Вопрос об ученом монашестве на Соборе 1917-1918 гг.

Программа Александра Мраморнова

«Великий Собор»

Гость: Глеб Михайлович Запальский, кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ответственный редактор тома издания деяний Собора 1917-1918 гг. о монастырях и монашестве

Тема: ученое монашество

Эфир 19 июля 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Александр Мраморнов:

В этот раз мы поговорим о проблемах ученого монашества, как они представлялись перед Священным Собором 1917-1918 гг. и как разрешались на самом Соборе. Что вообще это за категория – «ученое монашество»? Когда она сформировалась?

 

Глеб Запальский:

Это очень интересная категория, которую стали выделять довольно поздно – уже во второй половине XIX века. Хотя по сути сам феномен, конечно, формировался гораздо раньше, в какой-то мере уже с XVII века, когда появились высшие духовные учебные заведения в России. Конечно, тут большую роль сыграл Петр Первый, который в принципе смотрел на монашество утилитарно, он считал, что монахи должны оправдать свое значение не столько молитвенными трудами, сколько конкретными социальными, в частности, образованием – традиционная сфера, связанная с монашеством. И почему бы не собрать образованных монахов в одном монастыре? В качестве такового первоначально задумывался Александро-Невский монастырь, основанный Петром Первым в новой столице. И тогда из них будут вырастать и ученые с научными трудами, и это будут хорошие кандидаты для церковного руководства, для епископата. И так далее.

 

Александр Мраморнов:

Так и получилось?

 

Глеб Запальский:

Не совсем.

 

Конечно, в таком виде, как Петр это представлял, это не заработало. Александро-Невский монастырь не стал «ученым монастырем». Но в целом, поскольку сама система духовных учебных заведений, действительно, формировалась, то просто возникло такое естественное явление, что в духовных академиях, то есть высших школах, некоторые студенты принимали постриг. Тем самым, довольно резко отделялись от своих товарищей, потому что их перспективы становились совершенно иными.  Теперь они, заканчивая духовные академии, становились кандидатами на высокие административные должности.

 

Александр Мраморнов:

Таким образом, духовные школы стали центрами ученого монашества, а не какой-то отдельный монастырь?

 

Глеб Запальский:

Вот именно. Духовные школы стали центром. И такая типовая карьера ученого монаха могла вообще пройти без всякой связи с монастырем. То есть человек учился, потом получал назначение в той же самой духовной академии, или сначала в семинарии. Потом попадал в число епископов.

 

Александр Мраморнов:

И поэтому накануне Собора 1917 г. эта идея «ученого монастыря» вновь возникает, только в каком-то новом виде.

 

Глеб Запальский:

Да, идея Петра реанимируется. Ученое монашество по сути дела существует как реальность, но при этом оно никак не организовано, не привязано к монастырям.

 

Это явление предметно начинает обсуждаться в начале XX века самими монашествующими. А критика в их адрес раздавалась и раньше: что это такие «карьеристы», которые совершенно не знают, что такое жизнь в монашестве и вообще, как их можно монахами называть, и так далее. Возник вопрос – как можно это явление институциализировать? Рассматривались разные варианты.

 

Сидят: в центре епископ Феодор (Поздеевский), слева архимандрит Варлаам (Ряшенцев), справа архимандрит Симеон (Холмогоров); стоят слева направо: иеромонах Гурий (Степанов),  иеромонах Филипп (Гумилевский), иеромонах Герман (Ряшенцев). Московская Духовная Академия, 1909 — 1910 годы.

 

В процессе обсуждений прозвучало слово «орден». Причем, интересно, это прозвучало от критиков ученого монашества: что это у вас за орден такой? А в ответ сторонники ученого монашества не очень-то от этой идеи и открещивались, например, владыка Феодор (Поздеевский), который был одним из лидеров ученого монашества, писал, что пусть даже и орден, а сейчас разве монашество не орден? Это фактически орден, только неприкаянный. И почему бы не использовать эту форму, пусть это и католическая традиция, если она полезна?

 

Александр Мраморнов:

На самом Соборе 1917-1918 гг. постановления по ученому монашеству были приняты?

 

Глеб Запальский:

Да.

 

 

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

Память Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. установлена 5 (18) ноября

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

Шестой том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. включает текс- ты деяний (стенограмм общих собраний) Собора с тридцать седьмого по шестьдесят пятое, т. е. за вторую половину первой сессии. За это время (ноябрь — начало декабря 1917 г.) в рамках соборных заседаний состоялась интронизация Патриарха Тихона, обсуждены вопросы церковно-государст- венных отношений и революционных изменений в российском общест- ве, разобраны и приняты соборные постановления по вопросам высшего церковного и епархиального управления, проповедничества, о правовом положении духовенства, произведены выборы членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

 

Девятнадцатый том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. содержит результаты работы соборного Отдела о монастырях и монашестве. В книгу вошли документы о создании Отдела, протоколы его заседаний, приложенные к ним материалы (в т. ч. письма с мест), проект положения о монастырях и монашествующих и другие итоговые документы Отдела, отчеты о его деятельности. Эти тексты дают ценный материал для воссоздания жизни монастырей революционной эпохи, показывают ее глазами самих монашествующих и мирян.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru