6+

«Вход Лютера в Эрфурт»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров

Тема: «Начало Реформации: первые изменения, обсуждения, критика»

Эфир 11 ноября 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена политической ситуации в Священной Римской империи и за её пределами во времена Реформации, диспуту Мартина Лютера с папскими легатами в Вормсе, новому переводу Библии, отношениям Мартина Лютера с Андреасом Карлштадтом и литургическим реформам.

 

Антон Тихомиров:

Путь Лютера в Вормс становится своего рода триумфальным шествием по Германии. Его всюду принимают с почётом. Когда он приезжает в Эрфурт (тот город, где он учился в университете и стал монахом), его встречает огромная делегация во главе с ректором университета. Эту делегацию сопровождает несколько десятков вооружённых рыцарей в качестве личного эскорта. Лютер проповедует в полностью забитых церквях. Даже в Лейпциге, где в Лютеру относились более чем прохладно, его принимает городской совет и чествует бокалом вина.

Происходит масса ярких публичных выступлений Лютера. И это для него оказывается знаком того, что его идеи приняты в народе. Например, свой въезд в Эрфурт Лютер позже в письмах сравнивал со Входом Христа в Иерусалим.

Считая себя пророком немецкого народа, Лютер нередко сам искал параллели между собственной жизнью и событиями, описанными в Священном Писании. В конце концов, Лютер приезжает в Вормс в довольно торжественной обстановке. О его въезде в город возвещают звуки труб с башни главного собора. Как рассказывают свидетели, один из монахов подошёл к Лютеру, обнял его и трижды прикоснулся к краям его одежды (так обычно поступали по отношению к статуям святых).

И вот непосредственно перед диспутом Лютер идёт от места своего заселения до здания. Его встречают толпы людей, многие сидят на деревьях, чтобы посмотреть на Лютера (здесь тоже вспоминаются определённые библейские аналогии).

На заседании происходит то, что становится довольно-неожиданным для самого Лютера. Ему показывают целый ряд книг, содержащих его сочинения, в новых пышных обложках и задают ему простой вопрос «Отрекаешься ли ты от этих книг?». Лютер что-то было порывается ответить, но его адвокат и главный юрист Виттенберга отговаривает его от ответа и просит зачитать названия этих книг, чтобы понять о чём идёт речь. Названия книг зачитывают и снова Лютеру повторяют предложение от них отречься.

Лютер рассчитывать на несколько более содержательную дискуссию. И тогда Лютер просит сутки на размышление. Ему такой срок даётся. Он должен ровно через сутки вечером явиться на Рейхстаг и дать окончательный ответ в присутствии императора и всех князей.

Надо сказать, что первый ответ Лютера многих разочаровал, так как люди ожидали чего-то более героического, но все с напряжением, так или иначе, ожидали следующего дня.

На следующий день Лютер является на Рейхстаг, для которого выделили в этот раз зал большего размера, который, тем не менее, оказывается полностью забит людьми. Можно представить себе, насколько все были захвачены этим событием.

И здесь Лютер произносит свою знаменитую речь, которая сводится к тому, что он действует из своих убеждений, которые происходят из Божьего слова. А поскольку поступать против Божьего слова вредно и неполезно для совести (его совесть пленена Божьим словом и от этого он отступиться не может), поэтому он не может отречься от своих сочинений. И далее следуют слова, которые многие ассоциируют с Лютером: «На том стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь». Хотя, скорее всего, этих слов Лютер не произносил (этих слов нет в официальных протоколах Рейхстага), но они были ему приписаны его сторонниками, описывавшими эти события в специальном отчёте. Лютера здесь стилизуют под солдата, который защищает последнюю линию обороны.

Это выступление Лютера производит большое впечатление на слушателей. В зале поднимается шум, из-за чего продолжать заседание оказывается невозможным. Лютера отправляют в его покои, где он начинает праздновать то, что он посчитал своей победой, в течение нескольких дней.

Обсуждение «дела Лютера» продолжится и позже, но какого-либо отречения от него добиться оказывается невозможным. Лютер покидает Вормс, говоря всем, что ему так и не дали как следует выступить. Император же заявляет, что считает Лютера закоренелым еретиком.

Здесь столкнулись две позиции – церковь с вековыми ценностями (император) и совесть отдельного верующего (Лютер).

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru