6+

Сюрреализм в Эрмитаже

10

Репортаж Екатерины Степановой и Ирины Поляковой

Приложение к программе «Время Эрмитажа»

АУДИО + ФОТО

Открытие выставки в Эрмитаже
29 октября 2016 — 5 февраля 2017
Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали
Залы № 344-349 на третьем этаже Зимнего дворца


 

С 29 октября 2016 года на третьем этаже Государственного Эрмитажа открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять истоки и развитие одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

О выставке, ее, без преувеличения, мировом значении, испанском сюрреализме и каталонской художественной школе рассказывают кураторы выставки: со стороны Эрмитажа Святослав Константинович Саватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, со стороны Каталонии – Алисия Виньяс Паломер и Юрий Ростиславович Савельев, доктор искусствоведения.

 

«Эта выставка интересна тем, что она из Каталонии, где родились и жили почти все испанские сюрреалисты, в том числе и Дали. Выражение, которое когда-то бросил Дали: «сюрреализм – это я», был самый обыкновенный эпатаж. На самом деле – сюрреализм это не только Дали, а Каталония, а если быть более точным – это художники Ампурдана, области в Каталонии, где совершенно фантастический пейзаж. По-испански Ампурдан, а по-каталонски Эмпурда. Это пейзаж, климат, это море, пляжи песчаные и, главное, скалы, которые имеют совершенно марсианский вид. Это один фактор. Второй – это знаменитый ветер трамонтана, который дует с севера Пиреней. Он продолжается в течение трех недель, и все три недели у людей в ушах стоит постоянный гул. Но этот ветер еще создает удивительное освещение – темно-фиолетовое, ярко-фиолетовое. И все это – пейзаж, ветер, освещение – изображали каталонские художники в своих произведениях», – пояснил Святослав Константинович Саватеев.

 

«Невозможно говорить о сюрреализме в Испании, не говоря о сюрреализме Каталонии и, в частности, Ампурдана. У нас есть Средиземное море, Пиренеи, но общий облик достаточно фантастический. Пейзаж с оливковыми деревьями и кипарисами сильно меняется после северного ветра. Когда ветер утихает, то наступает такая тишина и спокойствие, что пейзаж становится почти как театральная декорация. И этот пейзаж сильно влияет на местных художников и их творчество. Различные мифы, различные истории этой местности Дали реализует в своей живописи», –  отметила Алисия Виньяс.

 

Очень подробно о концепции выставки и ее задачах рассказал куратор с каталонской стороны, доктор искусствоведения, единственный русский академик-корреспондент Королевской Каталонской Академии художеств Святого Георгия Юрий Ростиславович Савельев:

«То, что эта выставка состоялась, в основном заслуга Алисии Виньяс. Большинство картин принадлежит частным собраниям. Здесь только несколько картин из музеев Каталонии. Центральная работа выставки и единственный крупный музей, который откликнулся на эту выставку, это музей Тиссен-Борнемиса из Мадрида. К нашему удивлению многие музеи – я не буду их называть – не проявили интереса к этой выставке. Потому что были сомнения в ее успехе. Потому что сама концепция и те художники, которые представлены, открываются впервые в России, и, я думаю, в Европе тоже. Те имена, которые мы видим вокруг Дали, ею открыты, начиная с 70-х годов, когда она возглавляла Художественный музей Фигераса. И вот сначала она одна, потом мы вместе в тандеме, а потом уже и совместно с Эрмитажем, мы стали готовить эту выставку. На ее подготовку ушло семь лет. И это было очень непросто по многим соображениям. Но результат того стоил.

В самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, потому что эта выставка – это новое слово. А пробивать  новые пути всегда сложнее, чем выставлять что-то знакомое. Например, если бы мы предложили сделать выставку только Дали, это ни у кого бы не вызвало сомнения. А поскольку здесь впервые представлено окружение Дали именно этого направления сюрреалистического, то не все верили в успех этой выставки. Но это открытие, которое происходит именно здесь в Санкт-Петербурге – это первая выставка каталонского искусства в России – и в Петербурге, и в Эрмитаже.

Мы примерно так и представляли эту выставку. Здесь показаны главные художники этого направления, прежде всего Анжел Планельс, который для меня, например, один из самых интересных художников из современников и окружения Дали. И Жоан Масанет, которому в Эрмитаже отвели отдельный зал, и это очень правильно, и это очень интересно. Другие художники представлены одной-двумя работами. И что очень важно – показан Хуан Нуньес, профессор, учитель Дали. Он представлен впервые в Петербурге, где существует, как я считаю, лучшая в Европе художественная школа реалистического искусства, это тоже очень важно. Важно показать, что художник сначала должен научиться рисовать, а потом уже делать все, что ему хочется. Но если мы видим какие-то дилетантские попытки без владения рисунком, то это уже совсем не то. Поэтому одна из задач этой выставки показать, что искусство – это серьезно. Поэтому здесь представлен Хуан Нуньес.

Касаясь концепции этой выставки. Первый зал – это художники-предшественники Дали. Для того чтобы показать, что феномен Дали возник не на пустом месте, что была интересная школа, и, в частности, одна из работ – любимая работа Дали. Он видел эти работы и принадлежал этой школы. Это абсолютно реалистические работы, но вы увидите там некие зародыши, некую прелюдию к манере самого Дали.

А во втором зале вы увидите две работы современников раннего Дали, которые написаны в стиле Дали. То есть это был стиль не только его, Дали, это был стиль этой школы, который он потом стал развивать. Это очень важно – показать в какой среде формировался Дали, что это была серьезная художественная школа.

ВРЕМЯ ЭРМИТАЖА. Екатерина Степанова
Возникновение художественной школы именно в Фигерасе также не было случайностью. Это следствие того, что в Фигерасе сформировался достаточно значительный слой культурных и образованных людей, которые способствовали созданию этой школы. И это феномен, который заслуживает внимания. В Каталонии Ампурдан – это область, которая со времен Древней Греции была особым местом в развитии культуры. Место культуры, скажем так. Дали преклонялся перед Хуаном Нуньесом, своим учителем, и, конечно, тем, чем он обладает как рисовальщик, Дали обязан ему. Основы были заложены именно Хуаном Нуньесом. И, безусловно, ученик превзошел учителя.

То, что работ Дали всего восемь (тем не менее, среди них есть очень яркие работы), это, в общем, и неплохо. Потому что если бы работ Дали было больше, это бы была выставка «Дали и художники Ампурдана». Но наша задача была показать Дали как феномен художественной школы. В данном случае творчество Дали уравновешено представленными другими художниками, которые меньше известны. Поэтому в рамках экспозиции некое равновесие присутствует. Сама экспозиция очень хорошо получилась также благодаря дизайнерам Эрмитажа.

Концепция выставки выдержана очень четко. Это художники до Дали – первый зал. Школа Хуана Нуньеса и его современники, чтобы показать стиль Дали, который сформировался в эпоху его юности и был присущ не только ему, но и другим художникам. Затем зал, который полностью посвящен Жоану Масанету, представлена его живопись и скульптуры. Далее – зал Дали вместе с Анжелом Планельсом. И последний зал – уже более поздний период, тоже художники-современники, и то, как они развивали дальше эти идеи.

Хотя подготовка к выставке и была сложной, но мне кажется результат очень хороший. Во многом благодаря большой поддержке со стороны Эрмитажа. И я надеюсь, что эта экспозиция будет интересна жителям Петербурга.

Одна из работ, которая не очень известна, это «Сан Нарсис», которая свидетельствует о том, что Дали был воспитан в католической традиции. Что не очевидно. И это очень интересно. Сама по себе работа очень интересная, интересна техника, стиль Дали. И многие элементы и образы Дали, которые он создавал, также были основаны на ассоциациях с покровителем Жироны святым епископом Нарциссом. Это средневековый епископ. И посох епископский, элементы, напоминающие епископский посох, которые мы видим на многих работах Дали, это исторические ассоциации.

В работах Жоана Масанета можно видеть также некие параллели с историей европейского искусства. Особенно в Каталонии был популярен Ян Вермеер. Почему? Непонятно. Но он был очень популярен. Рембрандт тоже. И в этих работах мы видим некоторые исторические аллюзии, некие экскурсы в историю европейского искусства, но в сюрреалистическом осмыслении.

Почему сюрреализм там  возник? Ну, могу привести слова художника Сантоса-и-Торроэлья: «Все тут мы немного сюрреалисты». То, о чем сегодня говорили уже – сам пейзаж, климат – они как-то настраивают людей на особое восприятие мира. А поскольку мы с вами живем тоже в немного сюрреалистическое время, то, мне кажется, это будет интересно для нашего зрителя.

Никто их этих художников не был представлен нигде и никогда. Это открытие. И мы благодарны Эрмитажу за поддержку этого смелого проекта, потому что гораздо сложнее открывать, чем выставлять художников, о которых уже сложилось мнение. Некоторые работы выставляются впервые, как «Сан Нарцисс», и немного меняют в целом представление о творчестве Дали, расширяют это представление.

Как сформулировать основную черту сюрреалистической школы? Хочется ответить – выйдете на улицу и посмотрите. Современные российские художники тоже пытаются идти по этому пути. Но это достаточно сложно. Для этого надо иметь очень серьезную художественную школу. И свою своеобразную философию. А у нас, как вы знаете, в художественных ВУЗах философии не учат.

Главное зерно сюрреализма? Я бы сказал, это невидимый реализм. Это внутренний мир художника, который он привносит в нашу реальность. Или, может быть, то, что видит художник, и что человек без таланта увидеть не может. Это как музыкант – он слышит музыку. Так же, как поэт – он слышит стихи. Я не слышу, а он слышит. А Дали видел. И именно здесь встает вопрос о природе этих мест. Во многих работах вы увидите облака. Сами облака рождают образы. И образы сюрреалистические. Почти везде облака. Или море. То, что будит фантазию. А как оно будит – вот, пожалуйста, смотрите».

 

ФОТО


 

Программы Екатерины Степановой на Сервисе скачиваний.

Удобно скачивать — легко помогать радио в сборе средств на вещание.

ГАТЧИНА. Айсулу Шукурова, Екатерина Степанова
ОРАНИЕНБАУМ. Ольга Суровегина, Екатерина Степанова
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НИКУЛИН. IN MEMORIAM. Марина Лобанова, Екатерина Степанова

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

 

«…из особняка барона Штиглица»

В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А.Л. Штиглица». Репортаж Екатерины Степановой. АУДИО + ФОТО

Официальное открытие выставки «Византия сквозь века»

Официальное открытие выставки «Византия сквозь века». Репортаж Екатерины Степановой. АУДИО + ФОТО. 24 июня 2016 года в Николаевском зале Зимнего дворца, в рамках Года Греция – Россия 2016, открылась выставка «Византия сквозь века», одно из главных культурных событий перекрестного года.

Зимний Дворец Петра I

Зимний дворец Петра I. Часть первая

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» нас ждет настоящее путешествие во времени и замечательная экскурсия, которую проводит заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» Отдела русской культуры Государственного Эрмитажа Сергей Алексеевич Нилов. Часть первая. ТЕКСТ

нет комментариев

Наверх

Рейтинг@Mail.ru