Празднование 290-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. — Вручение Святейшим Патриархом Кириллом ордена Славы Г.Зюганову: в чем смысл этого шага? — Осуществление идеи установки памятника святому благоверному князю Владимиру вместо памятника Дзержинскому – шанс для православных подкорректировать историю. — Решение украинского вопроса: президенты двух стран от лица своего народа должны попросить прощения друг у друга.
Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Священники комментируют события прошедшей седмицы
Прямой эфир: 14 сентября 2014 г.
Александр Крупинин: У нас в гостях настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин.
Будет правильно начать наше обсуждение с того события, в котором Вы, отец Владимир, принимали участие, очень важном для нашего города – празднование 290-летия перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург. Как это все было?
Протоиерей Владимир Сорокин: Обычно мы приходим в Александро-Невскую лавру накануне, совершается всенощное бдение, утром – божественная литургия. После литургии два крестных хода: один идет от Казанского собора, другой от Троицкого собора лавры на площадь Александра Невского, где происходит такое торжественное мероприятие – речи произносят, маршируют молодые люди – все это в последнее время приняло характер хорошей традиции прославления святого благоверного Александра Невского. Это красивый, наглядный урок по «Основам православной культуры»: как нужно относиться к своим выдающимся предшественникам, все торжественно и празднично, поют хоры, рядом стоят молодежь и люди старшего поколения, живы еще орденоносцы, награжденные во время Великой Отечественной войны орденом Александра Невского. Очень волнующее и трогательное мероприятие. Людей было много, освятили большой колокол лавры. Вообще лавра, можно сказать, возродилась: сейчас там около 50 монахов, совершается молитва, все приведено в порядок. Мне есть с чем сравнивать: я приходил туда еще будучи студентом и молодым преподавателем – все было крайне запущено. Даже хотели в 30-е годы сделать в лавре самый большой крематорий в городе. Господь сохранил, не реализовали этот проект.
День Александра Невского – спасительный день для нас. Слава Богу, все здания вернули лавре, только Благовещенский храм еще не полностью. Сейчас Александро-Невская лавра представляет духовное и культурное явление в нашем городе: там прекрасный зал, где регулярно проходят выставки, концерты. Лавра несет миссию просветительскую, культурную, монашескую (духовную), ее посещают множество паломников, в ней много своих святынь – это поистине святое место.
Вопрос слушателя: Прокомментируйте, пожалуйста, вручение ордена Славы первому коммунисту страны (Зюганову).
ВС: Меня это самого смутило. Конечно, Святейший Патриарх исходит из своих соображений, своего высокого служения. Я в своей жизни всегда разделял коммунистическую партию в Советском Союзе и советский народ. Эта партия присвоила себе право представлять весь народ, но народ чувствовал себя отдельно от нее. Может быть, сейчас это – попытка найти форму диалога в нашем обществе, поиск этих возможностей. Для меня здесь тоже много вопросов. Но я думаю, что как-нибудь, будет время, наверное, Святейший сам постарается как-то объяснить и ответить. Я не могу найти объяснения – какая необходимость награждать? Дискутировать, обсуждать, вести диалог, спорить, взвешивать – я сторонник этого с любым человеком, каких бы он взглядов не держался, все равно нужно искать возможности говорить, обсуждать, делать выводы. Но почему награждать (один другого награждает) – это соблазнительный вопрос.
АК: Нынешние коммунисты, которых представляет Зюганов, не совсем той идеологии придерживаются, которой придерживались коммунисты Советского Союза. Теперешний коммунизм – с каким-то национальным уклоном и даже есть попытка соединить коммунизм и православие. Говорят, что Ленин, Троцкий – это были враги, а вот Сталин – национально ориентированный, проходит такая сталинистская линия, которой можно объединить православие и коммунизм. Как Вы на это смотрите?
ВС: В 70-х годах было увлечение на Западе – еврокоммунизм называлось. Они пытались христианство, католическую церковь соединить с коммунистическими идеалами. У нас это объединение было невозможно. Коммунисты нам сразу сказали: нам с вами не по пути (с Церковью) и потому мы должны Церковь уничтожить. Они не мыслили каких-то диалогов с Церковью, хотя на Западе были коммунисты, интеллигенция, писатели (Роже Гароди во Франции) – они все это раскручивали. А у нас сегодня можно вести диалог, обсуждать с ними что-то, что может дать возможность людям жить в мире, в согласии, направлять социальную деятельность – кто против? Но прошлое – очень разрушительное, оно довлеет над умами и сердцами тех, кто пострадал. Я очень осторожно отношусь к этому, но верю Святейшему Патриарху Кириллу, что если он уж что-то делает, то из благих побуждений. Но мой жизненный опыт подсказывает мне, что здесь какой-то опасный соблазн, заигрывание. Дай Бог, если от этого людям станет проще, легче, но пока что я не вижу, чтобы от этого диалога кто-то что-то положительное получал.
Вопрос слушателя: Патриарх вручил награду не компартии, а человеку Зюганову. И что Господь готовит Зюганову, мы с вами не знаем, а Патриарх творит волю Господа.
ВС: Зюганов сам по себе грамотный, активный человек и дело не лично в Зюганове, а в том, кого олицетворяет его компартия, чьи идеи она унаследовала. И плоды коммунистического правления оставили очень глубокие следы. А суд Божий – над каждым из нас, Господь разберется. Но сегодня эта рана еще открыта, еще не полностью изучена, и чем больше изучается, тем страшней и ужасней видятся последствия их правления. И хотелось бы, чтобы наше общество быстрее вышло бы из этого какого-то ожесточения, жуткого нечувствия к делам добродетели, милосердия. Посмотрите, каким жестоким кажется наше общество, когда мы смотрим на статистику: сколько у нас абортов, брошенных детей, как люди агрессивны по отношению друг к другу – а это все наследие того времени. Хотелось бы, чтобы мы жили в обществе спокойном, уравновешенном, а главное – сострадательном. Может быть, этими соображениями руководствуется Патриарх, он же сказал в своей речи, что «…вы пытаетесь какие-то добродетельные черты являть в нашем обществе». Не знаю, Господь судить нас будет, но коль Он дал нам разум, мы тоже вправе иметь свое мнение.
Вопрос слушателя: Тут прозвучали мнения, что можно совместить коммунизм и православие, но это как в стихах Есенина «розу белую с черной жабою повенчать». Они исповедуют ленинизм и пусть исповедуют, к ним относится Церковь терпимо, ну и хорошо, но награждать-то за что? Это плевок в лицо православным людям. И еще: почему люди православные и наши иерархи никак не выскажутся по поводу восстановления памятника Дзержинскому? Мы движемся к временам сталинизма.
ВС: Я согласен, что шаг неординарный, может быть, опрометчивый со стороны Патриарха, но это его дело. Я надеюсь, что Патриарх сам все разъяснит. Что касается памятника Дзержинскому, я не знал, что он восстановлен
АК: Он не восстановлен, в день рождения Дзержинского поставили на постамент такую гипсовую статую.
ВС: Зачем?
АК: Зачем – это хороший вопрос.
ВС: Мне больше нравится идея и инициатива поставить на площади Дзержинского памятник святому равноапостольному князю Владимиру, ведь в будущем году будет праздноваться тысячелетие со дня кончины князя Владимира. И президент Путин еще в прошлом году подписал распоряжение об организации торжественного празднования этого события. Россия, Белоруссия и Украина объединены этим именем. Есть инициатива, и я слышал, что она очень серьезно воспринимается – вместо Дзержинского поставить там памятник князю Владимиру. В Киеве есть такой памятник, а в Москве и Петербурге – нет.
АК: Боюсь, что за год такие вопросы не решаются.
ВС: Если захотят – поставят. И если бы мы, православные, были активны (а нас по подсчетам 80%) и направили бы все в адрес президента или Думы свои предложения (письмом, телеграммой, СМС) об установлении памятника князю Владимиру на площади Дзержинского, это была бы хорошая альтернатива. Если бы узнали, что 80 — 100 миллионов желают видеть там князя Владимира, тогда бы мы могли сказать – мы подкорректировали историю! Это было бы дело, об этом надо заботиться и за это бороться.
Вопрос слушателя: Один из православных священников Украинской православной епархии призвал к единству Юго-Восток Украины и назвал ополченцев раскольниками. Как это понимать?
ВС: Это частное мнение священника, хотя он является выразителем мнения Украинской Церкви. Для Русской Православной Церкви Украина – это часть нашей единой Церкви, Патриарх у нас один – что на Востоке Украины, что на Западе. И везде наши приходы – что в Киеве, что в Москве. У нас одни святые, одна Церковь. Политически Украина самостоятельная страна, но церковное поле остается единым. Люди, которых называют ополченцами и, с другой стороны, украинская армия – на религиозной почве не имеют каких-то разногласий. Я знаю, что там разрушено три или четыре храма, но сказать, что там какой-то архиерей или священник перебежал куда-то – там некуда перебегать, одна Церковь. Они страдают, они вместе с народом и нельзя сказать, что они разделены.
АК: Это заявление имеет чисто политический характер.
ВС: В политическом плане там идет борьба, а в церковном плане там нет напряжения. Мое мнение по украинскому вопросу – сейчас нужно двум народам попросить друг у друга прощения. Чтобы наш президент Путин и президент Порошенко как-то выбрали момент и попросили от лица народа друг у друга прощения. Потому что с обеих сторон много сделано такого, чего не надо было бы делать. Я не исключаю, что, может быть, и церковные иерархи, и простые люди должны осознать, что братоубийственная междоусобная брань – это позор, славяне воюют со своими братьями. Мы молимся каждую литургию и просим: Господи, избави Украину от междоусобной брани. Нужно найти в себе силы, попросить друг у друга прощения и начинать жить в мирном русле, созидать. А Церковь едина, и ни на Донбассе, ни в Киеве, ни на Западе наши приходы не ставят под сомнение легитимность нашего Патриарха.
АК: Можно понять и того священника, который призывает к единству страны.
ВС: Церковь не может служить разделу страны на части. Господь призвал нас не разделять, а объединять и помогать друг другу.
Текст: Н.М.Лукьянова
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Это красивый наглядный урок по «Основам православной культуры»: как нужно относиться к своим выдающимся предшественникам» >> | |
Иерей Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мне кажется, прежде всего нужно научиться уничтожать террориста в самом себе» >> | |
10 вечных вопросов священникам в августе 2014 (из программы «Пастырский час»). >> |
|
10 августа, к 100-летию Великой войны 1914-1918 гг., на Левашовском мемориальном кладбище состоялась церемония открытия памятника в честь участников Первой мировой, расстрелянных в годы террора и репрессий >> |
Репортаж Ксении Богдановой «Преодолен ли коммунистический террор?» Доклад вице-президента фонда «Возвращение» Даниила Петрова |
Протоиерей Владимир Сорокин в программе «Неделя»: «Кто сегодня из нас – мирян, священников, архиереев – может сказать: поступайте так, как я?» |