеется, разумеется! Это же совершенно замечательная история, когда в Выгорецкую обитель был направлен иеромонах Нифонт, который с некоторым даже сарказмом задал 106 вопросов, касающихся веры, и старообрядцы беспоповского толка, среди которых были основатели общежительства, они давали пространные ответы и объясняли, почему старая вера правильнее, какие их основания, на что они опираются, на какие документы, на какие свидетельства. И вот эта убежденность, да еще и совершенно феноменальные там продемонстрированы полемические способности, и более того, чуть ли не впервые в Российской истории навыки в палеографии – авторы «Поморских ответов» объясняют, что не все те документы, на которые ссылаются никониане, они есть подлинные, что есть и подделки среди них. Они это точно знают и доказывают как раз на основании анализа документа. И «Поморские ответы» этот высочайший уровень образования демонстрируют. Для старообрядческой культуры это, безусловно, самая важная книга.

 

— Очень жаль, что приходится заканчивать. Еще очень много вопросов остается. Например, о самоедах, о которых в университете шутка была такая, что это два племени самъ и емь, и их просто в одно слово объединили – самоеды.

 

Ну да, была такая шутка, в которой только доля шутки. На самом деле изучение самоедов и самоедской культуры, оно связано как раз тоже с Выборгской землей, потому что среди знаменитых финских этнографов, которые заложили основу финно-угорской этнографии и языкознания финно-угорского, финноугроведения, были и Выборгские уроженцы».

 

Выставка работает до 25 июля 2018 г.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru