6+

«Задать вопросы – важнее, чем ответить»

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Борис Рогинский  (член жюри школьного конкурса «Человек в истории. Россия — XX век», учитель)

Тема: «Человек в истории. Россия – XX век». Школьный конкурс по изучению отечественной истории

6 апреля 2019 г., 21:00

АУДИО

 

Борис Рогинский:

«Раньше это было краеведение. И в советское время тоже – краеведение как личная инициатива историка, исследователя, личная инициатива краеведа. Вот и здесь. История имеет смысл, если ты сам о ней подумал, если ты сам попытался ее понять, задать какие-то вопросы. Может быть даже не ответить. Задать вопросы – важнее, чем ответить…

История вне нравственности невозможна.

Мы не занимаемся трансляцией какой бы то ни было точки зрения, кроме одной, которая заявлена в заглавии конкурса: «Человек в истории». Значит, если важен человек и если речь идет о судьбе людей (а не о судьбе государства), то здесь у нас (организаторов и участников) не может быть противоречий. … Главное, чтобы работа была выполнена самостоятельно. Точка зрения – это не проблема. Проблема – определить, не сочинил ли преподаватель работу за своего ученика. А если это сделано самостоятельно и человек сам вырастил в себе эту работу, то о его взглядах вот с этого места уже можно с ним беседовать…».

 

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни.

Сайт Конкурса: urokiistorii.ru/konkurs

Темы конкурса:

ЦЕНА ПОБЕДЫ

В рамках этой темы участники конкурса могут посвятить свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу. Исследование может быть основано на проведенных интервью, документах из семейных и государственных архивов, музейных коллекций и т.д.

 

ИСТОРИЯ СЕМЬИ

В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память; воссоздать историю повседневности прошлых лет, детали жизни и быта. Важно раскрыть характерные судьбы обыкновенных людей, в том числе своих родных и близких. Именно через отдельные биографии, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны.

 

ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

 

ЧЕЛОВЕК И МАЛАЯ РОДИНА

Авторам работ по этой теме предлагается проследить историю района, улицы,здания, местной церкви, памятника или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования может стать значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Главное условие – выбранный вами объект исследования должен быть связан с конкретными человеческими судьбами.

 

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? С чем это связано? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху? XX век – эпоха миграций, и многие школьники увидят относительность понятия «чужой», осознав, что и они сами (или их друзья и соседи) – потомки «чужих».

 

 

Участниками конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.  Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru