Программа Марины Лобановой
«Под знаменем России»
Тема: значение и роль религии в гражданской войне в России в 1917 – 1922 гг.
Эфир: 12 июня 2025 г.
АУДИО
Презентация книги «Религиозный фактор в годы Гражданской войны в России» состоялась 11 июня 2024 года в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.
Александр Пученков:
Когда Россия стала остывать от ужаса собственного же человеконенавистничества, Крым наоборот вошел, что называется, в раж. И мы с этим столкнулись на рубеже 1920-1921 года после исхода Русской армии барона Врангеля из Крыма. Иными словами, эту модель, как научный редактор книги, я попытался перенести на всю книжку в целом.
В основе этой книги – материалы около 20 архивов, и все эти материалы использовались не формально. Удалось сделать и немыслимую по нынешним временам вещь – получить отзыв у крупнейшего специалиста по истории Русской Церкви Грегори Фриза.
Николай Смирнов:
Есть замечательная работа у Павла Рогозного о том, что одновременно с цивильной, гражданской революцией, проходила и церковная революция.
Юлия Бирюкова:
«Белый стан» тоже был неоднороден, и Церкви приходилось выстраивать отношения с разными политическими силами внутри Белого Движения. Разные краевые правительства по-разному относились к Церкви. Особо напряженные отношения были с Кубанским казачьим правительством, а наиболее теплые и дружественные отношения складывались с Донским казачьим правительством.
Что касается красных – тоже, совершенно верно отметили, что всё было весьма неоднозначно. Безусловно, были жестокие казни, подчас необъяснимая, садистская жестокость проявлялась. И тоже очень интересно мотивацию этой жестокости выявить, я тоже пытаюсь это сделать в своих работах. Но, с другой стороны, мы видим, что большое значение имел так называемый человеческий фактор. Были представители красных, которые своих подопечных заставляли в воскресенье ходить в храм.
Духовенство по-разному тоже реагировало, шли дискуссии о мере допустимого участия духовенства в политике. Высказывались подчас противоположные точки зрения, были и уникальные точки зрения, например, священник Валентин Свенцицкий считал, что Церковь сама есть политическая партия.
Иван Петров:
Правительство ДВР (Дальневосточная республика – буферное «временное государство» красных, существовавшее в 1920-1922 гг.), при всей безграмотности его деятелей, заигрывало и с православными, и с буддистами.
Важный момент – это вопрос с автокефалией, с тем, как православное духовенство в годы гражданской войны меняло свою позицию, оказавшись в новых государствах, только что обретших независимость. В государствах Балтии многие священнослужители не только изменяли свои имена на балтийский манер, но часто люди, у которых не было никакой связи с местными титульными нациями, они еще больше поддерживали идею церковной независимости от Москвы. Интересно сравнивать такой исторический документ как автобиография – как человек писал в 20-е годы, в 30-е годы, в 40-е и в 50-е. Здесь мы видим, что исходная точка – это как раз период гражданской войны. Интересно, как по-разному люди трактуют мотивы своих поступков, описывая их в разные периоды времени. Многие из них сделали такой интересный поворот: от имперскости Первой мировой войны, Великой войны, до такой псевдоимперскости периода Второй мировой войны, апогей сталинизма.
Спорный, дискуссионный момент: я как раз не совсем соглашусь с коллегами по поводу религиозности большевиков, религиозности в красной армии. Это, мне кажется, сейчас довольно популярная позиция, но, все-таки, она далека от истины. Судя по тому, что они писали сами в своих отчетах, представители православного пастырства, за редчайшим исключением, просто-напросто боялись, когда приходили красноармейцы и красные партизаны. Сколько раз приходилось читать, что только финансовые обещания спасали жизнь священника, и лучше для него – в ту же ночь бежать из своего села вместе со всей своей семьей.
Владимир Калиновский:
Для церковных деятелей периода гражданской войны стратегия поведения – это стратегия выживания. У кого-то отношение к большевикам проявлялось как резкое неприятие, из этого обычно проистекало два выхода: либо физическая гибель конкретных представителей духовенства, либо путь в эмиграцию, то, что стало с Антонием Храповицким, многими другими выдающимися подвижниками Церкви.
Вся Россия в этот период была разделена многочисленными линиями фронта, тем не менее, существовала идея важности соборного начала. Поместный Собор показал пример, которому следовали и на Юге России, и в Сибири, и на Дальнем Востоке…
Священник Илья Соловьев:
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в 1918 году большевики выпускают декрет «Об отделении церкви от государства». После этого декрета никакого «разного отношения» к Церкви большевиков не было. Мы можем говорить только о различной интенсивности проведения в жизнь этого декрета. Принципиально большевики были в своем отношении к Церкви едины. Нет никаких оснований для утверждения, что большевики по-разному относились к Церкви. Они были гонителями Церкви и системными гонителями. Поэтому говорить, что в годы гражданской войны было разное отношение к Церкви у большевиков – мне кажется, это нонсенс. Это вообще внеисторический подход, без учета того, что представляли собой большевики. И я думаю, что это очень опасная тенденция.
Сергей Фирсов:
Я думаю, что трагедию Церкви в период Гражданской войны нужно рассматривать в историческом контексте. Что происходило в период перед революцией? Выпускников семинарии 50-60 человек, а сан принимали из них 2-3 человека. Кризис был налицо. Настроения семинаристов были революционные, симпатизировали социал-демократам и эсерам. Большинство тех, кто учился в семинариях, были детьми духовенства, церковно- и священнослужителей. И их левые взгляды, так или иначе, надо учитывать. Это к вопросу об «общем контексте». Кризис был глобальный, всеобъемлющий. Благовещенская семинария за 10 лет не дала ни одного священнослужителя, вообще ни одного. В Черниговской епархии был недочет священников, храмы практически пустовали. Это к слову о гражданской войне – формально это к ней не относится, но всё-таки относится.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание,
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
Прав юридического лица они не имеют.
Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Декрет подписан 2 февраля (20 января) 1918 г.
Декрет опубликован 5 февраля (28 января) 1918 г.
См. также:
Обсуждают Елена Константиновна Зелинская, Сергей Львович Фирсов, протоиерей Александр Степанов
Почему Поместный Собор не был созван до революции? В программе Александра Мраморнова «Великий Собор» доктор исторических наук Сергей Фирсов рассказывает об отношении к созыву Собора последнего российского монарха. Эфир 14 июня 2017 г. АУДИО
К 100-летию Священного Собора Православной Российской Церкви впервые выходит полное научное издание материалов Поместного Собора 1917-1918 годов. О значимости события рассказывают Александр Мраморнов и Сергей Фирсов. АУДИО + ТЕКСТ
1922 год в нашей истории: победа большевиков в гражданской войне, ужаснувший весь мир голод, изъятие церковных ценностей, репрессии против инакомыслящих и высылка интеллигенции, появление вместо России нового государства – СССР. Обсуждаем с историками Иваном Петровым и Никитой Гольцовым влияние внешних факторов на церковную жизнь. Передача 2. АУДИО
Обновленчество. Этот термин сегодня все чаще приобретает характер ярлыка, лишенного реального содержания. Что означал этот термин в те годы, когда он появился? Что такое обновленчество как историческое явление и имеет ли оно отношение к современной церковной жизни? Беседа с московским священником Ильей Соловьевым, директором издательства Крутицкого подворья
В современной Российской Федерации 10330 топонимов в честь Ленина. Что этот человек совершил, сделал, что 90 лет его не могут похоронить и сотни тысяч людей со всего мира смотрят на него: кто с восторгом, кто с омерзением? В программе «Возвращение в Петербург» – биография Ленина. Историк Кирилл Александров рассказывает, как зло приходит к власти. Передача 1
«Правительства союзных держав понимали – если сообщить о тех потрясениях, которые переживает Россия, то неизвестно, как поведет себя собственное население». Лекция д.и.н. Николая Николаевича Смирнова. 10 марта 2017 г. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО
Вторую лекцию в рамках открытого лектория «Человек и личность в эпоху кризисов и перемен: 1917–2017» прочитал протоиерей Георгий Митрофанов, он рассказал о самых сложных событиях столетней давности: отречении Николая II и вступлении Церкви в период новомученичества. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО
В эфире радио «Град Петров» свое мнение высказывают историки, священники, деятели культуры. АУДИО + ТЕКСТ