Золотые купола главного собора Петергофа,..." />

Пальмовник — Петергоф

Золотые купола главного собора Петергофа, собора свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, видны издалека. Борис Валентинович Аверин как-то назвал этот храм «душой Петергофа». О нарядном соборе, воспроизводящем формы раннего московского церковного зодчества, рассказывает краевед и военный историк Сергей Алексеевич Сурков, автор книг «Судьбы храмов, духовенства и мирян Петергофа в годы испытаний» и «Духовный центр Петергофа: история и современность Петергофского Петропавловского собора»

Программа Марины Подольской
«Пальмовник»

22 мая, 16.10 и 25 мая, 07.30 – часть 1
29 мая, 16.10 и 1 июня, 07.30 – часть 2

Собор свв. Петра и Павла в Петергофе называют «последним великим храмом российской империи». Храм построен по проекту Николая Султанова в древнерусском стиле, по словам самого архитектора, «основными мотивами для фасада послужили формы русских церквей XVI – XVII веков, рассеянных во множестве в центральных русских областях и отличающихся в Москве и Ярославле особенным богатством и красотою форм». Стены собора облицованы красным и желтым глазурованным кирпичом, пёстрыми поливными изразцами. Собор радует глаз, никого не оставляя равнодушным. Граненные шатровые главы тесно сдвинуты, они как бы взлетают ввысь, сливаясь в единый пирамидальный силуэт. Многоярусная композиция всевозможных башенок, стилизованных кокошников и окон-«слухов», усиливает впечатление легкости и изящества.

Краевед и военный историк Сергей Алексеевич Сурков, автор книг «Судьбы храмов, духовенства и мирян Петергофа в годы испытаний» и «Духовный центр Петергофа: история и современность Петергофского Петропавловского собора», подробно рассказывает о строительстве и проектировании этого нарядного трехпрестольного собора в Петергофе. В конструктивно-техническом отношении храм имел много новаций: оригинальная система отопления, светлая и теплая крытая галерея для крестных ходов, удобная ризница, отдельные помещения для исповедальни и для отпевания усопших, специальные места для освящения яиц и куличей, сени для верхней одежды у каждого из четырех входов.

Первым послереволюционным настоятелем собора был иеромонах Николай (Ярушевич), будущий митрополит Крутицкий и Коломенский.

История собора в ХХ века полна чудес. Собор чудом уцелел, пережив страшный артобстрел; в войну его обстреливали из Кронштадта, с линкоров «Марат» и «Октябрина». Один из неразорвавшихся снарядов обнаружили в куполе собора в 90-е годы. Сейчас оболочка этого снаряда находится в музее собора.

Чудом можно назвать и историю с началом реставрации собора в 60-е годы ХХ века, ведь инициатором реставрации стал председатель плановой комиссии Ленгорисполкома Михаил Дмитриевич Филонов, служивший в войну на линкоре «Марат» и принимавший участие в обстреле собора!

Еще одно чудо – установка крестов на все пять куполов собора в июне 1980 года. Тяжёлые и сложные по рисунку кресты изготовили в мастерских СНПО «Реставратор». Главный крест весит 400 килограммов. В начале июня 1980 года с помощью вертолёта были подняты латунные вызолоченные кресты и с ювелирной точностью поставлены на прежние места. За их установкой наблюдали все жители Петергофа и тысячи гостей. Сергей Алексеевич Сурков отмечает: «Это была настоящая проповедь христианства в годы застоя».

В 1989 году собор был передан Церкви, разрешение на передачу подписал один из секретарей ЦК КПСС М.С.Горбачев.

А первая литургия в соборе была отслужена на Крещение 1990 года, ее возглавил протоиерей Виктор Грозовский, назначенный исполняющим обязанности настоятеля собора.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru