В чем смысл «десятины»?

2 - 500

Программа Людмилы Зотовой

«У нас в гостях»

Прямой эфир: 28 апреля 2015 г.

Тема: Альбом «Заветы святого князя Владимира»

Гости: протоиерей Владимир Сорокин, Екатерина Карловская

 

Людмила Зотова:

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! У микрофона ведущая передачи Людмила Зотова.

Дорогие друзья, в 2015 году мы отмечаем тысячелетие памяти святого равноапостольного князя Владимира. Конечно, это событие не может остаться незамеченным в православном мире. Я думаю, что многие пытаются внести свой вклад в год памяти святого князя Владимира. Вот, например, на нашем радио «Град Петров» мы делаем передачи, посвященные святому князю Владимиру.

И сегодня у нас в гостях настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. Здравствуйте, о.Владимир!

Протоиерей Владимир Сорокин:

Добрый день!

Людмила Зотова:

…И заведующая канцелярией Князь-Владимирского собора Екатерина Михайловна Карловская. Здравствуйте, Екатерина Михайловна!

Екатерина Карловская:

Здравствуйте!

Людмила Зотова:

Отец Владимир, Ваш собор носит имя князя Владимира, он освящен в память святого князя Владимира, и поэтому, я думаю, что Вы с особым чувством, с особым волнением, может быть, встречаете вот этот год. Какой вклад, какой подарок, какое приношение Вы делаете в этом году в память святого князя?

Протоиерей Владимир Сорокин:

Святой равноапостольный великий князь Владимир – для всей страны и для всего народа это наш креститель, просветитель, а для нас, людей, которые молятся и трудятся в Князь-Владимирском соборе, который посвящен именно святому равноапостольному князю Владимиру, его память – это еще более великий праздник. Мы каждый год воздаем ему должное почитание и молимся, совершаем и акафисты, и молитвы в течение всего года. Но особенно великий для нас праздник – 28 июля, храмовый праздник. И когда был объявлен год тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, а этот год был объявлен президентом нашей страны как год, посвященный святому князю Владимиру на государственном уровне, мы знали, что нас это особенно касается.

Наш собор сейчас стоит в лесах, мы пытаемся его привести в должный порядок. Внутреннюю часть мы уже сделали, осталась внешняя.

Кроме того, мы почувствовали свою особую ответственность. Раз мы носим такое святое, великое имя, то мы должны что-то такое сделать в плане того, что нам завещал великий князь Владимир. Мы празднуем тысячелетие преставления, то есть кончины, а когда человек уходит в иной мир, когда Господь его призывает, он оставляет свои заветы, свое завещание. Нам Господь помог проникнуться этой идеей. И эта идея не просто возникла ни на чем, но я всегда исповедую и учу, что Православная Церковь воспринимает Библию как завет Божий. Можно воспринимать Библию как Книгу книг, как закон. Но это – именно завет Божий, потому что на этом стоит все православное богословие. Человек свободен, Господь сотворил человека свободным.

Библия постоянно употребляет такие слова: «И сказал Господь». Вот вы откроете книгу Бытия и прочтете: «И сказал Господь – да будет твердь» и т.д. А это означает, что Господь завещает творению Свою волю, возвещает Свою волю, и творение должно ответить на этот завет, на этот зов Божий. И это означает, что человек при всей его свободе, величии – он же венец творения, может свободно ответить на волю Божию, а может не ответить. И в этом как раз характерная особенность Православия. Западное богословие больше настаивает, что Бог дает законы, а человек должен эти законы выполнять. И отсюда родилась такая юридическая богословская теория спасения. Вот Бог сказал, дал тебе закон, ты его выполни – и пусть Господь тебя или награждает, или осуждает. Восточное богословие, наши святые отцы, наша традиция говорит так: вот Господь тебе завещал, сказал, но ты свободен. Ты можешь услышать и применить в жизни. А можешь услышать – и не применить. Можешь услышать – и проигнорировать, или даже восстать, спорить с Богом. То есть человек действительно свободное существо. Если ты откликнулся на волю Божию, увидел, что она правильная, что она тебе полезна, что она душе твоей подходит – ты сам себя здесь реализовываешь и получаешь уже на земле свою награду. Ты ведешь активный поиск, рискуешь, дерзаешь, пусть ошибаешься, каешься, исправляешься, совершенствуешься, потому что ты свободен – в этом есть великий смысл христианского благовестия.

Святой равноапостольный князь Владимир – креститель наш и просветитель. Мы это знаем, и тогда встает вопрос: а что он нам завещал? И что современному человеку мы должны сегодня сказать о князе Владимире? Самая большая проблема сейчас – это молодое поколение. Церковь прошла в ХХ веке свою Голгофу, свое испытание. Сегодня Церковь уже живет в других условиях, а общество, целые поколения остались в таком непросвещенном состоянии. Или у них сейчас масса информации из разных источников, и у многих людей просто винегрет в голове. Или они ничего не знают, а в советское время даже христианские истины представлялись в карикатурном виде, поэтому современный человек находится в очень сложном положении выбора. В таком же положении, в каком был в свое время князь Владимир. Была ведь языческая культура, славяне же не просто были варвары, там была своя культура, свои традиции, свои обычаи. Люди чем-то руководствовались в своей жизни. Но князь Владимир все взвесил, он ведь выбирал веру осознанно. Летописец сказал, что был выбор между православными, католиками, иудеями, мусульманами. Все это князь Владимир взвесил – и избрал Православие.

Но если поставить вопрос – а что такое Православие для современного человека? Как объяснить человеку сегодня, что такое Православие? Вот у нас парадокс: 80% населения называют себя православными, но при этом 60% говорят, что они неверующие. Но при этом называют себя православными. Как же может такое быть? А очень просто. Это значит, что о Православии нет четкого, ясного определения, формулы, которая бы сказала человеку, что пребывая в Православии, ты будешь чувствовать себя со-творцом у Бога, как апостол Павел говорит, со-работником у Бога. И продолжателем великого дела князя Владимира. И вот для того, чтобы помочь и учащимся, и учителям – современным людям на любом уровне – ответить на вопрос, что такое Православие, мы и для себя поставили вопрос: а в чем оно конкретно выражается? Если говорить по простой схеме – это Священное Писание и Священное предание. Священное Писание – это Библия, которую князь Владимир принял из Византии. Когда святые Кирилл и Мефодий перевели книги, то первая книга, которую они перевели, начиналась так – как сказано в летописи: «В начале было Слово, и Слово было у Бога». Что это за книга? Это Евангелие от Иоанна, которое читается на Пасху. И всякому грамотному человеку понятно, что святые братья перевели Евангелие для богослужения. Ведь введено было богослужение на славянском языке, и нужны были богослужебные книги. Значит, нам завещано Священное Писание.

Дальше. Нам завещано Священное предание. А что такое предание? Это когда из поколения в поколение передаются традиции, мудрые мысли какие-то, уроки, извлеченные из каких-то обстоятельств. И тогда мы стали на это обращать внимание.

После этого Господь стал как-то нас собирать и объединять. Вот и заведующая нашей канцелярией прониклась этой идеей. Художники у нас есть, которые тоже как-то на это откликнулись. И у нас сформировалась такая группа, которая вдохновилась этой идеей заветов князя Владимира. Почему мы назвали именно так   – заветы святого князя Владимира? Потому что Господь завещает, и князь Владимир завещал нам Православие. И созрела такая идея: создать альбом, это мы сейчас его называем альбом, а сначала мы его не называли альбомом. Мы просто делали свое дело, собирали материал, и у нас даже не было названия такого.

Мы стали сами себе ставить вопрос: а что же конкретно принес князь Владимир? Так, князь Владимир первым дело принял христианскую верую, крестился сам, крестил народ. Что же стали строить? Храмы. Православие – это когда люди собираются вместе, чувствуют себя братьями и сестрами одного Отца Небесного. И где это происходит? В храме. И православный храм – это открытое окно в небо, это место, где люди молятся, разделяют свою радость праздника. И вот князь Владимир построил Десятинную церковь. Так что первое дело, которое нам завещал      святой князь Владимир – это храмы. И альбом начинается с этой страницы – «Храмы».

Людмила Зотова:

Перед нами лежат тот альбом, который сейчас подготовили в Князь-Владимирском соборе. И этот альбом так и называется, как о.Владимир уже упомянул: «Заветы князя Владимира». И, как я понимаю, в этот альбом вошли тем материалы, которые можно назвать завещанием для нас, для ныне живущих православных христиан. Это то завещание, которое нам оставил князь Владимир. И вот первый завет – это строительство храмов. Екатерина, расскажите нам, пожалуйста.

Екатерина Карловская:

Каждая страничка альбома сопровождена таким основополагающим текстом. Вот, например, страница с храмами – это слова «мера, прочность, польза, красота». Этот тот принцип, по которому храмы на Руси устраивались, и до сих пор устроение их происходит именно так. Мы начали, конечно, с Десятинной церкви, потому что это была первая каменная церковь, построенная князем Владимиром. И интересно, что она была посвящена Успению Божией Матери. Это связь со всеми Успенскими храмами в нашей стране. Мы знаем, что это связь и с Успенским собором в Кремле, и с Успенской лаврой в Киеве, и с нашим собором тоже, потому что у нас придел посвящен Успению Божией Матери. Прежде, еще до Князь-Владимирского собора, на этом месте существовала Успенская мазанковая церковь.

Людмила Зотова:

Вот эти слова, этот как бы девиз этой страницы – «мера, прочность, польза, красота». Откуда эти слова?

Протоиерей Владимир Сорокин:

Любой архитектор вам скажет – это золотое правило архитектуры. Для древних архитекторов и в Византии, и в других странах это было неукоснительное правило – мера, прочность, польза, красота. Если вы посмотрите на Князь-Владимирский собор, там всего в меру, там все с пользой, ничего нет лишнего. Все красиво и прочно. Стоит двести двадцать пять лет, ремонты мы, конечно, делаем внешние, но сказать, что у него покосились стены – нет. Стоит он как свидетель верный.

Людмила Зотова:

Таким образом, князь Владимир начал строительство храмов на Руси, и эта традиция продолжается. От него все это пошло, и храмы строятся по сей день. Это его завет.

Екатерина Карловская:

Нам показалось интересным здесь собрать храмы, посвященные князю Владимиру, и не только по России. Мы взяли наш Князь-Владимирский собор, Владимирский собор города Севастополя, собор святого Владимира в Киеве. И мы здесь еще поместили Свято-Владимирскую семинарию в Нью-Йорке, там тоже храм есть.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Да, поскольку Свято-Владимирская семинария тоже посвящена святому князю Владимиру. Так что какой-то всемирный масштаб приобретает эта страница.

Екатерина Карловская:

Что было интересно, когда мы сведения собирали: во-первых, конечно, каждый храм уникален, имеет свое лицо. У нас, например, орденский собор. Храм в Севастополе – там усыпальница адмиралов находится. Храм в Киеве расписан нашими выдающимися художниками – Васнецовым и другими.

Во-вторых, каждый храм занимает какое-то особое место в истории страны и имеет связь со святым князем Владимиром. Например, наш собор был освящен в связи с празднования 800-летия крещения Руси, в 1789 году. Храм Владимирский в Севастополе был освящен в 1888 году, то есть тогда уже праздновали 900-летие. А в храме в Киеве проходили торжества, связанные с тысячелетием крещения Руси. Так что и связь с отечественной историей просматривается, и с князем Владимиром, и с празднованиями всех его юбилеев.

Людмила Зотова:

Вы включили в альбом такие знаковые храмы, которые носят имя святого князя Владимира.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Мы хотели этим сказать, что сохранение исторической памяти в храмостроительстве, в Православии имеет очень ценную и важную составляющую нашей культуры, нашей памяти, нашего лица, я бы сказал. Ведь в Православии храм – это как человек. Его и крестят, и помазывают миром, и он построен по образу человека. И мы здесь привели и текст соответствующий.

Людмила Зотова:

Когда вы подбирали эти храмы, были ли еще какие-то храмы, которые Вы хотели включить, о которых вы спорили, дискутировали, но решили все-таки остановиться на тех, что сейчас включены в альбом?

Екатерина Карловская:

У нас была дискуссия по поводу храма в Херсонесе. Но в конце концов храм в Херсонесе мы перенесли на другую страницу, которая посвящена крещению князя Владимира. Мы там привели отрывок из летописи, где сказано о самом князе Владимире, как происходило крещение самого князя: «По Божественному промыслу разболелись тогда у Владимира глаза, и не видел он ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала ему царица сказать: если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорее. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга этого. Услышав это, Владимир сказал: если же так и будет, поистине велик Бог христианский. И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, то тотчас же прозрел. Владимир же, увидев свое внезапное исцеление, прославил Бога: теперь познал я истинного Бога. Крестился же он в церкви святой Софии, и стоит церковь та в городе Корсуни посреди града».

Протоиерей Владимир Сорокин:

Видите, город указан и церковь указана. И у нас был такой спор, как нам это отметить.

Екатерина Карловская:

Да, и у нас получилось, что эта страничка посвящена князю Владимиру, и здесь этот храм, который стоит в Херсонесе, приблизительно там, где было крещение. Храм в Херсонесе сохранился до сего дня.

Протоиерей Владимир Сорокин:

У нас был творческий поиск. Нельзя сказать, что мы все получили в готовом виде. Мы каждый раз взвешивали и оценивали с позиций современного человека. Вот современному учителю, врачу, простому человеку – это же будет, наверное, интересно? И картинка приложена.

Нельзя сказать, что мы пользовались какими-то готовыми рецептами. Мы искали свой язык. Я не скажу, что мы нашли совершенный язык, и что нас на сто процентов поймут и усвоят то, что мы хотели сказать. Но мы делаем попытку. И если нас подкорректируют, или кто-то найдется лучше нас, мы будем только рады и благодарны. Но мы даем материал для поиска, мы как бы провоцируем общество: посмотрите, какую мы получили культуру. Можно ведь сравнить, что было до этого и во что это превратилось.

У нас есть на картинке храм Покрова на Нерли, например. Князь Владимир дал нам тон развитию архитектуры. Это одна из таких тем.

Дальше у нас в альбоме тема – следующий завет князя Владимира:

иконография, ведь в храмах иконы появились.

Людмила Зотова:

Когда появились храмы – естественно, что храмы должны обустраиваться внутри. Да, эта тема – иконы.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Ведь чем православные храмы отличаются от всех остальных? У других конфессий тоже по-своему украшены храмы. Но православный храм отличается чем? Он наполнен всегда святыми иконами. А что это означает для простого человека, для нас, сегодняшних людей? Вот наш Князь-Владимирский собор построен в виде корабля. Ведь храм православный строится или в виде корабля, или в виде креста, или в виде круга. Вот у нас в городе храм, так называемый Кулич-и-Пасха – это храм в виде круга. Чесменская церковь – тоже в виде круга. Троицкий собор в Александро-Невской лавре или Троице-Измайловский собор – это соборы в виде креста. Такая традиция была. Наш храм – в виде корабля, и там на горнем месте Господь Иисус Христос. И когда вы стоите в храме, то вы чувствуете себя действительно как на корабле. Господь – капитан наш, по сторонам святые угодники Божии – матросы, и Божия Матерь. Потому что у нас храм по центру посвящен князю Владимиру, а справа у нас придел Успения Божией Матери, как палуба корабля, а слева – святителя Николая. И в чем величие и милосердие Божие по отношению к каждому из нас? В том, что Господь нам, грешникам, позволяет войти в храм и почувствовать себя среди святых людей, в обществе святых людей. Ведь они же по сторонам у нас. И мы вместе с ними. Хотя мы и грешники, недостойные. И подумайте, можем ли мы стоять в лике святых? Это же страшно даже подумать! А Господь дает нам такую возможность, чтобы как-то нас призвать: пусть вы чувствуете себя где-то там, внизу, но у вас есть, куда идти, куда совершенствоваться. И мы в альбоме уделили внимание иконописанию.

10 - 500

Екатерина Карловская:

Конечно, мы не могли в полноте отразить этот вопрос. У нас были очень сжатые рамки, но мы ставили задачу дать какое-то первое общее представление человеку, который мало знаком с этим вопросом. Конечно, мы не могли обойти образ Святой Троицы Андрея Рублева, который для всех нас является, наверное, самым знаковым образом в нашей истории иконописания; Владимирскую икону Божией Матери. Но мы делали акцент в наших небольших текстах по каждому вопросу на то, что все-таки ближе к самому князю Владимиру, на самые древние памятники, на самые древние образы в разделе иконописи. У нас, например, икона святого великомученика Георгия Победоносца, написанная в XI веке, из Успенского собора Московского Кремля.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Я считаю, что это очень важно человеку сегодня сказать об этом, потому что у нас следующий завет особый. Ведь не только иконография, это действительно великое искусство. Это высота. Когда вы смотрите на Троицу Андрея Рублева или на Владимирскую Божию Матерь, это высокий полет, душа просто рвется ввысь. Но, кроме того, была же еще и живопись, и мозаика. Ведь не только иконописцы писали, были же и другие искусства. Как раз Православие дает возможность талантам человеческим расцвести на этой духовной почве. Вы художник? Вот вам живопись. Иконописец? Пишите иконы. Песнотворец? Творите песнопения. И этот завет князя Владимира через Православие как бы открыл окно, возможность, и люди стали себя проявлять разными талантами. И Православие на сегодняшний день – это такой красивый большой букет культуры, традиций, обычных, но одухотворенных дел. В этом его величие. И у нас в альбоме это отражено.

Екатерина Карловская:

Когда делали раздел «Живопись», все-таки надо было пояснить, в чем различие между иконой и живописью, человеку нужно дать об этом понятие. И надо было найти какое-то подтверждение в авторитетных источниках, что же понимается под живописью? Потому что одно дело то, что мы сами понимаем, другое дело – найти утверждение, более компетентное, квалифицированное, авторитетное. Например, просмотрев труды отца Павла Флоренского, потому что мы знаем, что у него были труды, посвященные иконописи, в его труде «Обратная перспектива» мы нашли определение того, что же такое живопись. Он отмечает: «Живопись имеет задачу не дублировать действительность, а дать наиболее глубокое постижение ее смысла. Чистая живопись есть открытое настежь окно в реальность». Вот так отец Павел Флоренский нас наставил о том, что такое живопись.

И вот еще интересная цитата на эту же тему – из книги Алексеева «Зримая истина». Он так поясняет разницу между иконой и картиной: «Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его».

Людмила Зотова:

И тем не менее и живопись, и иконопись имеют место…

Протоиерей Владимир Сорокин:

В православном храме, в православной традиции каждый занимает свое место. И в квартире православной традиционной семьи, и в храме есть и иконы, и картины. Они как бы единое искусство представляют, но все-таки разные его грани.

Екатерина Карловская:

Еще хочу добавить в подтверждение этой мысли: оказывается, живопись появилась практически очень вскоре после крещения Руси.

Людмила Зотова:

А до этого не было?

Екатерина Карловская:

Что-то было, но в таком развитом виде только после крещения. Крещение Руси дало сильный толчок этому развитию.

Протоиерей Владимир Сорокин:

В летописях написано: до этого у славян была какая-то письменность – резы, рубили такие буквы. Какая-то культура своя была, и нельзя сказать, что у славян ничего не было. У них и живопись была своя. Но с Православием – там очень хорошо сказано: открыли окно в мир творчества.

Екатерина Карловская:

Еще интересно, что живопись нашла свое место даже в Софийском соборе, в Киеве. Мы приводим тут фреску Софийского собора в Киеве – скоморохи и музыканты, это 1037-1040 годы. Так что и в храме живопись какое-то место свое нашла. Это говорит как раз о некоем синтезе, о котором сейчас о.Владимир говорил.

Людмила Зотова:

Это тоже можно считать одним из заветов святого князя Владимира. С него все началось…

Протоиерей Владимир Сорокин:

Конечно. Он ведь дал возможность – вернее, как регент дает хору тон, и хор поет песнопения разные. Так и здесь: Православие как бы расширило, дало возможность народу проявить себя разными гранями.

Людмила Зотова:

Отец Владимир, вот Вы сейчас упомянули хор, в частности, церковный хор, с которого и началось музыкальная культура в России. Отражена ли эта музыкальная сторона в Вашем альбоме? Ведь одно дело показать рисунок, показать храм на картинке – но как музыку можно показать в альбоме?

Протоиерей Владимир Сорокин:

А мы все-таки показали…

Екатерина Карловская:

Конечно, эту тему невозможно обойти, тем более в рамках церковной жизни. У нас страничка посвящена теме «Церковное пение», и мы, выбирая тоже какую-то основополагающую цитату, которую мы к каждой странице подбираем, взяли здесь слова святителя Василия Великого: «Если прекрасно море во время прибоя, то не гораздо ли прекраснее собрание такой церкви, в которой подобно волне, ударяющей о берег, совокупный глас мужей, жен и детей воссылается к Богу в наших к Нему молитвах». Тут мы икону «Иже херувимы» поместили…

Протоиерей Владимир Сорокин:

Да, для нас это была проблема – как представить эту тему. Но мы нашли вот такой ход.

Екатерина Карловская:

Это сонм святых, воспевающих хвалу Богу. И еще была некоторое время назад издана такая книга в издательстве Князь-Владимирского собора: «Преемство». Там у нас написано об исследователе русского церковного пения Максиме Викторовиче Бражникове. Мы взяли оттуда страничку крюковой записи церковного пения.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Дело в том, что у нас в Духовной Академии был преподаватель Николай Дмитриевич Успенский, они были с Бражниковым друзьями. И он был специалист в сфере церковного пения. В советское время он издал книгу, это было очень сложно и очень непросто было разрабатывать такую тему в советское время, но все же разрабатывали. И я вспомнил об этой книге, и нашли эту цитату. А сейчас, когда я смотрю на икону «Иже херувимы», я вспоминаю вашу передачу на радио о Херувимской песне, великолепная программа, там все разобрано очень подробно. И наша страничка как бы перекликается с передачей «Града Петрова», которая мастерски сделана, с глубоким проникновением. Я считаю, что это тот способ, и тот метод, и тот язык, который будет понятен современному человеку.

Людмила Зотова:

Спасибо, отец Владимир. Что мы можем еще отметить из тех заветов князя Владимира, которые отражены в альбоме?

Протоиерей Владимир Сорокин:

У нас есть заветы храмостроительства, иконографии, церковного пения. Конечно, тема монастырей, потому что они играли очень большую роль. Дальше у нас есть разные искусства…

Екатерина Карловская:

Мозаика и прочие виды искусства. А потом мы пишем о том, как в обществе заветы князя Владимира претворялись, в жизни государства, в жизни конкретных людей.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Да, мы старались рассказать и о общественной жизни, и бытовой стороне.

Екатерина Карловская:

Мы говорим о том, что святой князь Владимир положил начало традиции церковной благотворительности. У нас тут основополагающая цитата, которая актуально звучит и для сегодняшнего времени и напоминает нам о необходимости благотворительности: «повелел он всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать все, что надобно». Это цитата из «Повести временных лет». И это именно о князе Владимире. «Повесть» нам рассказывает также о том, что он «приказал снарядить телеги, и наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая, где больной, нищий или кто не может ходить. И раздавали тем все необходимое».

Кроме того, есть еще такой известный памятник, «Устав князя Владимира», который относится к концу X – началу XI вв., и он там отмечает уже категории людей, которые подлежали церковной благотворительности, находились под покровительством Церкви: вдовица, прикладник, хромец, слепец – те, кто нуждается в особой помощи Церкви. Еще мы отметили тут так называемые сиротские сады и поля. Это очень красивая традиция: сиротские сады и поля сажали для поддержки семей погибших воинов, вдов, детей, сирот, сестер и матерей. Это были такие специальные сады и поля.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Это была такая общая площадь, на которой все трудились, а то, что выращено, отдавалось сиротам, вдовам, распределялось между ними. Так же, как Десятинная церковь. Она ведь построена была особым образом. Почему была названа Десятинной? Потому что князь Владимир завещал – кстати, это то, что в настоящее время немного подзабыто: десятую часть ваших доходов, какие бы они ни были, правые или левые, вы должны посвящать Богу: или на больницу, или на храм, или на благоустройство. Но должен каждый человек помнить, что десятая часть всего, что он получает, будет ли это твой заработок или пенсия, в любом случае десятая часть – не твоя. Так же как седьмая часть времени не наша, потому что сказано в заповеди: шесть дней делай, а седьмой отдай Богу. Вот седьмая часть времени, которое мы проживаем, она не наша. И когда мы делаем вид, что и десятина нас не касается, и седьмая часть времени – мы просто воруем у Бога. А Он нам сказал: если вы хотите, чтобы ваша жизнь была правильно устроена, делайте так. А я думаю, что для князя Владимира это имело принципиальное значение, нужно же было общество выстраивать. И он делал именно так, и называл церковь – Десятинной. Все граждане должны были платить эту десятину, и на эту десятину построили прекрасный храм.

И даже эти сиротские сады вошли потом в жизнь, когда отводился участок земли, и говорили: это сиротское поле. Его возделывали, а все, что на нем уродилось, отдавали многодетным семьям, сиротам и вдовам. И я думаю, что это неплохо было бы возродить в каком-то виде.

Людмила Зотова:

Отец Владимир, как Вы думаете, в наше время возможно построить такую Десятинную церковь, чтобы напомнить людям об этой десятой доле, о которой мы сейчас говорили?

Протоиерей Владимир Сорокин:

Я думаю, возможно. И есть хорошие примеры. Когда строили на Охте блокадный храм Успения Божией Матери, я помню, как люди участвовали в его строительстве. Или вот в Паново тоже строится храм. Делается так: продаются кирпичи. Вы приходите, берете кирпич, жертвуете какую-то сумму денег и на этом кирпичике сами же пишите: о упокоении Иоанна, Марии и т.д. Вот это и есть «десятина», пусть она, может быть, сотая часть вашего дохода. Это ведь не буквально, но, конечно, хорошо было бы буквально.

Но вот я знаю, что у католиков, у лютеран, даже у мусульман, у иудеев – у них эта десятина работает по-настоящему. И я знаю, что наши иудеи на эти средства содержать свои школы в городе. Я думаю, что у нас это тоже в каком-то виде есть, но мы этого не замечаем и не отождествляем с этим правилом. А если бы это видели и всячески поддерживали, каким-то образом прививали бы и детям, и всем нам вот эти заветы князя Владимира – было бы совсем другое дело. Почему мы и назвали их «заветами», потому что потихоньку, опираясь на то, что у нас уже есть, это восстанавливать. Я не согласен с тем, что все исчезло. Не исчезло, оно просто как неразработанное поле, а там все может вырасти. И нам нужно научиться это видеть и как-то возрождать.

Людмила Зотова:

И тогда общество было бы построено по-другому…

Протоиерей Владимир Сорокин:

И тогда потихоньку общество будет выстраиваться. В чем ценность заветов князя Владимира – в том, что он сумел дать людям нужный тон, показал, что нужно держаться вот этой высоты. Да, это высокий идеал, да, Православие – это очень высокий идеал. Но зато есть куда стремиться, есть с кого брать пример.

Людмила Зотова:

Одну из церквей, которые сейчас строятся, слава Богу, открываются на нашей земле, хорошо бы опять было назвать Десятинной церковью. Может быть, это стало бы еще одним напоминанием людям, что такое десятина. Чтобы это слово вновь зазвучало.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Я хотел бы, чтобы в память тысячелетия кончины князя Владимира, его преставления, была заложена такая церковь. Но я вот что подумал. Храмы, конечно, хорошо строить, но я бы предпочел, чтобы была учреждена или стипендия для какого-то студента на десятину, или обучение сестер милосердия. Ведь храмов сейчас уже более-менее настроили, а вот эта часть служения находится сегодня у нас в таком, я бы сказал, декларативном положении. Мы очень много об этом говорим, но делаем не так много. А вот была бы хотя бы десятинная стипендия… И я бы хотел, чтобы была такая десятина на радио «Град Петров», чтобы радио не стояло вечно с протянутой рукой и все время не угрожало нам своим закрытием.

Понимаете, в чем мудрость князя Владимира? В чем ценность заветов его сегодня? Вот представьте себе, языческая страна, вокруг дикое поле. И вдруг он видит, что вот эта система ценностей поможет обществу выстроиться в гармонии. И он эту систему начал вводить.

Еще мы показали в альбоме вот что – школы ведь стал открывать князь Владимир. Он сказал: учиться надо, нужно людей просвещать – и организовал школы. Вот, Катя, прочитай, как это воспринималось тогда.

11 - 500

Екатерина Карловская:

«Послал он собирать лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились они еще в вере. И плакали они о них как о мертвых».

Протоиерей Владимир Сорокин:

Вот представьте себе – это ведь действительно было дикое поле. Мамы привыкли с детьми быть рядом – а тут сына забирают и везут куда-то учиться. И даже по одному этому можно судить о том времени. А князь Владимир сказал: там, где вера, там нужно учиться, потому что Господь так устроил. Сказано: «Пойте Богу разумно».

Людмила Зотова:

Вот прошла тысяча лет, и мы уже не боимся отдавать своих детей в школы.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Сейчас привыкли, потому что убедились, что просвещение – это великое дело.

Людмила Зотова:

Да, но мы часто забываем, с чего оно начиналось.

Протоиерей Владимир Сорокин:

И еще у нас в альбоме из социальной части представлена медицина – как начиналась с князя Владимира медицина.

Екатерина Карловская:

Мы знаем, что до князя Владимира, до крещения все способы лечения сводились в основном к знахарству. Но князь Владимир это изменил, он поставил как бы под покров Церкви все процессы, связанные с лечением. Например, «Устав князя Владимира» говорит нам буквально: «Под церковным покровительством находятся монастыри, больницы, странноприимные дома». То есть это сразу стало действовать под церковным окормлением. И в дальнейшем под кровом монастырей развивались условия для лечения людей…

Протоиерей Владимир Сорокин:

Мы приводим здесь иконы – вот, если вы посетите пещеры Киево-Печерской лавры, там есть Алипий-врач, другие преподобные врачи. И мы поместили сюда, проведя связь с древностью, и образ Луки (Войно-Ясенецкого), а это почти наш современник. Мой современник – это точно, потому что я помню, еще был иподиаконом, и я слышал, что есть врач – архиепископ Лука. И это в советское время, и это был мощный аргумент в пользу того, что верующие тоже могут быть вполне образованными. Ведь говорили тогда, что верующие – это темные, отсталые, недоразвитые люди. А мы всегда отвечали – вот, посмотрите, врач есть у нас такой знаменитый.

Еще мы взяли из бытовой части установление мер. Стало общество упорядочиваться, и вводились новые правила. И завет князя Владимира был какой?

Екатерина Карловская:

Тоже «Устав князя Владимира» говорит нам: «От века установлено Богом и поручено святым епископам быть хранителями мер и весов в городах и торжищах».

Протоиерей Владимир Сорокин:

Понимаете, метр – он должен быть сто сантиметров, а не девяносто девять или сто пять. А кто должен следить за этими мерами? Вот как раз князь Владимир поручил ввести эту систему и ввел такие стандарты. И сегодня у нас в городе есть Палата мер и весов, и там Владимир Валентинович Окрипилов – президент. И он награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира. У них великолепный музей. Они, кстати, поставили часовню святого равноапостольного князя Владимира. И в этом музее отражено, что князь Владимир установил определение мер и поручил Церкви их контролировать. И в Палате мер и весов очень дорожат этим заветом князя Владимира.

Мы тоже это отразили в нашем альбоме и даже дали схему, что такое локоть, что такое сажень, какие были меры длины – то, что мы начисто забыли, но чем пользовались наши предки.

Еще у нас есть из бытовой части – система награждений. Князь Владимир ввел систему награждений, причем своеобразную. Он стал награждать людей ложками. И он награждал серебряными ложками лучших тружеников, воинов и других. Мы как раз приводим это свидетельство.

Екатерина Карловская:

В «Повести временных лет» это событие описывается так: «Владимир велел сковать серебряные ложки, сказав: серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной искали золота и серебра. Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны».

Протоиерей Владимир Сорокин:

Система наград, конечно, претерпела огромные изменения, и у нас сегодня в соборе есть такая экспозиция, где показано, как награждали в древности и до сих пор.

Дальше у нас из интересных бытовых моментов еще есть вот такие…

Екатерина Карловская:

Стали возделывать гречку на Руси после князя Владимира. И считается, что гречка тоже происходит из Византии, и ее возделывали при монастырях греческие монахи. И от этого само название – гречневая крупа, то есть греческая крупа.

Людмила Зотова:

То, что мы сейчас считаем исконно русской едой… И все-таки это тоже князь Владимир нам дал.

Екатерина Карловская:

Это действительно наше национальное русское блюдо, и о гречневой каше сложено очень много русских пословиц, вроде «Щи да каша пища наша». И исследователи считают, что в таких пословицах, где упоминается каша, речь идет именно о гречневой каше. Или такая: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».

Людмила Зотова:

Тут еще кисель у вас упоминается… Это тоже пошло все с тех времен?

Протоиерей Владимир Сорокин:

Да, из еды взяли еще кисель. С киселем вообще история интересная…

Екатерина Карловская:

В «Повести временных лет» повествуется о том, что, когда на Руси была война с печенегами, печенеги хотели взять город Белгород и осадили его. Тогда жителям Белгорода пришла мысль обмануть противника, устроив в колодцах кади с киселем и внушив таким образом мысль, что в колодцах города всегда есть сытная и сладкая пища. Пригласили они в город печенегов. И дальше в «Повести временных лет» рассказывается так: «И пришли печенеги в город, и сказали им люди: разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то смотрите своими глазами». То есть они устроили в колодцах кади с киселем и сделали вид, что кисель у них не кончается никогда.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Печенеги увидели это и ушли. Вот такие интересные моменты, связанные с нашей историей и с нашей культурой. Вот, со свеклой мы тоже привели пример.

Екатерина Карловская:

Да, свекла тоже была завезена из Византии, причем интересно, что она упоминается в «Изборнике» Святослава 1073 года, и, например, там есть такая фраза: «С февраля 28-го свеклы не ешь». Оказывается, эта фраза означает, что в погребах свекла сохранялась свежей только до этого срока.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Весь альбом мы, конечно, за время передачи не можем подробно пересказать.

Но нужно сказать, что вторая часть альбома у нас посвящена Князь-Владимирскому собору, потому что он является одним из наиболее ярких примером воплощением заветов князя Владимира. И мы гордимся тем, что мы представляем Князь-Владимирский собор. А в соборе у нас много о чем можно сказать, причем на примерах икон, архитектуры собора, истории собора можно, действительно, убедиться, что заветы князя Владимира все-таки дали такой, я бы сказал, пасхальный тон развитию России, ее укреплению.

Да, всякие были невзгоды и трудности, но все-таки, слава Богу, Православие дало нам самое главное – Воскресение, которое освящает весь наш год и всю нашу жизнь. Мы смотрим на свою историю через Воскресение Христово. Были у нас свои Голгофы, свои Страстные седмицы, но для нас самое главное, что князь Владимир является для нас хорошим руководителем, которого нужно помнить прежде всего. И мы бы хотели, чтобы наш альбом помог современному человеку.

Видите, мы изложили вот таким образом – может быть, с точки зрения серьезного ученого это наивно. Но все-таки мы опирались на документы, на какие-то факты, и все это, я надеюсь, послужит современным людям и нам всем. Нам самим было интересно, и мы сейчас мечтаем о втором томе, потому что в этот альбом не вошла, например, литература. А мне бы хотелось, чтобы мы могли еще сказать, какой вклад внесла русская литература просто по конкретным писателям – ведь каждый что-то свое сказал, что-то мудрое, важное через свои произведения открыл, какую-то грань человеческой личности, Божественную грань. Так что, хотелось бы о литературе сказать отдельно.

Может быть, и о живописи более подробно можно было бы сказать. Мы здесь тольео одну страничку сделали. Но ведь каждый род служения, каждый талант проявился своими гранями. И суметь их увидеть, помочь современным людям почувствовать красоту нашей православной традиции было бы очень полезно.

Людмила Зотова:

Вас есть еще куда стремиться, есть над чем работать…

Протоиерей Владимир Сорокин:

Да, мы вдохновились, зарядились этим альбомом. Но времени не хватает, это ведь очень много забирает времени.

Людмила Зотова:

А вот скажите, что лично Вам, когда Вы работали над этим альбомом, открылось о личности святого князя Владимира?

Екатерина Карловская:

Знаете, меня поражает, до какой степени личное преображение человека может оказать огромное воздействие на целую страну, на народ и на весь мир.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Я согласен. Тем более, что я ношу это святое имя, это мой небесный покровитель. И я чем дальше, тем больше вглядываюсь в его житие. И я вижу, какой это безбрежный океан простора, свободы, радости, благовестия, творчества – целый мир преображенный. И, конечно, мне сейчас очень хочется увидеть, как открывается это поле, эта свобода, этот простор для молитвенного вдохновения, для творчества. Это меня поражает, чем больше я вглядываюсь, чем больше я узнаю. Некоторых деталей я не знал, честно говоря. Мы тут друг друга обогащаем, вникая в житие такого великого нашего святого крестителя и просветителя. Я думаю, это благодарное дело.

Людмила Зотова:

Отец Владимир, у меня последний к Вам вопрос. Вы носите имя святого князя Владимира, а чувствуете ли Вы какую-то связь с ним, какую-то помощь от него?

Протоиерей Владимир Сорокин:

Помощь и связь – это непременно. И главное, что я чувствую, что продолжать нужно его дело. Я ведь из старообрядческой среды, и в этой среде было всегда особое чувство ответственности. Не знаю, оно во мне как-то сидит, и я чувствую себя ответственным за то, на каком уровне у нас сегодня находятся вопросы просвещения, вопросы благотворительности – это все те заветы, которые нам оставлены. И я делаю то, что возможно, чтобы как-то это дело улучшить и укрепить. Я непосредственно чувствую на себе эту ответственность.

Людмила Зотова:

Имя обязывает.

Протоиерей Владимир Сорокин:

Да, имя обязывает – это точно.

Хочу также сказать, что наш альбом можно приобрести всегда в Князь-Владимирском соборе. И будем очень рады, если не только мы вдохновимся этим альбомом. Но для каждого человека здесь найдется что-то вдохновляющее, ведь здесь такие интересные темы, что приходится только удивляться, что Господь дает нам такие возможности.

Людмила Зотова:

Спасибо большое. Итак, святой равноапостольный великий князь Владимир. Для нашей страны это имя, конечно, стоит на особом месте, потому что именно от него пришло Православие в нашу страну. И поэтому мы должны, наверное, в этом году как-то по-особому отнестись к этому великому и очень значимому для нас святому.

А сегодня мы говорили о князе Владимире и о альбоме, который вышел в Князь-Владимирском соборе, с настоятелем этого собора, протоиереем Владимиром Сорокиным и с составителем альбома Екатериной Михайловной Карловской.

 

 

Текст: О.Н.Суровегина

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru