В 2015 году Свято-Князь-Владимирское братство отмечает свое 125-летие

Ульяна Волкова и Димитрий Рар

1000-летие кончины князя Владимира приходится на один год со 100-летием кончины протоиерея Алексия Мальцева, основателя Свято-Князь-Владимирского братства – единственной церковно-общественной организации, сохранившей непрерывное существование с дореволюционных времен

Программа Марины Лобановой «ВСТРЕЧА»

В 2015 году Свято-Князь-Владимирское братство отмечает свое 125-летие

В передаче принимают участие Димитрий Глебович Рар (Германия), Председатель Свято-Князь-Владимирского братства и Ульяна Михайловна Волкова (Москва), научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

 

Протоиерей Алексий Мальцев

Среди членов братства – великие русские святые: святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, равноапостольный Николай Японский. Есть и Новомученики: священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Иконостас церкви святых Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского в Бад-Наугейме

Иконостас церкви святых Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского в Бад-Наугейме

Димитрий Рар: «Накануне Великой войны в Братстве состояло не менее 2000 человек. Почему среди членов Свято-Князь-Владимирского братства оказалось так много высокопоставленных лиц… Когда Мальцев собирал пожертвования на строительство храмов в Германии – он обращался к высшим кругам России, Петербурга. Например, есть город Бад-Наугейм под Франкфуртом-на-Майне, он входил в Великое герцогство Гессен-Дармштадт, а великий герцог Дармштадтский был братом нашей последней императрицы Александры Федоровны, так что, когда Царская семья отдыхала в Бад-Наугейме в 1910 году, они посещали братский храм Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского, и тогда Елизавета Феодоровна и Александра Феодоровна взяли под свое личное покровительство этот храм. Сегодня они стали его Небесными покровителями».

Храм во имя святых Константина и Елены и дом имени императора Александра III. Фото начала XX в.

Храм во имя святых Константина и Елены и дом имени императора Александра III.
Фото начала XX в.

Братский дом имени императора Александра III (Kaiser-Alexander-Heim) в Тегеле. Фото начала XX в.

Братский дом имени императора Александра III (Kaiser-Alexander-Heim) в Тегеле.
Фото начала XX в.

Хранитель отдела нумизматики музея изобразительных искусств им. Пушкина Ульяна Волкова рассказала об удивительной находке: в 2010 году выяснилось, что хранящаяся в музее коллекция монет происходит из созданного протоиереем Алексием Мальцевым музея в братском «Доме Императора Александра III» в берлинском пригороде Тегеле, где был расположен и музей, и русская библиотека, и типография, и различные мастерские. Коллекция насчитывает более 1000 предметов – это монеты разных стран и времен. До этой находки музей Свято-Князь-Владимирского братства считался полностью исчезнувшим.

В связи с этим событием в год 100-летия кончины основателя Свято-Князь-Владимирского братства протоиерея Алексия Мальцева и 125-летия самого братства Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина планирует открыть выставку, на которой будет экспонирована нумизматическая коллекция Братства и стенды, посвященные истории Братства и личности его основателя. К открытию выставки будет издан памятный каталог. В планах музея открыть выставку в середине июля и завершить ее работу в середине сентября.


P1300630

АУДИО

ПРОГРАММА МАРИНЫ ЛОБАНОВОЙ «ВСТРЕЧА» 2015 г.


Димитрий Рар и Марина Лобанова

АУДИО

ПРОГРАММА МАРИНЫ ЛОБАНОВОЙ «ВСТРЕЧА» 2013 г.


Интериер домовой церкви при императорском посольстве а Берлине

Интерьер домовой церкви при императорском посольстве в Берлине

+ + +

В день 100-летия кончины основателя Свято-Князь-Владимирского братства протоиерея Алексия Мальцева по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена панихида.

АУДИО + ФОТО


+ + +

Свято-Князь-Владимирское братство

Историческая справка

Братство

Необходимость создания русского благотворительного общества в Германии возникла после того, что в конце XIX века там оказалось много российских подданных, попавших в тяжелое положение. В основном, это были люди, чьи планы эмигрировать в Америку не совершились и которые затем в портовых городах Германии обращались за помощью в дипломатические представительства России. Для помощи соотечественникам назначенный в 1886 году в Берлин протоиерей Алексий Петрович Мальцев в 1888 году получил разрешение митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) на создание братства. Учредительное собрание Свято-Князь-Владимирского братства состоялось 10 апреля (29 марта по ст. ст.) 1890 года в Берлине. По уставу, российский посол в Берлине считался почётным председателем Общих собраний Братства. Братство взял под свое покровительство великий князь Владимир Александрович (брат императора Александра III). Фактически управлял делами Братства протоиерей А. П. Мальцев, занимавший формально должность сперва казначея, затем секретаря.

Членами Братства числились такие личности как святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, равноапостольный Николай Японский, священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) (при вступлении в Братство Экзарх Грузии и Архиепископ Карталинский и Кахетинский, позже митрополит Киевский), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, страстотерпец Великий князь Михаил Александрович (брат императора Николая II), королева Вюртембергская Ольга Николаевна (дочь Николая I), великий князь Алексей Александрович, великий князь Сергей Александрович, великий князь Павел Александрович, великий князь Георгий Михайлович, великий князь Михаил Михайлович, князь Владимир Павлович Палей, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна, граф М. Н. Муравьёв, граф А. В. Голенищев-Кутузов, генерал-адъютант И. Л. Татищев, контр-адмирал Ф. В. Дубасов, К. К. Грот, В. А. Дашков, композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн и др.

Для помощи нуждающимся Братство в 1895 году в берлинском пригороде Тегеле соорудило Дом памяти Императора Александра III, в котором люди находили ночлег. При доме были созданы разные мастерские, столярная, типография и садоводческое хозяйство, в которых попавшие в беду лица могли поработать и своим трудом заработать достаточно денег, чтобы вернуться в Россию, не теряя лицо и достоинство. При Доме находились также русская библиотека и музей русской культуры.

Напротив Дома ещё в 1892 году Братством было устроено русское кладбище, а в 1894 году сооружен кладбищенский храм свв. царей Константина и Елены. Затем Братство соорудило храм Всех Святых в Бад-Гомбурге (1899 г.), храм преп. Сергия Радонежского в Бад-Киссингене (1901 г.), храм св. Архистратига Божьего Михаила в Гёрберсдорфе (ныне — Соколовско) (1901 г.), домовую церковь св. Николая Чудотворца в Гамбурге (1901 г.), храм св Иннокентия Иркутского и преп. Серафима Саровского в Бад-Наугейме (1908 г.), прицерковный дом в Бад-Гомбурге (1911 г.), а также домовые церкви в Бад-Брюккенау (1908 г.), Бад-Вильдунгене (1912 г.) и Данциге (ныне — Гданьск) (1913 г.). Планировался собор св. Андрея Первозванного в самом Берлине.

Благотворительная деятельность Братства охватывала не только Германию. Благодаря щедрым пожертвованиям Братство помогало пострадавшим от неурожая в центральной России, отправляло посылки русским военнопленным в Японии, помогало инвалидам и сиротам в России.

Первая мировая война прервала деятельность Братства. Большинство его членов вынуждены были покинуть Германию. Протоиерей А. Мальцев скончался в 1915 году в Кисловодске и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Петрограде.

После революции среди русских беженцев-эмигрантов в Берлине оказалось немало членов Братства, деятельность которого они возобновили, зарегистрировав Братство в 1923 году как юридическое лицо. На благотворительную деятельность, однако, средств уже не хватало. Братство едва находило средства на содержание своих храмов. Тем не менее, Братство в 1921 году в Берлине-Тегеле соорудило барачное общежитие для русских солдат-инвалидов. А в 1938 году член Братства и начальник отдела Русского обще-воинского союза в Германии генерал А. А. Лампе с помощью пожертвований эмигрантов соорудил на кладбище в Берлине-Тегеле памятник «Верным сынам великой России» в память погибшим воинам Первой мировой войны и Гражданской войны.

С 1938 года Братство входит в состав Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

После Второй мировой войны оккупационные власти в 1945 году передали имущество Братства в Берлине Московской Патриархии. Правление Братства оказалось в Западной Германии. С 1961 года центром Братства стал Бад-Киссинген.

С 1990 года председатель Братства Г. А. Рар стал налаживать связи с Московской Патриархией. Когда Братство в 1995 году было вынуждено закрыть домовый храм в Гамбурге, он передал хранившийся там походный «Мемельский» иконостас времён Семилетней войны во вновь сооружаемый собор Христа Спасителя в Калининграде по просьбе митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева).

В 1996 году при Братстве был создан небольшой денежный фонд для возобновления благотворительной деятельности преимущественно помощи детям в России. С 1996 года было издано несколько номеров бюллетеня «Братский Вестник» (выходит нерегулярно). С 2000 года Братство тесно сотрудничает с Российским Фондом Культуры, с 2006 года с Владимирским братством в Москве, с 2008 года с Государственным Архивом Российской Федерации (ГАРФ) и фондом «Русское Зарубежье», с 2009 с Русским Обществом Санкт-Петербурга.

В 2006 году Братство было восстановлено как собственник русского кладбища в Берлине-Тегеле, предоставляя его и впредь для пользования Берлинской епархии РПЦ.

В 2008 году Посольство Российской Федерации в Берлине поручило Братству заботу о старых русских памятниках и захоронениях на территории Германии.

+ + +

Протоиерей Алексий Мальцев

Историческая справка

Мальцев

Протоиерей Алексий Мальцев, выпускник Ярославской духовной семинарии и Петербургской духовной академии, церковный историк, переводчик, миссионер, основатель и организатор Свято-Князь-Владимирского братства. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

«В результате гармонического сочетания теории с практикой, высокого, развитого ума с прекрасным всеобъемлющим сердцем и твердой, настойчивой волей и получился тот дивный чарующий облик всего душевного склада… отца протоиерея, который так пленительно действовал на всех окружающих его и так неотразимо их покорял. Очевидно, в этой-то полной гармонии всех высших духовных способностей — ума, сердца и воли — и заключалась вся тайна его обаяния. Она, прежде всего, в нем самом создавала ту идеальную внутреннюю слаженность, умиротворенность и уравновешенность, которая наполняла все его существо, делала его необыкновенно спокойным, светлым, радостным и благодушным и даже превращала его в источник добра, света и тепла для всех окружающих его и имевших с ним… личное соприкосновение» — так писал в своих воспоминаниях профессор А.А.Покровский о замечательном русском протоиерее Алексии Мальцеве.
Описанные профессором душевные черты позволили отцу Алексию создать один из самых ярких и редких примеров реального миссионерства в инославной среде.

Выпускник Ярославской духовной семинарии, и Петербургской духовной академии, к 32-м годам уже опытный священник, отец Алексей в 1886 году был назначен настоятелем посольской домовой церкви святого Владимира в Берлине. На немецкой земле отец Алексей трудился вплоть до начала Первой Мировой войны в 1914 году. За это время он сумел вывести православие не только за границы посольской церкви, но и за пределы русского этноса.
Прежде всего, отец Алексей сделал саму посольскую церковь полноценной общиной, превратил ее в приход, в котором не только совершались службы, но и велась активная социальная, просветительская и миссионерская работа. Направлена она была в первую очередь на помощь русским рабочим, оказавшимся на чужбине (экономическая ситуация того времени вынуждала многих выезжать на заработки в Западную Европу и даже в Америку). Им помогали с жильем, питанием, работой, и, если нужно, возвращением на Родину. Но очень быстро в общинную жизнь вливались и представители других сословий и классов. «Всего значительнее все же была не деятельность, а сама личность Алексея Петровича. Она выступает в удивительном ореоле настоящей доброты, ласки, любви, заботы. Кого бы ни занесла судьба в Берлин, он не мог там чувствовать себя одиноким и покинутым, пока там был Алексей Петрович. Всех приютить, успокоить, приискать дело, всячески помочь — вот что ставил своей прямой задачей Алексей Петрович» — писала в 1916 году «Христианская жизнь».
Уже в 1890 году инициативы отца Алексея нашли институциональное и юридическое оформление. Было создано Свято-Князь-Владимирское братство, которое пользовалось поддержкой Церкви, Российского государства и многих представителей русской общественности — от Иоанна Кронштадтского до Антона Рубинштейна. Вскоре при приходе был построен братский дом имени императора Александра III, в котором была, по словам историка Анатолия Холодюка, «небольшая бесплатная гостиница, в которой временно могли остановиться молодые ученые из России. В подвальных помещениях располагались разные мастерские, а на территории разбитого сада находились пасека и оранжереи. Всего было построено около 20 теплиц с водяным отоплением, доходы от которых тоже пополняли кассу братства. Вокруг дома… стала располагаться своеобразная русская трудовая колония». Были организованы большая общедоступная библиотека, исторический музей, воскресные школы. Позже отец Алексей выкупил небольшой участок под православное кладбище и кладбищенский храм.
Отец Алексей — не только блестящий организатор приходской жизни, но и церковный ученый. Ему принадлежат десятки больших и мелких сочинений в основном о церковной жизни в Германии — ее истории, возможностях и перспективах. Протоиерей Алексий организовал в Берлине и собственное издательство «Bratstwo», где выходили «Ежегодник Берлинского братства», в котором помещались ценные сведения о православных церквях за границей и об их священнослужителях, а также журнал «Церковная правда». Но, пожалуй, главное его достижение на этом поприще — перевод православного богослужения на немецкий язык, которым до сих пор пользуются священники в Германии. Результатом миссии стало обращение многих этнических немцев в православие. Один из них — Антон Фердинанд Гекен был крещен с именем Василий, а затем стал первым за всю историю Германии немецким православным священником. Отец Василий — многолетний соратник отца Алексия.
Отец Алексий был вынужден покинуть Германию после начала Мировой войны. И уже в апреле 1915 года в Кисловодске, где он находился на лечении, скончался. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и захоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru