fbpx
6+

«У нас все носит чисто теоретический характер»

Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Священники комментируют события прошедшей седмицы

Прямой эфир: 16 декабря 2012 года

Александр Крупинин:
Сегодня наш приглашенный гость – настоятель Князь-Владимирского собора, профессор-протоиерей Владимир Сорокин. На прошедшей неделе Вы, отец Владимир, принимали участие в межрегиональных Рождественских образовательных чтениях Северо-Западного федерального округа «Традиционные ценности и современный мир», которые проходили в нашем городе 13-15 декабря. Что это были за чтения, как они были организованы, каково было Ваше участие в них?

Протоиерей Владимир Сорокин:
Подобные чтения проходят и в Москве и в других городах, это очень интересно, но их основной недостаток – отсутствие результативных документов, предложений, которые бы отмечали какую-нибудь приоритетную тему с тем, чтобы, собравшись на следующий год, мы могли бы проанализировать, как это работает. На европейских конференциях не бывает таких просто бесед, встреч – это роскошь, там организовано все очень конкретно. У нас все носит чисто теоретический характер. А сегодня мы должны уже переходить к очень конкретным программам, чтобы была реальная помощь и священникам, и учителям, и воспитателям.

Вопрос слушателя: на открытии Рождественских чтений было зачитано приветствие губернатора Г.Полтавченко, в котором большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Есть ли какие-то новые программы на приходах и как они работают?

ВС: Моя позиция очень проста: при каждом храме должны быть созданы условия для того, чтобы было место, где можно бы было реализовывать программы всестороннего развития и воспитания молодежи. Например, есть футбольная команда, а где ей тренироваться? У нас есть молодежная организация «Витязи», а где им собираться? Программы у них очень хорошие, но реализовывать их негде. Конечно, хорошо Полтавченко делать пожелания, но я хочу, чтобы Путин, который дал обещание Патриарху, что религиозные организации должны обладать равными правами с общественными организациями (и я вкладываю в это смысл, чтобы власть помогла нам создать при храмах соответствующие помещения для воплощения в жизнь этих возможностей), чтобы он выполнял свои обещания. Это же власть отобрала у Церкви все наши вспомогательные помещения, сегодня их практически нет. Путин в своем послании к Федеральному собранию сказал, что не хватает у нас духовных скреп, нужно развивать милосердие, сострадание. Так выполняйте свои обещания! Скрепы – это когда при храме группа молодых людей получает условия для развития своих лучших качеств, в помощи пожилым, многодетным семьям, детям, в социальном служении, в укреплении собственного здоровья и патриотическом воспитании.

АК: 11 декабря в Санкт-Петербурге публицист, социолог религии Александр Щипков представил свою новую книгу «Территория Церкви». Меня интересует Ваше мнение, отец Владимир, по вопросам борьбы с Церковью, современного «обновленчества» и требований перевода богослужения на русский язык, изложенных в этой книге.

ВС: Я не думаю, что настало время переводить все богослужебные тексты. Но отдельные трудные слова переводить нужно. Вообще Евангелие было переведено на русский язык еще в 1886 году, но для домашнего чтения. У нас в соборе Евангелие читается по-славянски, а потом обязательно говорится проповедь и читается по-русски. Но песнопения и стихиры перевести невозможно, потому что нельзя попасть в музыкальный ритм, это настоящая поэзия, не ляжет мелодия на русский язык. Конечно, неплохо было бы современному христианину выучить славянский язык, но опять же, у нас сегодня в соборе на службе было более 700 человек – где их учить? Сейчас уже понемногу изменились наши прихожане, по сравнению с тем, какими они пришли в церковь после 70-летнего провала: люди стали понимать смысл, ценность и красоту славянского языка, славянских оборотов.

АК: Известный русский богослов Георгий Федотов говорил: чтобы перевести богослужение с церковно-славянского на русский, один человек должен быть одновременно великим богословом, великим филологом и великим поэтом.
По поводу мавзолея Ленина каково Ваше мнение? Президент сказал, что это – православная традиция.

ВС: Это несовместимые понятия. Президент сделал lapsus linguae (лат. ошибка в речи, оговорка, обмолвка), а если он сказал это сознательно, то тем хуже для него. Президент должен знать, что мощи святых – это мощи подвижников веры и благочестия, и они сегодня свидетельствуют о славе Божьей и существуют безо всякой искусственной помощи, Господь их хранит и они поддерживают Церковь. Труп Ленина – это материальные расходы (из кармана налогоплательщиков), а его преступная деятельность сейчас полностью раскрыта и доказана. Похоронить его надо. Я даже согласился, чтобы его отпели, но без пения «со святыми упокой».

Вопрос слушателя: Может ли сотрудничать Православная Церковь с другими конфессиями в области социального служения?

ВС: Сотрудничать в области социального служения можно не только с представителями других конфессий, но и с неверующими людьми. Социальное служение – это те дела, по которым Господь будет нас судить на Страшном Суде.
Вообще, сейчас для России очень ответственное время. Нашей Церковью были приняты «Основы социальной концепции», принята такая же концепция и в исламе, в иудейской религии, в буддизме. Социальная концепция – это то, как мы в повседневной жизни реализуем Божьи заповеди: помогаем ли нуждающимся, ухаживаем за больными, как относимся к старикам. Наше общество становится все более агрессивным, так продолжаться не может. Нам нужно выстроить открытую сопоставительную систему и увидеть друг друга не с негативной, а позитивной точки зрения. Такая система дает человеку возможность сопоставить, подумать и определить свою позицию. Будущее России и нашего народа не в толерантном отношении друг к другу, а во взаимообогащении ислама и православия. В исламе есть то, чему нам можно поучиться, в частности, их отношению к старикам, их умению справляться с молодежью. А у нас важен наш духовный опыт, наше богословие. Если смотреть в будущее, то они рано или поздно сравняются с нами количественно, а это вынудит нас вести диалог, начинать нужно уже сегодня. С Западом у нас уже достаточный опыт общения, существует диалог по многим проблемам. Россия находится между двух цивилизаций – восточной и западной, нам придется и с Китаем считаться, там возрождается конфуцианство, основной принцип которого – целесообразность, а нам этого так не хватает.
У наших иерархов и какой-то части священства есть желание сделать Церковь одной из ветвей власти или общественной жизни, и в некоторых вопросах даже подменить государственные структуры (в области социального служения, например). Не надо ничего подменять, не надо никуда вставлять Церковь – она независима, она должна быть совестью народа, голосом Божьим. Господь нам заповедал жить при любой системе, но жить так, чтобы быть примером для других и благовествовать Христа.

Текст: Н.М.Лукьянова

Наверх

Рейтинг@Mail.ru