«Творческое наследие, созданное человеком при жизни, может влиять на его посмертную участь»

Плетнев 1

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Максим Плетнёв

Прямой эфир 10 февраля 2016 г., 20:30

 

Протоиерей Максим Плетнёв: Поговорим о сегодняшней дате – 10 февраля. В 1837 году 10 февраля умер великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Для Петербурга это особая дата, в том числе и для нашего храма, где я служу, храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, где Александра Сергеевича отпевали. Каждый год мы служим панихиды и в день смерти, и в день рождения А.С.Пушкина, 6 июня.

Время смерти Александра Сергеевича – 2 часа 45 минут. Около 12:30 мы начинаем торжественную панихиду уже в 24 раз. Храм был открыт 24 года назад после долгого периода забвения.

Когда мы размышляем о смерти Александра Сергеевича, мы, конечно, не можем не говорить о том, что это была дуэль. С одной стороны, дуэль – это обращение к рыцарской эпохе, понятию чести, а с другой стороны, дуэль не признавалась и осуждалась и государством, и Церковью, потому что, в конечном итоге, она заканчивалась либо убийством, либо самоубийством. Сложное положение. И Господь дает выход Александру Сергеевичу – 46 часов предсмертных мучений после ранения. И за это время Пушкин исповедуется, примиряется со всеми своими врагами. Он говорит, что хочет умереть как христианин. По свидетельству княгини Мещерской и князя Вяземского священник Петр Песоцкий, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, выходя из комнаты, где он исповедовал Александра Сергеевича, со слезами на глазах произнес следующие слова: «Мне незачем врать, но я бы хотел умереть как этот человек». Рассуждая о последних часах жизни Александра Сергеевича Пушкина мы видим тайну его жизни, тайну его смерти, мы видим тайну его последней исповеди. Мы можем предполагать, что произошло некое чудо, чудо примирения человека с Богом. И мы, конечно, надеемся, что Александр Сергеевич сейчас с Господом, в раю. Может быть, он потому так дорог русскому народу, что представляет собой образ раскаявшегося грешника, блудного сына. Как говорил сам Александр Сергеевич, «отрока Библии».

Хотелось бы, чтобы люди больше откликались, приходили в наш храм, молились за Александра Пушкина. Так сложилось, что в нашем храме мы совершаем панихиды не только по Александру Сергеевичу. У нас была совершена первая панихида по Михаилу Глинке. Мы молимся за семью Таганцевых, за Николая Гумилева, за Виктора Астафьева. Есть отдельные панихиды по лицеистам, по Сергею Есенину, по Ивану Бунину. Всех приглашаю в наш храм.

 

Вопрос (9): Известно, что человек может связать себя со своим прошлым, имея память. Сможет ли Александр Сергеевич Пушкин в минуту своего воскресения вспомнить о себе как о поэте, то есть, по существу, стать самим собой?

Отвечает протоиерей Максим Плетнёв: Мы не должны так рассуждать, как Вы – гадательно. Кто же знает, что будет при воскресении? Мы говорим о бессмертии души, бессмертии личности человека. Почему Вы думаете, что Александр Сергеевич перестал быть самим собой?

Что касается А.С.Пушкина, очень важна тональность нашего взгляда. Ведь одну и ту же ситуацию можно видеть совершенно по-разному. И взгляды на А.С.Пушкина могут быть совершенно разными. Есть, например, издание «Православие и Пушкин», а есть «Сатанинские зигзаги Пушкина», где всячески очерняется память Александра Сергеевича. Говоря о его смерти и бессмертии, надо сказать, что смерть есть итог жизни. И последние часы жизни Пушкина не случайны. Есть много серьезных исследований, из которых следует, что состоявшаяся дуэль была результатом не просто какой-то альковной истории, а, возможно, это было политическое убийство. Мы можем говорить сегодня о тех людях, которые убили Пушкина, и об их сомнительных нравственных качествах. У каждого из нас есть своя «Гаврилиада», свои печальные эпизоды. И у Александра Сергеевича были непростые отношения с Церковью. Но рассматривая последние его годы, мы можем говорить об очень серьезном отношении Пушкина к Богу. Мне кажется, есть особый смысл в том, что Господь дает ему возможность покаяния – эти 46 часов, а Лермонтову, например, не дает. Он умирает сразу, во время дуэли. Смерть является итогом. Обстоятельства смерти не случайны и могут о многом рассказать. По отношению к Александру Сергеевичу мы видим эту любовь Божию, добрый знак приятия раба Божиего Александра. Но это все только наши рассуждения. Конечно, мы ни в коей мере не можем брать на себя роль судьи. Господь всем нам судья. И только Ему известна посмертная судьба Александра Сергеевича. Но мы можем надеяться, просить, верить и молиться.

 

Вопрос (10): Батюшка, получается, что Лермонтова Бог не хотел простить?

Отвечает протоиерей Максим Плетнёв: Мы этого не знаем. Мы говорим о том, что есть. Факт остается фактом. Михаил Юрьевич был убит на дуэли и умер сразу. У него не было возможности покаяться, исповедаться, как у Пушкина. Этот факт нам открыт. А почему это так, мы не знаем. Можем только предполагать.

Конечно, посмертная судьба усопших сокрыта от нас и откроется нам только в последний момент, в день Воскресения, день Второго пришествия. Будет Страшный Суд и каждый из нас получит по заслугам. До этого мы можем каяться в своих грехах и менять свою участь очень активно. И, действительно, можем обретать спасение и к нему приближаться. Мы можем менять и участь своих усопших близких. Тех людей, за которых мы молимся. Все панихиды, которые мы служим, возникли по инициативе наших прихожан. К нам приходили, например, литературоведы, «буневеды». Пока не поступало обращений отслужить панихиду по М.Ю. Лермонтову. Просили, например, помолиться за Высоцкого. Наш настоятель, отец Константин Смирнов, отказался, так как вопрос, был ли крещен Владимир Высоцкий, все еще остается открытым. Мы молимся за Сергея Есенина только потому, что существуют весомые факты, раскрытые на сегодняшний день, которые доказывают версию убийства, а не самоубийства. Несмотря на то, что до сих пор официальная версия говорит о самоубийстве, мы придерживаемся версии убийства. Хотя тоже очень непростая судьба у Сергея Есенина. Очень непростые отношения с Церковью, религией. В отличие даже от Лермонтова, у Сергея Есенина есть такие кощунственные строки, которые меня очень сильно ранят. Трагичная судьба русского человека, русского поэта, непростая! Практически всех русских поэтов и литераторов. Может быть, вообще судьба любого человека, не только русского, трагична. Говоря о посмертной участи, хотелось бы отметить следующее. Жизнь человека оставляет следы в этом мире. И как камень, брошенный в воду, оставляет расходящиеся круги на глади воды, так и результаты деятельности людей, в частности, творческих людей, о которых мы сегодня говорим, их творения, то, как они воздействуют на другого человека, могут влиять на их участь после смерти. Или человек приходит к погибели под воздействием того или иного произведения литературы, искусства, или он меняется в положительную сторону, духовно поднимается. Пример какого-то поступка, пример жизни, который стал известен, тоже может способствовать спасению либо погибели. И это может влиять на участь усопшего человека. И на Страшном Суде будет подведена черта.

 

Другие вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:

 

1)   Как можно помочь Господу Иисусу Христу?

 

2)   Можно ли, уже обретя веру во Христа, рассуждать о судьбе?

 

3)   Что означает слово «зачало»?

 

4)   В одном месте Спаситель говорит: «Не нарушить закон Я пришел, а исполнить» (Мф.5:17) В другом месте Христос говорит о том, что старое прошло, «Се творю все новое» (Откр.21:5) и «Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие» (Лк.5:37). Нет ли здесь противоречия?

 

5)   Можно ли посещать кладбище в такие праздники, как Пасха, Антипасха и Троица? И что значит Антипасха?

 

6)   Батюшка, нуждаюсь в совете. Имея свободными февраль и март месяцы, решил посвятить это время усиленному общению с нашим Господом и осуществлять дома по возможности суточный круг богослужений. Чтобы не ломать такие службы, как утреня и вечерня, я включаю в них сам ектении, отвечаю на свои же возгласы и т.д. При этом я не являюсь священнослужителем, а ектении положено осуществлять священнику. Хорошо ли я делаю?

 

7)   Почему нельзя разобрать слов при пении тропарей хором в храмах? Слова вполне понятны и, соответственно, смысл, когда выступает хор Минина, например.

 

8)   Существует мнение, что в доме, где иконы, нельзя держать собаку. Верно ли это?

 

9)   Известно, что человек может связать себя со своим прошлым, имея память. Сможет ли Александр Сергеевич Пушкин в минуту своего воскресения вспомнить о себе как о поэте, то есть, по существу, стать самим собой?

 

10) Батюшка, получается, что Лермонтова Бог не хотел простить?

 

Текст: Ольга Качаева

Наверх

Рейтинг@Mail.ru