fbpx
6+

Тамбовское восстание. Крестьяне против «рабоче-крестьянской власти»

НОВОСТИ СЕРВИСА СКАЧИВАНИЙ

В 2021 году мы отмечаем ряд важных столетий, среди которых:

100-летие Кронштадтского восстания

100-летие расстрела Николая Гумилева (в числе других по Делу Таганцева)

 

Вспомним и Тамбовское восстание.

 

Большевики назвали свою власть «рабоче-крестьянской». А также «властью солдат, рабочих и крестьян, которой не будет конца». С множественными оговорками, правда: и солдат не всяких, а только распропагандированных  за «выход» из «империалистической» войны, и рабочих – тоже особенных, включенных в борьбу за власть какой-то марксистско-ленинской идеологии, и крестьян – тут уж вообще, что называется, для «красного словца» приписали, крестьяне были соввласти не нужны ни в каком виде, поэтому брались в «свои» только «беднейшие», то есть практически раскрестьяненные.

 

Крестьяне – основное сословие России, как по численности, так и по ресурсу для других важнейших страт общества: они же и солдаты, они же и матросы, они же и рабочие, они и торговцы. Поэтому крестьянским, по сути, также можно назвать и Кронштадтское восстание. Но «на своей территории» крестьяне в 1921 году также воюют: Тамбовское восстание часто называют именно «Тамбовским крестьянским восстанием», но встречается и «крестьянская война на Тамбовщине».

На Сервисе скачиваний – цикл передач историка Кирилла Михайловича Александрова «Тамбовское восстание».

 

К.М. Александров:

Солженицын называл Тамбовское восстание 21-го года символом народного сопротивления коммунизму.

Хотя я должен сказать, что, наверное, из народных восстаний Тамбовское восстание далеко не самое крупное по своему размаху.  Наверное, самым крупным по численности вовлеченных в события людей было восстание 21 года, в феврале-марте 21 года, Западно-Сибирское, Ишимским его еще называют, в Западной Сибири. Об этом мы тоже будем говорить. Но и восстание в Ярославле, в Ижевске, Воткинске в 18 году – они уступают по размаху, конечно, войне на Тамбовщине и в Западной Сибири.

Можно ещё сказать о том, что мы до сих пор, по сравнению с событиями Тамбовского восстания или вот этой Сибирской Вандеи, мы ещё меньше знаем (эта тема только начинает изучаться историками) об  антиколхозных восстаниях уже антисталинских, т.е. первой половины 30 г.

И всё это были звенья одной цепи событий, которые, условно говоря, можно назвать общественным сопротивлением советской власти, которое началось буквально сразу же после Октябрьского переворота, 25 октября семнадцатого года.

И по существу это сопротивление в разных формах, в разных видах не прекращалось до Второй мировой войны.

Проблема заключается в том, что большевики, в отличие от крестьян, в общем-то всегда знали, ещё задолго до прихода к власти, о том, что крестьянство – это потенциальный враг будущего социалистического государства. Это же носители мелкобуржуазного осознания. И никогда крестьянин на самом деле строителем социализма не станет, до тех пор, пока он не превратится в сельскохозяйственного рабочего.  То есть главная причина коллективизации заключалась именно в том, что к 29-му году конфликт между властью, или, правильно говорить, между партийной номенклатуры Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, вот этой новой привилегированной группой, которая уже в годы гражданской войны начинает формироваться и складываться, с 19 года, и когда Сталин становится в 22 году генеральным секретарем ЦК РКП(б), эта группа уже есть, именно в руках этой группы постепенно концентрируются власть, собственность, а, в конце концов, она будет определять цены, зарплаты, занятость населения, покушаться на духовный мир человека… и конфликт между номенклатурой партийной и крестьянством в ходе хлебозаготовительных кризисов 27-28 гг. достиг такого размаха, то вопрос стоял так: либо крестьяне одолеют советскую власть и она рухнет, и тогда партии большевиков придётся отвечать за очень многие преступления, которые она совершила за предшествовавшие 10 лет, начиная от разгона Учредительного собрания… и убийства царской семьи… либо партия большевиков победит крестьянство, и начнётся вот это всесоюзное раскрестьянивание России, которое происходило во время коллективизации.

Это ещё Ленин предлагал, это не идея Сталина. Крестьянин, по замыслу большевиков, еще в первые годы советской власти должен был бы стать сельскохозяйственным рабочим, прикрепленным к земле, который бы работал бесплатно на социалистическое государство… или не бесплатно, но по тем расценкам, которые государство будет устанавливать. Фактически речь шла о какой-то новой форме крепостного права или рабовладельческих даже отношений.

Из приказа, подписанного Тухачевским и Антоновым-Овсеенко: «граждан, отказавшихся назвать свое имя – расстреливать на месте без суда».

 

12 передач на Сервисе скачиваний.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru