fbpx
6+

Закон, пир, Царство. Новый Завет о браке

ФОТО: Станислав Марченко

Авторская программа Людмилы Зотовой

«Семья»

Доклад архимандрита Ианнуария Ивлиева «Тема брака в Новом Завете»

на конференции «Таинство брака – таинство единения»

 

АУДИО (запись сделана в 2008 году)

ТЕКСТ – Ольга Качаева

 

Просветительская конференция «Таинство Брака – Таинство Единения» состоялась в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге 2 января 2008 года.

 

 

В Православной Церкви, вы знаете, существуют семь Таинств, это достаточно позднее понятие, в Священном Писании его еще нет. … Поэтому о Таинстве брака в Новом Завете можно говорить чисто условно. Те места в Новом Завете, которые говорят о браке, достаточно хорошо всем известны. Они не столь уж многочисленны. Во-первых, это некоторые изречения Иисуса Христа, преимущественно в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея. Целая глава в 1-м Послании к Коринфянам св. апостола Павла, 7-я глава. Она вся говорит о проблемах брака. И некоторые места в более поздних посланиях, пастырских, а также в Посланиях апостола Павла к Колоссянам и Ефесянам. Есть еще одно место в Евангелии от Иоанна, брак в Кане Галилейской, где чисто формально говорится о некоем браке.

 

Начнем мы с Синоптических Евангелий. Нагорная проповедь. Иисус Христос произносит там шесть так называемых антитез. Все вы их помните. В законе сказано так-то и так-то, а Я вам говорю так-то и так-то. То есть отношение Иисуса Христа к Закону (имеется в виду к закону Моисея) совершенно особое и выражено в этих антитезах. Закон говорит одно, а Я говорю другое. Что касается брака, то, пожалуй, в антитезах Нагорной проповеди речь о нем заходит в связи с грехом прелюбодеяния. Вы знаете, что в Законе Моисея сказано: «Не прелюбы сотвори», т.е. не прелюбодействуй. Вот об этом и рассуждает Иисус Христос в двух антитезах. В антитезе, непосредственно касающейся прелюбодеяния и антитезе, касающейся развода. Развод Он тоже сводит к прелюбодеянию. Существует заповедь «не прелюбодействуй» (Исх 20,14; Втор 5,18). Что она означала в Ветхом Завете? Она означала запрет иудейскому мужчине разрушать брак другого иудея, вторгаться в брак другого иудея. Прелюбодеяние означает именно разрушение брака. Внебрачная связь женатого иудея с какой-либо незамужней женщиной, а также с неиудейкой, скажем, язычницей, осуждалась общественным мнением, благочестивыми людьми. Но, тем не менее, не считалась нарушением Закона Моисея. То есть речь шла только и исключительно о разрушении брака другого иудея. Вот что означала в Ветхом Завете заповедь «Не прелюбы сотвори». В этой заповеди Бог охраняет не столько мораль в браке, сколько брак как таковой. То есть связь определенного мужчины с определенной женщиной, которые в браке становятся, согласно Книге Бытия, единой плотью. Иисус Христос говорит, что тот, кто только смотрит на замужнюю женщину с вожделением, точнее с похотью, уже выступает против воли Божией, которая призывает нас уважать брак другого человека. Это вторжение в брак другого человека. Конечно, акцент в этой заповеди не на похоти как таковой, а на покушении на чужую собственность. Жена принадлежит мужу. Более того, они составляют единство. И если некто готов понимать заповедь «Не прелюбодействуй» так широко, что даже в мыслях уважает брачную связь другого человека, то его праведность больше праведности книжников и фарисеев.

Другая антитеза говорит о разводе. Согласно книге Второзакония мужчина имеет право на развод. Женщина в Иудее, как вы знаете, никакого права на развод не имела, только мужчина. И это отличало иудейское законодательство от римского законодательства. На что направлено разрешение на официальный развод? На защиту женщины в патриархальном обществе того времени. Дело в том, что муж не имеет права просто выкинуть свою жену из дома, прогнать ее. Он должен был официально дать разводное письмо, которое позволяло женщине в дальнейшем вступить в новый брак. То есть Второзаконие в данном случае защищает возможность женщинам просто существовать после развода, имея целью дальнейшее благо женщины. И, тем не менее, с точки зрения Иисуса Христа в этой заповеди Закона о разводе не выражается полнота воли Божией. Закон говорит вам «можно разводиться», а Я говорю вам (вы все знаете, что говорит Иисус Христос), что тот, кто разводится, отпускает свою жену, тот вынуждает ее к прелюбодеянию, и сам он – прелюбодей, потому что он разрушает брак, разрушает единую, Богом установленную, связь мужчины и женщины. И тот, кто женится на разведенной, тоже совершает преступление против брака другого человека, т.е. не ориентируется на волю Божию в ее глубине. Его праведность не больше праведности книжников и фарисеев. Существует только один случай, когда развод возможен (с точки зрения Иисуса Христа) – по вине любодеяния, т.е. в случае блудного поведения супруги. Но тогда уже брак сам по себе не существует. Если фактически был блуд со стороны супруги (я подчеркиваю – женщины, о мужчине здесь ничего не говорилось), тогда брака уже фактически не существует.

Было бы полезно рассмотреть этические представления в Новом Завете вообще. Каково отношение Иисуса Христа к этике, не только к брачной этике, но к этике вообще? Заповеди Иисуса Христа (посмотрим в синоптических Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки) обнаруживают, во-первых, усиление заповедей Моисея и, в то же самое время, критику этих заповедей, преодоление их. Как объяснить эту двойственность? С одной стороны, углубление, усиление заповедей, с другой стороны, как бы даже отрицание. Дело в том, что оба эти аспекта учитывают две стороны Ветхозаветных заповедей. Частично они понимались как неоспоримые заповеди, в них выражена воля Божья. А частично они понимались как закон. А всякое юридическое положение права требует разъяснения, толкования. У нас, например, есть Конституция. Конституция толкуется в законах, а законы толкуются в подзаконных актах, подзаконные акты толкуются в других подзаконных актах. А далее дело доходит до мелких чиновников, каких-то мелких распоряжений и т.д. Такой процесс толкования закона, характерный для фарисейского общества того времени, конечно, расширял закон до неимоверных пределов. Один человек, богатый юноша, спрашивает Иисуса Христа о воле Божией: Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10:17). Иисус Христос ему говорит: а ты соблюдаешь заповеди? (не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать, люби ближнего твоего… – всё это безусловные требования Божии). Мы видим, что эти заповеди были обязательными. Но те, кто начинают толковать и расширять эти заповеди, они как бы приспосабливают эти абсолютные требования Божии – к реальному миру греха, зла, то есть приспосабливают эти заповеди к сосуществованию со злом и практикуют их как положения права. И вот Иисус Христос не только количественно, но и качественно преодолевает оба эти понимания ветхозаветной заповеди.

 

 

Как Иисус Христос понимает Закон Моисея в целом? Об этом лучше всего говорят так называемые «Аминь» – изречения в начале Нагорной проповеди (Мф.5:18). «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Это очень многоспорное и многообсуждаемое изречение Иисуса Христа. Все мы знаем из Посланий апостола Павла, из христианского учения, что христианство преодолело Закон Моисея. Закон закончился! Всё! Ему настал конец! Пришел Христос на смену Закона. Моисей в прошлом. И вдруг говорится, что надо исполнять Закон. Это странно, вызывает всегда удивление и попытки истолкования. И все это имеет отношение, конечно, к брачному законодательству, в том числе, к разводу. Какую цель преследует Иисус Христос в этом заверении «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18)? То есть Закон должен сохранять силу и далее. Но в каком смысле Закон должен сохранять силу? Без сокращения – «ни одна йота или ни одна черта не прейдет». Далее говорится, что закон этот будет сохранять силу пока «не прейдет небо и земля» («дондеже прейдет небо и земля» церк.-слав.) И затем еще: «пока не исполнится все» (Мф.5:18). В славянском тексте – «дондеже вся будут». До тех пор, пока всё не свершится. Речь идет не об исполнении Закона в смысле соблюдения Закона, речь идет о свершении, завершении Закона. Здесь наш синодальный перевод просто-напросто вводит нас в заблуждение. Вот это дважды повторенное «дондеже» (до тех пор, пока) подчеркивает не столько длительность действия закона, сколько срок действия закона, предел его действия. Слова «доколе не прейдет небо и земля» не означают «навсегда», что закон будет всегда иметь силу, но наоборот, совершенно определенно и точно указывают срок действия Закона — до конца сего века. До конца этого мира, которому рано или поздно придет конец. И в противоположность этому слова самого Иисуса Христа, согласно Евангелия от Марка, не прейдут, даже когда прейдут небо и земля (Мк.13:31). То есть: Закон со всем своим содержимым относится только к этому миру. И он не действует, как считали раввины, за пределами века сего, вечно. Вы знаете, что в иудействе существовало положение, догматическое, и существует до сих пор, что Закон существовал до сотворения мира и будет существовать вечно, даже после конца. Но здесь говорится как раз об обратном: Закон действует только в рамках этого мира.

Далее Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Что значит «Я пришел»? То же самое сказано в начале Евангелия от Марка. Помните первые слова Иисуса Христа, когда Он явился после Крещения, после искушений, среди людей: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:15). «Я пришел» это то же самое, что «исполнилось время», то есть события исполнения уже здесь, в настоящем времени. Пришествие Иисуса Христа осуществилось не для того, чтобы нарушить Закон, как можно было бы предположить из некоторых Его высказываний, например, о субботе. Помните? «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27). Иисус ведь нарушает Закон постоянно. И Его осуждали окружающие именно за нарушение Закона. Он пришел не нарушить, но исполнить – вот цель прихода Иисуса Христа. Это вовсе не значит «соблюсти». Во всех Евангелиях, особенно в Евангелии от Матфея, слово «исполнить» всегда означает «осуществить пророчество». «Сие свершилось, чтобы исполнилось реченное у пророков…» таких-то и таких-то. Это постоянно в Евангелии от Матфея. «Исполнить» – в раннем христианстве был технический термин, который подразумевает соответствующую концу времен полноту, то есть полную меру. Иисус Христос призывает к тому, чтобы Закон был исполнен так, как это было предсказано пророками Ветхого Завета. Что Закон будет написан в сердцах людей, как сказано у пророка Иеремии. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер.31:31). «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, и они будут Моим народом» (Иер.31:33). И вот это возвышенное исполнение, конечное свершение Закона, исполнилось уже сейчас с пришествием Спасителя, и оно принципиально отменяет Закон, хотя он и продолжает действовать, пока существует этот мир. В своей глубине Закон отменен.

Нельзя сказать, что это изречение Иисуса Христа об исполнении Закона хоть в малейшей степени противоречит тому, что сказано в Посланиях апостола Павла. Конечно, Закон отменяется не хронологически, но отменяется по существу. Иными словами, Закон продолжает действовать в истории и все-таки отменяется превосходящим его эсхатологическим исполнением. Все антитезы в Нагорной проповеди (древним сказано одно, а Я вам говорю другое) подразумевают не какую-то историческую отмену заповедей, но эсхатологическое преодоление во Христе заповедей Закона. Там, где Иисус Христос, там исполнилось время и приблизилось Царствие Божие. Кстати, что значит «приблизилось Царствие Божие»? В русском языке слово «приблизилось» значит где-то там, рядышком, в соседнем помещении, в соседнем здании, но еще не здесь. Если мы точнее взглянем на греческий текст, то мы увидим, что исполнился срок и уже здесь Царство Божие. Там, где Иисус Христос, действуют уже не заповеди Закона, но заповеди Иисуса Христа. А Закон Моисея отражает жизненные формы века сего, не века Иисуса Христа, не Царства Божия, а века сего, который отмечен грехом и невольным и неизбежным сосуществованием со злом. Закон Моисея является выражением права как совокупности нравственных норм, различных социальных порядков и структур.

А конкретные наставления Иисуса Христа призывают и к новому поведению. Какую цель должно преследовать это новое поведение? В отдельных частных наставлениях задаются Господом различные цели. Эти цели лежат как бы на трех уровнях.

Во-первых, существует масса человеческих, отеческих преданий, преданий старцев и т.д. Иисус Христос призывает от них к самим собственно заповедям, которые должны пребывать до скончания века. Вершину этих заповедей Он находит в двойной заповеди любви. Это первый уровень.

Второй уровень. Иисус Христос призывает людей в их поведении превосходить ветхозаветные заповеди, иногда даже поступать вопреки им. При этом обращает внимание на изначальный порядок творения. Закон пришел позже, а вначале воля Божия была выражена в творении. Скажем, в случае развода, Закон нам говорит, что можно разводиться. Но этот закон, эта заповедь противоречит изначальной воле Божией, выраженной в Книге Бытия, где говорится, что «двое будут одна плоть» (Быт.2:24), становятся неким единством. Это второй уровень.

Третий уровень. Иисус Христос говорит, что человек, который готов за Ним следовать, способен отказаться от брака вообще – ради Царства Небесного. Человек способен отказаться вообще от всякого права. Скажем, от государственной помощи юридической, которая гарантируется благодаря уплате кесарю. С одной стороны, плати подать кесарю, с другой стороны, отказывайся вообще от всякой юридической помощи государства. С одной стороны, «око за око, зуб за зуб». С другой стороны, Иисус говорит «Кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и другую» (Мф.5:39). Закон говорит, что человек может и даже обязан требовать возмещения: око за око и зуб за зуб. А, с другой стороны, Иисус говорит: «подставь другую щеку», т.е. не требуй никакого возмещения, т.е. отказ от государства как такового, если можно так сказать. Иначе говоря, третий уровень поведения, которого требует Иисус Христос, это уровень, превосходящий даже ветхое творение. Это уровень нового творения, творения во Христе.

 

 

Итак, три уровня. Первый – от отеческих преданий к заповедям Моисея. Второй – от заповедей Моисея к ветхому творению. И третий уровень – от ветхого творения к новому творению, где нет уже никакого брака. То есть наставления Иисуса Христа в каждый конкретный момент Его разговора с какими-то людьми не ведут к какому-то единообразному, законообразному, статическому этосу. В призывах Христа нет статичной этики, подобной закону. И как единство они могут быть поняты только в том случае, если цель заповедей Иисуса Христа видеть не в обустройстве этого мира, не в благоустройстве этого мира, не в благоустройстве себя в этом мире. Никому из людей Господь не обещал ни здоровья, ни благополучия, ни денежных мешков, ни вкладов в банках, ни сытости – ничего этого ведь Он не обещал. Он обещал всем Крест. Это другое дело. Но зато Он обещал и жизнь в Царстве Божием, которое состоит в единении человека с Богом, в следовании воле Божией.

Воля Божия – это воля живого Бога. Это не каменные буквы на каменных скрижалях. Это живая воля живого Бога, которая обнаруживает себя динамично, различным образом, в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому воля Божия одновременно может обнаруживать себя и как «право» эсхатологического Царства Божия, и как «право» изначального творения – «двое да будут одна плоть» (Быт.2:24), но также и как право Закона, данное человечеству, которое неизбежно отмечено грехом и злом жестокосердным.

Можно много говорить о разводе, проблема которого обсуждается в синоптических Евангелиях. О самом браке там говорится в трех аспектах. Всякий разводящийся прелюбодействует. Иисус Христос запрещает всякий развод. Но, с другой стороны, Он принимает в свое общество, а, тем самым, и в Царствие Божие, блудниц. Прощает им грехи. Особенно показателен в этом смысле рассказ о женщине, обвиненной в прелюбодеянии, в котором отсутствует даже условие веры. Иисус просто говорит: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин.8:7). Как можно соединить эту доброту и всепрощение со столь строгим требованием, как: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), т.е. согрешил. Существует только одно объяснение. Когда Иисус Христос прощает, принимает грешников, само прощение и принятие подвигает их к безусловному покаянию и обращению, которого требуют, безусловно, и заповеди Царства.

И третий аспект в рассуждениях о браке. Иисус не только требует нерасторжимости брака, указывает условия его нерасторжимости, но и высказывается за отказ от брака ради Царствия Божия, за оставление брака и семьи ради следования Ему.

Вспомним следующие слова Христа. «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). Оскопление означает отказ от брака и от половых сношений вообще. Этот отказ от брака очень непохож на тот отказ от брака, который практиковался среди иудеев того времени, среди сектантов-иудеев. Те требовали отказ от брачных отношений, от половых сношений, чтобы приготовить войско избранных к священной войне (с римлянами, конечно, прежде всего), которая приведет к установлению Царства Божия.

У Иисуса Христа – не так. Он выступает за отказ, который возможен только для некоторых избранных. Сам Он тому пример. Ибо они уже в Царствии Божием, полностью вовлечены в Него. Это слово о скопцах объясняет также и то, что Иисус Христос хотя бы временно извлекает своих учеников из брака и семьи. «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Конечно, ненависть здесь надо понимать не в психологическом смысле, но как обратную сторону исключительной любви. Таким образом, отказ от брака не есть произвольное требование, оно отвечает природе грядущего Царства, где «Не будут ни жениться, ни замуж выходить» (Мк.12:25). Здесь мы видим, что эсхатологическое Царство, вот этот третий уровень, разрешает не только от привязанности к Закону Моисея, но превосходит также изначальные определения Божии, данные в ветхом творении для Адама и Евы. То есть отказ от брака соответствует некоей новой телесности. Но эта совершенная телесность еще не является реальностью настоящего времени, в том числе и для последователей Иисуса Христа. И это совершенство не может быть самовольно предвосхищено. Отказ от брака возможен только в том случае, если он дан. «Кому дано» (Мф.19:11) — говорит Иисус Христос. То есть когда этот отказ есть благодатный дар служения, как у апостола Павла. «Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7).

Мы видим широту и независимость, новизну, видимое разнообразие отношения Иисуса Христа к браку. И это разнообразие может быть понято как единство только с точки зрения именно грядущего Царства. То же самое справедливо и в отношении всех прочих высказываний Иисуса Христа.

 

 

Теперь перейдем к апостолу Павлу. О браке он говорит в 7-й главе своего 1-го Послания к Коринфянам. Там очень подробные рассуждения о браке. Все вы можете почитать эту главу. И все вы, наверное, ее хорошо знаете. Поэтому я слишком подробно останавливаться на этом не буду.

1-е Послание к Коринфянам – это не первое послание, которое до нас дошло от апостола Павла. Раньше он написал 1-е Послание к Фессалоникийцам. На 2-3 года раньше, наверное. 1-е Послание к Фессалоникийцам является вообще первым письменным христианским произведением, которое до нас дошло. Там тоже речь идет о браке, правда, очень вкратце. Содержится самое общее увещание к освящению. Вы знаете, — пишет апостол Павел, — что воля Божия есть освящение ваше (1Фес.4:3). В конкретных условиях столичного города Фессалоники (это была столица римской провинции Македония), конечно, это освящение апостолом Павлом понимается как соблюдение верности в браке, как воздержание от блуда и строгий запрет на прелюбодеяние. «…воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:3-7). Синодальный перевод, который я сейчас зачитал, вводит читателя в некоторое заблуждение. «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести». Что вам немедленно приходит в голову, когда вы слышите эти слова? Чтобы каждый из вас себя, то есть свой сосуд, умел соблюдать в чистоте, святости и чести. Так все понимают. Но это не так. Уже в славянском переводе несколько иначе. «Комуждо от вас свой сосудъ стяжавати во святыни и чести» (1Фес.4:3-7), что в переводе на современный язык значит «приобретать, брать собственный сосуд». Что это такое? А это библейское выражение, так называемый эвфемизм, который на библейском языке означает «чтобы каждый из вас знал, как жить с собственной женой». Под сосудом здесь подразумевается в виду жена, женщина. В Ветхом Завете такое выражение, сравнение встречается часто. Таким образом, апостол Павел призывает к святому и честному браку. «Стяжавати свой сосудъ» означает жить, имеется в виду в половом отношении, с собственною женою – своим сосудом, своею женою, а не с чужой, в святости, в освященном состоянии, в чести, чтобы выглядеть благопристойно перед всеми людьми. И далее апостол Павел говорит, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1Фес.4:6). Здесь тоже перевод не совсем верный. Славянский перевод точнее. А буквально это означает следующее: чтобы в этом отношении вы не поступали беззаконно и не обкрадывали своего брата, не пользовались чужой женой, коротко говоря. Из синодального перевода мы понимаем так, как будто здесь речь идет о том, чтобы вы с братом своим не поступали корыстолюбиво, как если бы речь шла о бизнесе, обмане в каких-то делишках. Вообще, надо сказать, что синодальный перевод в этом отношении чуть ли не в каждой строке неверен. При всем уважении к этому переводу, мы должны признать, что он очень далек от точности.

Итак, в 1-м Послании к Фессалоникийцам апостол Павел затрагивает тему брака в самых общих чертах. Но очень подробно апостол Павел останавливается на проблемах брака в 1-м Послании к Коринфянам, в 7-й главе. Его рассуждения там обусловлены конкретной ситуацией в Церкви того времени. Коринф – это тоже столичный город чуть ли не с миллионным населением в то время. Портовый город, столица римской провинции Ахайя. Город, в котором существовал знаменитый храм Афродиты и храмовая проституция, соответственно. Поэтому о нравственности в этом городе говорить не приходилось. Но апостол Павел говорит.

В Коринфе жили люди, вскормленные преимущественно эллинистической культурой, эллинистической нравственностью. И если в предыдущей, 6-й, главе своего Послания апостол Павел выступает против безграничного сексуального произвола, то в 7-й главе речь идет о строго аскетической и отрицающей брак позиции, которую отстаивали аскетически настроенные члены Церкви. Дело в том, что и та, и другая позиция (и произвол, и отрицание («у нас секса нет»), обе эти позиции вытекали из одного и того же источника – из эллинистического дуализма, который был характерен для эллинизма того времени, и для последующих времен. Что значит дуализм? Это философское учение, глубоко проникшее во всю европейскую культуру. Основным классическим представителем являлся философ Платон. Платонизм говорит, что все творение состоит из двух субстанций: из идеальной субстанции (духовной) и из физической (материальной). Материя тленна, временна и преходяща, а идеальная субстанция (ее по-разному называют – дух, небо, как угодно) вечна, бессмертна и божественна. И человек тоже представляет собой как бы соединение этих двух начал, двух совершенно различных природ, которые дают одну человеческую природу, взаимодействуя, но не сливаясь друг с другом. Искра божия воплощается в этом мире в тленную материю и дает человека как тело, в котором живет бессмертная душа. Бессмертна идеальная душа, а тело тленно и разлагается, оно материально. И поэтому являет собою зло. У древних существовала такая поговорка «soma – sima» («тело – гроб»). Гроб чего? Гроб души. И поэтому состояние двойственности в человеке, вся эта эллинистическая философия, называется дуализмом. И этот дуализм мог вести к двум противоположным позициям. Если тело есть что-то ничтожное, материальное, тленное, доставляющее душе страдания, то либо надо это тело всячески подавлять – аскетическая позиция. Либо, если ты во Христе, если ты уже живешь в Царстве Небесном, в совершенстве – на эту материю вообще не надо обращать никакого внимания. Зачем? Я уже во Христе. А материя, что на нее смотреть? Тело блудит или тело упивается, так что же? Это же не я, я-то уже во Христе. Это тело мое упивается, это тело мое блудит. И пусть блудит. Скорее концы отдаст. С одной стороны, этот дуализм мог вести к такому разгулу произвола – пусть тело делает, что хочет, это меня не касается. Этот вопрос очень интересно обсуждается в 6-й главе 1-го Послания к Коринфянам. А, с другой стороны, тело надо всячески подавлять, умерщвлять. Лучше всего вообще не жениться. Лучше всего вообще не касаться женщины. Если женат –  разводиться. А уж если ты женат или замужем за неверующим, так это грех страшный. Это осквернение. Дети осквернены и их надо бросать. И т.д., и т.д. Это полностью мироотрицающая позиция, отрицающая брак позиция, против которой апостол Павел выступает в 7-й главе 1-го Послания к Коринфянам. И наш синодальный перевод здесь сразу вводит нас в заблуждение. Вспомним, как начинается 7-я глава. Смысл такой: Вы писали мне, что хорошо человеку не касаться женщины. Но я вам говорю, что пусть каждый имеет собственную жену. Те, к кому обращался Павел, утверждали, что хорошо вообще не касаться, а Павел говорит, пусть, наоборот, каждый имеет собственную жену.

А что же видно из нашего синодального перевода? «А о чем вы писали, то хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7:1). Получается совсем обратный смысл. Ну нет в подлиннике выражения «то хорошо». По всей видимости, переводчики не понимали, о чем идет речь. И приписали апостолу Павлу как раз взгляды его противников, которые утверждали, что брак – это грех. А апостол Павел говорит: «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:2).

Дальше апостол Павел развивает эту мысль о том, что брак вовсе не грех. Наоборот. Пусть каждый имеет свою жену, и каждая имеет своего мужа (1Кор.7:2). Апостол Павел рассуждает, что человек не властен над своим телом, надо учитывать интересы своего партнера, потому что супружеская чета составляет одно тело, одно единство. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4). Конечно, возможно и нужно воздержание, но только временное воздержание, ради молитвы, ради каких-то возвышенных моментов. Достаточно подробно говорится в этой главе и о безбрачии и разводах. Апостол Павел отрицает развод, тут он следует Иисусу Христу. Что касается безбрачия, то апостол Павел предпочитает безбрачие. Но это для него не абсолютно. Потому что, как он говорит, это дар, то есть харизма. И он не делает безбрачие законом для всех. Существует многообразие в осуществлении христианского начала в отношениях мужчин и женщин. Апостол Павел упоминает и смешанные браки. В то время это было достаточным распространенным явлением, потому что люди приходили ко Христу уже во взрослом состоянии, будучи в браке. И супруг, например, оставался язычником, а жена принимала христианство. Аскеты требовали такие браки расторгать. Апостол Павел отвечал им, что ни в коем случае. Если неверующая сторона согласна с тобою жить, то ты не должен расторгать этот брак. Аскеты говорили, что язычники оскверняют христиан. А Павел отвечает, что это за вера такая, если язычник может осквернить христианина. Вера должна освящать все и всех вокруг. Это ты, христианин, можешь его, язычника, освятить. «Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (Кор.7:14) — говорит апостол Павел. Это очень интересные рассуждения. И каждый раз мы видим, что апостол Павел подходит к этим вопросам осторожно, не навязывая никаких законов. Он не дает систематического учения о браке. Просто следует вопросам коринфян, вступает в спор с мечтательно-аскетическими учениями и ищет реалистичный средний путь. Апостол Павел выступает против чрезмерной аскезы, против враждебных браку позиций. Но высоко при этом ценит безбрачие, что, с одной стороны, обусловлено его и всеобщим ожиданием в то время конца века – второго Христова пришествия, и, с другой стороны, ценность безбрачия он видит в свободе, в  освобождении для свободного служения Господу. Всю свою энергию, время, всю жизнь поставить на служение благовестию – это и сегодня самая оправданная мотивация безбрачия. Но все это должно происходить в свободе, потому что безбрачие – это свободное следование своей харизме. А без таковой харизмы безбрачие – чрезмерное требование к человеку и насилие. Мы знаем из истории, как часто насильно подстригали в монахи и т.д.

 

 

И несколько слов о более поздних новозаветных посланиях, таких как Ефесянам, Колоссянам, 1-е к Тимофею и к Титу. В этих посланиях мы встречаем так называемые списки домашних добродетелей или списки домашних обязанностей, которые отсутствуют в более ранних Посланиях апостола Павла. Вообще все поздние Послания Павла, пастырские, Послания к Ефесянам, Колоссянам, свидетельствуют о несколько новой ситуации в Церкви. Церковь продолжает жить, Иисус Христос не приходит, мир не кончается, сменяются поколения уже христиан, и изменяются отношения между миром и Церковью. Церковь постепенно воспринимает и воспроизводит в себе этику, культуру окружающего мира, язык окружающего мира. Появляется иерархическое устройство, подобное окружающему миру. Мы видим сейчас в Церкви дьяконов, священников, епископов, митрополитов и т.д. Все это пришло в Церковь позже. Церковь как бы вбирает в себя опыт окружающего мира. Поэтому эти списки домашних добродетелей или домашних обязанностей – это воспроизведение бытовавших в то время списков стоической этики. В них говорится о том, как должны вести себя по отношению друг к другу муж и жена, дети и родители, рабы и господа. В качестве примера могу привести короткое наставление из Послания апостола Павла к Колоссянам. «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол.3:18-19). Это отражение патриархальных устоев того времени.

Хотел бы обратить ваше внимание на один момент. Помните, в 1-м Послании к Тимофею есть такое место, которое всегда вызывает удивление. Там тоже есть рассуждения о мужьях и женах. «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:14-15). Это всегда вызывало удивление, потому что до сих пор мы все, будучи христианами, полагали, что наше спасение происходит не через чадородие или отсутствие чадородия, а спасение приходит через веру в Иисуса Христа и только. Рожает человек или не рожает, какое это имеет отношение к спасению? Никакого. А здесь мы читаем: «спасется через чадородие». Чем больше женщина родит детей, тем быстрее спасется? Получается так. Но мы просто недопонимаем это выражение и в контексте, и по существу. Это странное высказывание становится понятным и оправданным только, если обратить внимание, во-первых, на контекст (отношение к Книге Бытия). Помните, там говорится, что когда Адам и Ева согрешили, Бог вызывает всех на суд. И змея-искусителя, и Адама, и Еву. И каждому определяет свое наказание. Ева получает особое совершенно наказание. Наказание болями при чадородии: «В муках будешь рожать своих детей» (Быт.3:16) – говорится там. У Евы особая специфическая участь. И именно к этому месту из Книги Бытия примыкает и это высказывание апостола Павла. Боли при чадородии – это возложенная на женщину участь. Но это наказание, как утверждает 1-е Послание к Тимофею, не может закрыть ей доступ к спасению. Лучше было бы перевести так: несмотря на то, что ты наказана в своем чадородии, ты можешь спастись. То есть у Евы особый грех, но даже в этом случае (букв. «сквозь чадородие») она все-таки может спастись, если будет верующей. Только так можно понять данное изречение. Иначе все становится абсолютной бессмыслицей с христианской точки зрения, с сотериологической.

 

О Послании к Ефесянам. Вы знаете, что именно во время Таинства Бракосочетания читается Послание апостола Павла к Ефесянам, где брак если и не называется таинством в современном нашем смысле – как церковное Таинство, но во всяком случае указывается на таинственный характер единения в браке по образцу единения Христа и Церкви. Таким образом, сам брак из земного учреждения как бы возвышается над землею, перестает быть чисто мирским учреждением, возвышается над этим светским горизонтом.

 

Нас могут смутить некоторые высказывания в поздних Посланиях апостола Павла о женщине, что она должна бояться мужа, что она должна повиноваться мужу… Потому что современность нам говорит о равенстве полов, о равном партнерстве. Но мы должны учитывать временную обусловленность вот всех этих списков домашних добродетелей, обязанностей. Но не упустить при этом существенную цель. А цель – вовсе не в абсолютизации, не в санкционировании существующих социальных структур (рабства, господства, империи, патриархальных брачных установлений). Нет, социальные структуры вовсе не санкционируются. Не это – цель. Но цель всех этих увещаний – в призыве к любви, к тому единству, которое мы признаем в отношении Христа и Его Церкви. А распределение ролей в семье, мужа и жены, имеет второстепенное, относительное, преходящее значение. Вчера было так, сегодня иначе, а завтра еще и не знаем, как будет. Не в этом дело. Цель всех этих увещаний, конечно, в сохранении единства. Интересно, что нигде больше в Новом Завете о браке не говорится в контексте любви, только – в Послании к Ефесянам. Везде, как в Евангелии, скажем, о браке говорится просто  как об учреждении закона.

 

Что касается брака в Кане Галилейской в Евангелии от Иоанна, то собственно к христианскому браку это не имеет никакого отношения. Если это место и упоминается в связи с браком, то только для того, чтобы показать, что Иисус Христос как Господь, Богочеловек, освятил Своим присутствием брачное установление, брачный пир. И брак  как символ союза народа Божия со своим Богом, а пир как символ, эсхатологический символ радости этого союза.

 

 

См. также:

«Жить в Царстве Божием, то есть по воле Бога – это жить во вдохновении»

«Когда человек свободен, тогда он вслушивается. Да даже вслушиваться особенно не надо – он просто говорит и действует так, как ему повелевает Дух Святой». Беседа с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) о прощении. Программа из архива радио «Град Петров». ТЕКСТ

«Мне было очень хорошо с тобой»

Репортаж Анастасии Луговкиной о панихиде накануне 40-го дня по кончине архимандрита Ианнуария (Ивлиева). 28 января 2017 г. АУДИО + ФОТО

Нагорная проповедь архимандрита Ианнуария

29 января 2018 г. — 40 дней со дня кончины архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева)

Лекции архимандрита Ианнуария Ивлиева

Программы архимандрита Ианнуария (Ивлиева), которые можно скачать на нашем Сервисе скачиваний

Человек Нового Завета

Памяти архимандрита Ианнуария (Ивлиева) — несколько цитат из передач радио «Град Петров»

Памяти архимандрита Ианнуария

В вечернем радиоканале приняли участие главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, редактор программ «Беседы о Новом Завете» Ольга Суровегина и ученик архимандрита Ианнуария протоиерей Александр Сорокин. Прямой эфир 22 декабря 2017 г. АУДИО

Мы скорбим

21 декабря 2017 года отошел ко Господу выдающийся библеист, богослов, крупнейший православный исследователь текстологии Нового Завета, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и постоянный автор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Архимандрит ИАННУАРИЙ

Страница автора на сайте радио «Град Петров»

Скачать передачи архимандрита ИАННУАРИЯ

АУДИО И ВИДЕОЛЕКЦИИ

Наверх

Рейтинг@Mail.ru