Репортаж Екатерины Степановой
Выездное заседание Президиума Союза музеев России в Перми
Пермь, 28 — 30 октября 2015 г.
С 28 по 30 октября 2015 года в Перми проходили два значимых для музейной жизни страны события — открытое заседание Президиума Союза музеев России и научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Победы — «Мост памяти. Эшелоны идут на Восток», основной темой которой стала судьба музеев и коллекций в годы Великой Отечественной войны.
На пресс-конференции перед собравшими журналистами выступили организаторы форума – Президент Союза музеев России директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, Президент Пермской государственной художественной галереи Надежда Владимировна Беляева, руководитель Историко-информационной службы Государственного Эрмитажа Юлия Зораховна Кантор и министр культуры Пермского края Игорь Алексеевич Гладнев.
Во вступительном слове М.Б. Пиотровский отметил, что Пермь особый город для всего музейного сообщества, потому что в Перми и в Пермском крае в годы войны сохранялись коллекции многих музеев России, «поэтому особая любовь есть к этому городу». Кроме того, в музейной жизни Перми существуют все те же проблемы, которые волнуют все музейное сообщество, эти проблемы решаются своим образом, и такой опыт, возможно, поможет и другим регионам в решении таких же вопросов.
Ю.З. Кантор, касаясь темы конференции «Мост памяти. Эшелоны идут на Восток», подчеркнула, что эта тема для всех музеев имеет непреходящую актуальность, и что «очень много тем кажутся изученными, но на самом деле являются белыми пятнами – драматическими, трагическими, героическими – в нашей истории, и конференция дает возможность познакомится и с новыми материалами, и с новыми подходами к этой теме».
Президент Пермской государственной художественной галереи Н.В. Беляева вкратце рассказала, какие культурные учреждения находились в Перми и Пермском крае в эвакуации – это и Русский музей, и Кировский театр, и Вагановское училище, Третьяковская галерея и многие-многие другие, и какую роль они сыграли в культурной жизни города в послевоенные годы. «Здесь было десять музеев. И нам, и музеям повезло — музеи находились в музейных же зданиях Перми и Молотовской области [с 1940 по 1957 год город Пермь называлась Молотов – ред.], в отапливаемых помещениях. Государственный Русский музей был назначен управлять музеями в эвакуации в Перми. <…> И на предстоящей конференции мы планируем рассказать, как музеи пережили годы войны».
М.Б. Пиотровский также обозначил три основных проблемы, волнующие сейчас музейное сообщество. Это, во-первых, снятие охраны МВД в музеях. В настоящее время принято решение оставить охранять некоторые музеи, архивы и библиотеки, являющиеся федеральными учреждениями, а о региональных музеях речи вообще не идёт. М.Б.Пиотровский отметил, что по-прежнему под разговоры о «национальной идее» и «традиционных ценностях» экономическое руководство страны и регионов принимает решения, прямо ставящие под угрозу выживание отечественной культуры – единственного источника общей для всего народа «идеи» и главного транслятора «традиционных ценностей».
Во-вторых, это «показатели эффективности» и «оптимизации». В сегодняшней интерпретации главной и единственной функцией музеев объявляются «услуги физическим и юридическим лицам», а вовсе не формирование Музейного фонда, сохранение, изучение и ввод в культурный оборот музейных предметов. Однако главной функцией музеев является просвещение и воспитание. А эти вещи невозможно «оптимизировать» или измерить «показателями эффективности». И, по мнению директора Эрмитажа, «от менеджерских разговорных игр пора уже переходить к нормальной оценке того, как обеспечивается и от чего зависит успех музея и из чего он складывается».
Третья современная проблема музеев это отношения между музеями и религиозными организациями. Однако, по мнению М.Б. Пиотровского, «… наряду с противостоянием существует уже опыт совместной работы и совместного участия в культурной жизни. У нас в Петербурге есть радио «Град Петров» – христианское православное СМИ, которое здесь на пресс-конференции представлено, мы заключили соглашение с Петербургской Духовной Академией, и у нас целый проект разных круглых столов… Очень многое можно обсуждать и обсуждать интересно, и тогда рождаются разные рецепты. Это все непросто, но в принципе это возможно. И разные способы взаимодействия давно уже были, если только не иметь в виду высшие уровни власти, конечно. Это когда музейщики сохраняли и принимали те иконы, которые забирали из храмов, чтобы они не погибли. Потому что то, что не попадало в музеи, погибало. Здания, которые не становились музеями, шли уже по другой категории и просто погибали. Музеи были и хранителями религиозного знания в то время, когда оно почти отсутствовало. Очень часто музеи учили Священной истории. Есть много примеров, которые можно свести воедино. И если видеть в них положительные элементы, то создаются рецепты взаимодействия. Серию таких рецептов мы предлагаем. То как это делается в Перми – это тоже один из рецептов решения проблемы и пример того, что вроде бы получается».
Последний вопрос на пресс-конференции был адресован лично директору Государственного Эрмитажа. Один из журналистов напомнил, что 2015 год объявлен годом литературы в России, и попросил рассказать М.Б. Пиотровского о том, что он сейчас читает. И вот что ответил Михаил Борисович:
«Я думаю, каждый человек должен читать много. Я читаю много и одновременно разные книги – они у меня в разных местах лежат – и я читаю по одной страничке в разных местах. А что касается того, что я читаю сейчас, то в гостинице у меня книга лежит, и это «Соборяне» Лескова».
Фото и аудио – Екатерина Степанова.